Раки

Иванпатриот
Мы сидели с другом в лодке, была вторая половина дня. Рыбалка сегодня не задалась, весь день дул ветер, по небу бежало много облаков, и солнце постоянно пряталось за тучи. По воде всё время шла рябь, и глаза устали смотреть на поплавок, который всё время на водной ряби то поднимался, то ложился. Рыбы в ведре было мало: десяток плотвичек, да столько же красноперки.
День был прохладный, ветреный и на реке, и на острове, где все отдыхали на мелком бело-рыжем песке, сегодня никого не было. Мы с другом сидели в лодке обсуждали наши дальнейшие действия. Скоро сентябрь, пойдём в школу, а грибов в этом году ещё не было. На грибах, собранных в лесу и там же сданных на грибоварню, мы каждое лето зарабатывали много денег. За собранные грибы мы получали наличные деньги, денег всегда хватало купить школьную форму, учебники, школьный ранец, велосипед и коньки или лыжи. В это время к нам подошел один из старших товарищей, он был гораздо взрослее нас. Но у рыбаков, грибников и охотников возраст между нами и старшими был не так заметен, как это бывает у волейболистов и футболистов. Посмотрев в наше почти пустое ведро, он нам посочувствовал, сказал, что в такую погоду рыба не ловится. Мы ему ответили, что вот погода испортилась, но пойдут дожди, и мы на грибах наверстаем своё и заработаем много денег.
“А знаете, - сказал он, - сколько я заработал денег за лето?”. Нас это очень заинтересовало. “А хотите я вас научу, как всё лето зарабатывать деньги? Тем более, что у вас есть лодка.” Мы стали уговаривать его научить и нас. “Ладно, уговорили, - сказал он, -  я через несколько дней уезжаю в Москву, поступать в институт, и, наверное, буду приезжать домой редко и этим уже заниматься не буду. Слушайте меня внимательно. Я ловлю раков.”
- Да и мы ловим раков, - сказали мы.
- Я не просто ловлю раков, а раз в неделю, в пятницу, я ношу их в ресторан и сдаю по двадцать копеек за штуку.
- Это сколько же можно заработать!? - сказал мой друг, - Да мы их за день наловили мешок!
- Дело не в этом, сказал он, - чтобы за день наловить много, а по договору я раз в неделю, в пятницу, с пяти до семи вечера должен их доставить в ресторан и сдать на склад по двадцать копеек за штуку. Раков должно быть двести штук и не менее, можно больше, но за них не заплатят. Меньше тоже нежелательно, при приемке раков не считают, и, если их окажется меньше, то можно потерять доверие, и раков покупать больше не будут,  и договорятся с другими продавцами, и тогда вы останетесь без работы и денег. А теперь, поплыли, я вам расскажу все секреты ловли и хранения раков.
Мы приплыли к высокому обрывистом берегу, где мы тоже знали, что водится много раков. Раздевшись и войдя в воду, мы стали руками залезать в норы, которые были в стене берега, в воде. В лунке, если там был рак, рука сразу находила его, рак клешней хватался за пальцы и сильно их сжимал. Или в руку брался рак и быстро переносился в лодку. Через несколько минут дырки в воде были проверены, в лодке лежало несколько десятков раков, которых надо было отсортировать, мелких выпустить, а крупных сложить в ведро с водой.
- Теперь поплыли, я вам покажу, где стоят рачевки с приманкой для ловли раков.
Осмотрев все замаскированные под листья кувшинок и лилий рачевки, мы набрали почти полное ведро крупных раков.
- А для того, чтобы сохранить летом раков, - сказал наш наставник, - их надо сложить в большой садок, сделанный из лески или капроновых крепких ниток, привязать груз и опустить на дно реки. Тогда раки долго хранятся и не портятся.
Мы с нетерпением ждали пятницу. И вот наконец дождались. Привязав большую бадью на багажник велосипеда, мы сложили туда двести с небольшим раков и на велосипедах отправились в город в ресторан.
Путь с раками до ресторана занимал два часа, и мы всю дорогу слушали наставления нашего уже теперь хорошего друга: как вести себя, что говорить, не возражать приемщику раков и всегда соглашаться с тем что он говорит.
Во дворе ресторана к нам вышел симпатичный высокий мужчина, распорядитель, и подошел к нам. Наш друг представил нас ему, сказал, что теперь мы будем доставлять раков. Он как мог нахваливал нас, говоря, что мы ребята честные, исполнительные и его не подведем. Мы поддакивал и старались вести себя достойно. Распорядители взял тяжелую бадью с раками и ушёл в ресторан. Через некоторое время он вышел, передал деньги нашему старшему товарищу, пожал нам всем руку, пожелал нашему другу хорошо учиться, а нам сказал, что ждет в следующую пятницу в это же время. Старший выдал нам по десять рублей, и мы с товарищем как всегда пошли оторваться по полной. Это всегда происходило так: сначала мы брали по пять горячих пирожков с повидлом, с аппетитом съедали их, потом покупали по два сливочных мороженого, и все это запивали по три стаканчика газированной воды с двойной порцией сиропа. После всего проделанного дела, мы довольные и счастливые отправлялись домой.
Несколько пятниц мы без каких-либо приключений отработали всё как по расписанию. Но однажды случилось непредвиденное, и мы с другом оказались в непонятном и довольно-таки неприятном положении.
День с утра был хмурым, по небу плыли темные, свинцовые тучи, шел холодный дождь со снегом. Проделав всю процедуру с раками, мы, как всегда, прибыли в ресторан. Во дворе долго ждали распорядителя, которого не могли найти. Наконец к нам подошел совершенно незнакомый человек и сказал, что распорядителя не будет.
- Что же нам делать? - спросили мы, - И что делать с раками, которых мы доставили, как и договаривались?
- Не знаю, - сказал он,- но если хотите, я возьму у вас раков.
Но только за половину цены, так как у нас с ним не было никаких договоров, и раков он брал лично для себя. Так как у нас не было другого выхода мы согласились. Не нести же раков назад в реку! Но это всё равно не нарушило нашего обычая съесть по пять пирожков с повидлом, по два хороших мороженых и все это запить тремя стаканами газировки с двойным сиропом.