Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Письмо 33

Борис Гончаров
Об изречениях

Ты хочешь, чтобы я и к этому письму,
Как к прежним, изречения великих добавлял.
Они не только украшали свою речь и потому
Всегда в их опусах хватало несгибаемых начал.

Ты знаешь сам: где что-то нам бросается в глаза,
Там не всегда всё ровно между малым и большим.
Когда весь лес равновеликий, я бы доказал,
Что ты не станешь восхищаться деревом одним.

Такими изречениями полны античные стихи,
А также летописи и труды литературы.
Поэтому не думай, что помимо всякой чепухи,
Они принадлежат не только Эпикуру:

Они – всеобщее и уникальное достояние,
И более всего такое достояние для нас.
Но у него заметить легче эти назидания,
Поскольку они редки, как сверкающий алмаз.

Ведь странно видеть мужественное слово
Того, кто проповедует изнеженными речами.
Так судит большинство о нём сурово;
По мне, так стойкий он и в платье с рукавами.

Чай мужество, усердие, стремленье к бою
Есть и у персов, а не только у солдат из Рима.
Зачем же взыскивать с меня, чтоб я порою
Искал слова, которые неоднократно повторимы,

Коль то, что у других лишь можно выбрать,
У наших мудрецов то говориться сплошь?
У нас нет бьющих в глаз приманок и калибров,
Мы не морочим покупателя – что хочешь, то найдешь.

Представь, что мы б с тобою захотели привести
То иль другое изречение из множества суждений:
Кому ж его нам приписать? Не буду льстив.
Зенону, Посидонию, Клеанфу иль другому гению?

Над нами нет царя, любой распоряжается собою.
У них и то, что сказано Гермархом или Метродором,
Приписывается одному, и я тебе начистоту открою:
Кто чтобы ни сказал, всё сказано одним фавором.

Мы ж, как бы ни старались, не сумеем обособить
Одно из множества тождественных предметов.
«Единственно бедняк считать овец способен» –
В «Метаморфозах» сказано Овидием – поэтом.

Куда ни взглянешь ты, читая, то найдёшь такое,
Что бросилось бы с первого захода нам в глаза,
Не будь не хуже всё написанное остальное –
Везде тебе откроются невиданные чудеса.

Ты не надейся, что тебе удастся на авось
Вкусить итоги дарования людей великих:
Тут рассмотреть всё надо, и не вскользь
Прочесть уча все поучительные книги.

Всё здесь по делу, но не мнений груда,
И каждая черта так сплетена с другою,
Что невозможно что-либо изъять оттуда,
Не потревожив целого, не покривив душою.

Не та красива, у которой хвалят руку или ногу,
Или любуются густыми вьющимися волосами,
А та, чей облик весь не даст хотя б немного
Быть в восхищении её отдельными чертами.

Но если всё-таки упорствуешь на этом ты,
То буду я дарить тебе всё щедрою рукою.
Число всех изречений ценных и пустых
Полно везде. Что надо ты найдёшь с лихвою.

Они не капают по капле, а текут струёй,
Соединенные между собою воедино.
Не сомневайся, пользу принесут они собой
Стоящим у дверей неопытным простолюдинам.

Запоминаются гораздо легче те лишь мысли,
Законченные и завершенные, помимо пустяков,
Включающие здравый и глубинный смысл,
Как строки вдохновенных и пророческих стихов.

Поэтому даём мы мальчикам заучивать на память
Девизы, изречения и то, что греки хриями зовут:
Легко их может воспринять незрелая душа такая,
Что не способная вместить, как небольшой сосуд.

А человеку взрослому довольно-таки стыдно
Срывать цветочки знаменитых изречений,
Как бы на посох опираясь древовидный,
На мысли, взятые на память в упоении.

Пускай же он стоит на собственных ногах
И сам же говорит, чужое не запоминая.
Зазорно пожилому человеку впопыхах
Жить, из учебников сонм мудрости черпая.

– «Зенон сказал так». – Ты-то почему затих? –
– «А так сказал Клеанф». – Ты бестолковый?
Как долго будешь под началом у других?
Командуй сам, скажи-ка сам пророческое слово.

Все эти не создатели, а толкователи и болтуны,
Что прячутся в чужой спасительной тени,
Не обладая каплей благородства и принуждены
Не делать то, что извлекли из всяких книг.

Они поднаторели в памяти держать чужое.
Но одно дело помнить, а другое – знать!
Ведь помнить – это повторение простое,
Что препоручено другими, как пустая кладь.

Знать – это значит делать вещи на свой лад,
Не упираясь глазом в устаревший образец
И не оглядываясь каждый раз всегда назад
На своего учителя, как незадачливый юнец.

Не становись второю занимательною книгой!
Как долго будешь ты учиться? Обучай других!
Зачем мне слушать то, что не даёт мне выгод,
Которое смогу прочесть в посланиях иных?

«Живой, спокойный голос – вот большое дело!» –
Хотя не тот, что приспособлен повторять
Чужие изречения достаточно умело
И переписчиком лишь только может стать.

И вот ещё: все не способные уйти из-под опеки
Своих предшественников, вслед идут за ними,
Во-первых, в том, что даже коренные греки
От этого ушли давно дорогами иными,

И, во-вторых, в том, что лишь ищется и никогда
Не будет найдено, коль мы довольствоваться будем
Тем, что когда-то удалось мыслителям создать
В те незапамятные времена, помимо словоблудий.

Ни йоты не найдёт идущий следом за другим,
Поскольку он вообще-то ничего не ищет.
«Что ж, не идти мне за предместником моим?» –
Так не веди себя, как безымянный переписчик.

Нет, я воспользуюсь проезжей старою дорогой,
Но если я найду другую, покороче и ровнее,
То сам её и вымощу от самого скрипучего порога
До острова Эа, где во дворце живёт Цирцея.

Не наши повелители, кто раньше занимался тем же,
Они поводыри – достаточно таких проводников.
Для всех открыта истина, запас её безбрежен.
Останется большая доля и потомкам. Будь здоров.

30.12.2020