Реферат759

Гарри Раввинсон
Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774


Дисциплина: Физическая культура
Реферат: Значение физической культуры и спорта в жизни человека



Новосибирск 2020

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА 5
2   ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ЦЕННОСТИ  7
3  РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью культуры общества и каждого человека в отдельности. В настоящее время нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, которая не была бы связана со спортом и физической культурой.
В последние годы все чаще упоминается о физической культуре не только как об автономном социальном факте, но и как об устойчивом качестве личности.
Исторически физическая культура формировалась под влиянием потребностей общества в физической подготовке молодого поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем, по мере эволюции систем воспитания и образования физическая культура становилась базовым видом культуры, которая формирует двигательные умения и навыки. Физическая культура должна сопровождать человека в течение всей его жизни .
Физической культурой и спортом в нашей стране занимаются всего 8–10 % населения, в то же время в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40–60 %.
Значение физкультуры и спорта в жизни человека значительно увеличилось в последние десятилетия. Спорт и физкультура существенно влияют на состояние организма в целом, на психику и статус человека.
В современном обществе с появлением новой техники и технологий имеет место сокращение двигательной активности людей и одновременно усиление влияния на организм неблагоприятных факторов, таких как загрязнение окружающей среды, неправильное питание, стрессы. Кроме того, снижается иммунитет, что влечет за собой значительную восприимчивость к инфекционным болезням.
В настоящее время число людей с разнообразными заболеваниями растёт, так что снижение двигательной активности является актуальной проблемой.
Физическая культура и спорт является одними из наиболее значимых факторов укрепления и сохранения здоровья.
Занятия физической культурой необходимы человеку во все периоды его жизни. В детском и юношеском возрасте они способствуют слаженному развитию организма. У взрослых улучшают морфофункциональное состояние, увеличивают работоспособность и сохраняют здоровье. У пожилых, наряду с этим, задерживают неблагоприятные возрастные изменения. физкультура спорт питание
Систематические занятия физической культурой и спортом помогают людям всех возрастов наиболее продуктивно использовать своё свободное время, а также способствуют отказу от таких социально и биологически вредных привычек, как употребление спиртных напитков и курение.
Злоупотребление физической нагрузкой может принести немалый вред, поэтому при выборе степени нагрузки на организм необходимо применять индивидуальный подход.

1 РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Неотъемлемой частью жизни каждого из нас, с давних времен являлась и развивалась физическая культура. На долгие годы сохраняет здоровье, так же является и частью культуры человека и общества в целом, с помощью нее можно достичь физического и интеллектуального развития.
Сейчас люди меньше замечают надобность занятий спортом, каждый занят своими многочисленными важными делами. К сожалению, в наше время, современный человек практически не двигается, он занят умственным трудом, совсем забывая о физическом.
Мало кто знает, что занятия физическими упражнениями напрямую связаны с работоспособностью человека, с умением концентрироваться. Ведь человек, который хотя бы несколько раз в неделю занимается своим тело, намного быстрее и лучше справляется с повседневными задачами.
В связи с этим повысилось внимание к здоровью граждан, а в частности к студентам, так как, имея молодых специалистов, распрощавшихся со здоровьем еще в процессе обучения, мы получим лишь слабых работников, которые не смогут хорошо выполнять свои обязанности, по причине своего плохого физического и психического здоровья, так как эти две вещи на прямую взаимосвязаны.
Физическое и психическое развитие следует воспринимать как симбиоз, в котором, важен каждый компонент. К примеру, у детей, развитость движений – главный показатель правильного психического развития. Которое включает в себя координацию движений, инициативность движений, способность запоминать последовательность движений, так же развитие речевых навыков, внимание к своим и чужим действиям, развитие зрительной координации, а также моторики рук.
Поэтому ни в коем случае не нужно пренебрегать физическими упражнениями, как в детском возрасте, так и во взрослом и поддерживать себя в хорошей физической форме. Человек в хорошей физической форме имеет быструю реакцию, например, ловкость очень хорошо развивается у фехтовальщиков.
Когда человек выполняет силовые упражнения, организм не требует дополнительного кислорода. Необходимо комбинировать как анаэробные, так и аэробные упражнения, например, заниматься плаванием или ездой на велосипеде. Выносливость мышц.
Движения, которые повторяются, делают мышцы более выносливыми, заставляют их работать не уставая, лучше всего для этого подходят прыжки на скакалке.
Гибкость. У любого человека должны быть сильные и эластичные мышцы, это позволит сохранить подвижность до глубокой старости, для этого необходимо заниматься растяжкой и танцами, так же будут полезны занятия йогой и пилатесом, что позволит так же сохранить и подвижность суставов.
С помощью эксперимента было доказано, что скелетная мускулатура непроизвольно сокращается при усиленной интеллектуальной работе. Эти сокращения дают подзарядку подкорковым нервным структурам головного мозга, потом активизируется кора больших полушарий головного мозга, отвечающих за мыслительную деятельность. Таким образом, мышцы являются аккумуляторами мозга.
Может быть, вы замечали, что при интенсивном мышлении, мышцы лица непроизвольно напрягаются, что помогает лучше концентрироваться, улучшить внимание и память.
Но, несмотря, на всю пользу, приносимую напряжением мышц, их нужно время от времени расслаблять, так как при их длительном напряжении, в мозг начинает поступать слишком много мышечных импульсов, что ведет к ухудшению функционирования головного мозга.
Расслабление мышц поможет перезагрузить мозг, что позволит активизировать его деятельность. Теперь, становится ясна связь между физическими упражнениями и умственной деятельностью.
Советским физиологом была сформулирована «энергетического правила скелетных мышц». В своей теории он говорит о том, что в каждом возрастном периоде функции и состояние организма определяется работой скелетной мускулатуры. Физиолог предположил, что для образования протоплазмы – живого вещества, необходимо работа мышц, благодаря которой будут накапливаться энергетические потенциалы. Вывод: умеренные нагрузки на мышцы чрезмерно важны для здоровья и увеличения продолжительности жизни.
Физическая культура необходима в жизни человека, как в раннем возрасте, так и в старости. При всем этом, нужен индивидуальный подход в момент выбора степени нагрузок на организм, ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.
Таким образом, физическая культура нужна для сохранения и укрепления здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого современного человека.

2   ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ЦЕННОСТИ

Физическая культура, как и общая культура, делится на две части - предметную и личностную. Это значит, что она существует в виде конкретных материальных реалий, и в форме личностного достояния человека, занимающегося упражнениями.
Физическая культура – социальное образование, в структуре которого, можно выделить три самостоятельных аспекта:
– ценностный;
– деятельностный;
– личностный.
Результативный аспект физкультуры включает в себя всю совокупность полезных результатов, которые человек приобрел в процессе использования ценностей физической культуры в своей жизни.
К таким полезным результатам можно отнести:
– двигательные умения и навыки;
– способность быстро овладевать новыми движениями;
– физическую работоспособность;
– пропорционально развитое телосложение и осанку;
– физкультурные знания;
– нравственные и эстетические качества.
Термин «физическая культура личности» – это реальная физкультурно-спортивная деятельность конкретного человека, мотивом которого является удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей в физическом самосовершенствовании.
Основными признаками физической культуры можно считать:
– систематические занятия физическими упражнениями;
– специальные физкультурные занятия;
– владение определенными двигательными умениями и навыками;
– умение построения своих самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.
Прогрессивный вариант представляет собой процесс постоянного преодоления противоречий, а также, преодоления себя. В этом случае происходит непрерывное наращивание личностного потенциала и самоопределение в результатах и процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Регрессивный вариант характеризует уход на узкие сферы, основой которого служат иллюзии прошлого опыта. Неполнота выражения в физкультурно-спортивной деятельности порождает неудовлетворенность ее результатами, что приводит к ограничению культурного пространства жизнедеятельности. Чем шире и богаче круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективности, потому что, она сама начинает творить общественные отношения, где является совокупным ансамблем.
Деятельностный аспект физической культуры характеризует то, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной активности человека, причем не любой, а той, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам выносливости, развития силы, законам формирования движений, законам активного отдыха и т.д.
 На протяжении всей жизни, человек занимается многими видами деятельности, которые связаны с двигательной активностью и физическими нагрузками. Однако не все они могут быть отнесены к физкультуре. Поэтому ядром физической культуры можно считать только двигательную активность, связанную с выполнением физических упражнений. Физические нагрузки, выполняемые при этом, могут быть разной величины, которые зависят от поставленных задач – поддержать, восстановить или развить свои физические кондиции.
Поэтому, только полезная двигательная деятельность, действующая положительным образом на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к физической культуре. А двигательная деятельность, например, грузчика, к физической культуре не имеет непосредственного отношения, потому что, у нее цель не развитие самого себя, а выполнение производственного задания, которое может быть достигнуто любой ценой. Такая ситуация в физкультуре недопустима и вредна.
Физкультурная деятельность обязательно содержит двигательный компонент, который, как правило, является преобладающим. В сфере физической культуры деятельность представлена рациональными формами двигательных действий, имеющими свою конкретную методику занятий. В воспитании скоростных способностей, методика будет существенно отличаться от таковой, при воспитании практически по всем параметрам общей выносливости.
Деятельность физической культуры человека направлена всегда на совершенствовании самого себя, воспитания физических качеств, укрепление здоровья, формирования правильной осанки и т.д. Лежащие вне самого человека, цели хотя и могут существовать и решаться параллельно, но не являются при этом ведущими.
В своей совокупности, все эти признаки присущи только физической культуре. Для других сторон деятельности человека в полном объеме они не характерны.
Ценностный момент физической культуры представлен совокупностью духовных и материальных ценностей, специально созданных для эффективного физического совершенствования человека.
Материальные ценности воплощены в физкультурно-спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, залы), специальном оборудовании и инвентаре (легкоатлетические и гимнастические снаряды, лыжи, мячи, тренажеры и т.д.).
Духовные ценности физической культуры представлены исторически отобранными и испытанными на практике физическими упражнениями, сконцентрированными в форме спорта, гимнастики, игры и туризма, основанных на физической активности.
Вдобавок, к духовным ценностям физической культуры относятся накопленные наукой и практикой специальные физкультурные знания, отраженные в идентичных теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований.
При всем этом нужно отметить, что все эти предметные материальные, а также духовные ценности значимы лишь по мере их вовлечения в сферу физкультурной деятельности людей. Например, бассейн для человека, который не желает в нем заниматься, вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные к физической культуре, данные ценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и развивают.

3  РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Профессионально-прикладная физическая подготовка, в наше время, входит в программы физического воспитания студентов и направлена на подготовку специалиста. Научными исследованиями установлено, что высокий уровень профессиональной подготовки требует значительной физической подготовки.
Популярна проблема недостатка финансирования, малоподвижного образа жизни, это все затрудняет реализации образовательных планов молодых людей, в виде физического совершенствования, особенно для студентов всех колледжей, так как в этом возрасте закладываются и формируются основы ЗОЖ, а физическое воспитание, не всегда является наиважнейшим направлением.
Также часто вредит их физическому и психическому здоровью, огромная учебная нагрузка. Это может плохо сказаться на процесс формирования личности студента. Нынешняя ситуация такова, что молодые люди часто не имеют возможности повысить уровень физкультуры.
Отсутствие пропаганды физкультуры и высокого уровня развития спорта, вызывает распространение таких «болезней общества», как алкоголизм, никотиновая зависимость, так называемый «пивной алкоголизм», преимущественно у молодых людей-наркомания.
Для здоровья, развития и общего состояния человека, значение физкультуры и спорта трудно преувеличить. Ребенку с ранних лет внушают педагоги, родители, СМИ, нужность физической активности и агитируют детей заниматься спортом. Занятия в этом возрасте проходят под пристальным наблюдением специалистов и тренеров, следящих за гармоничным и правильным развитием организма. В школе эту роль выполняют учителя физической культуры.
Физическое воспитание – необходимая часть учебно-воспитательного процесса. При создании норм для физкультуры и спорта, должна быть поставлена цель укрепления здоровья, а далее достижения спортивного результата.
В вузе, одним из главных критериев оценки физического воспитания является изменение уровня физической подготовленности студентов, за которой можно проследить, посредством приема одних и тех же контрольных нормативов.
Сейчас связь физической культуры и здоровья, производительности труда и работоспособности ощущается особенно ясно.
Также, можно сказать, что новейшее производство требует нового физического мира человека. Как учеба сейчас становится постоянной причиной жизни человека, так и физическая культура превращается в неотъемлемую часть жизни.
Главной особенностью преподавателей физического воспитания является своеобразность труда. Предметом деятельности педагога служит личность студента. Педагогическая деятельность педагога состоит из определенных элементов, которые совместно образуют специфическую психологическую структуру.
Часто современный образ жизни у многих, особенно у молодых людей, все больше и больше становится неподвижным, в особенности это касается работников офисов. После целого рабочего дня за компьютером мозг перенасыщен информацией, а тело способно только на то, чтобы дойти до дома. Но причин заняться спортом намного больше, чем причин не делать этого. Основные преимущества подвижного образа жизни:
–  бодрит
– сжигает жир
– успокаивает нервы
– бодрит
– стимулирует память
– нормализует работу сердечно-сосудистой системы
– ускоряет обмен веществ
– помогает телу быть всегда в форме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Неуклонно возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоничному физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам народного хозяйства в их профессиональной трудовой и оборонной деятельности.
Современные представления о физической культуре связаны с её оценкой как специфической части общей культуры. Как и культура общества в целом, физическая культура включает в себя довольно широкий круг разнообразных процессов и явлений: тело человека с его характеристиками; физическое состояние человека; процесс его физического развития; занятия определёнными формами двигательной деятельности; связанные с вышеназванным знания, потребности, ценностные ориентации, социальные отношения.
Так же формирование физической культуры личности является целью физической культуры. Наиболее значимыми гуманистическими результатами, характерными для системы образования, являются ориентированные на физическую культуру знания, умения и навыки, необходимые для использования физических упражнений с целью оздоровления, рекреации, реабилитации, формирования здорового образа жизни. При этом важными являются знания, формирующие ценностные ориентации на здоровый физически активный образ жизни и социальные установки на его достижение. В конечном итоге общее физкультурное образование должно формировать мировоззрение здорового и обязательно физически активного образа жизни.
Каждое из перечисленного, входит в мир культуры в качестве элементов более широкой системы, включающей не только социально сформированные физические качества человека, но и такие элементы социальной деятельности, как нормы и правила поведения, виды, формы и средства деятельности.
Таким образом, физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Барчуков, И.С. Физическая культура / И.С. Барчуков. – М.: Академия, 2017. – 304 c.
2 Гришина, Ю.И. Физическая культура студента: учебное пособие / Ю.И. Гришина. - РнД: Феникс, 2019. – 283 c.
3  Дьяконов, И.Ф. Основы здорового образа жизни для всех / И.Ф. Дьяконов. – СПб.: Спецлит, 2018. – 126 c
4  Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. – Рн/Д: Феникс, 2017. – 352 c.
5    Коробков А. В. Физическое воспитание. / А. В. Коробков, В. А. Головин, В. А. Масляков  – М.: Академия, 2018. – 212 с.
6   Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. - М.: Академия, 2018. – 288 c.
7 Физическая культура студента: учебник/ под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарион, 2017.