Турнир. Итоги. Поговорим начистоту?

Валерия Салтанова
ТУРНИР. ИТОГИ
Поговорим начистоту?

Вот и закончен трудный, непредсказуемый и многоступенчатый турнир поэтов на сайте Стихи.ру. Вот и закончен тяжёлый и переменчивый високосный год. Там, в прошлом, уже ничего не поправить, не изменить, не откорректировать… И можно только ещё и ещё пытаться разобраться в чём-то, что уже произошло, чтобы не повторять впредь своих ошибок, чтобы лучше понять, кто есть кто в твоей жизни, чтобы идти вперёд с осознанием проделанного и верой в будущее. Чтобы не тянуть в это будущее недосказанное, недосвершённое, неправильно осмысленное…
Так получилось, что я следила за турниром почти с самого начала – с того момента особенно пристально, как увидела среди соревнующихся имя Ольги Флярковской. Мне дорого творчество этого яркого и постоянно развивающегося автора, и я не могла остаться равнодушной. Не буду кривить душой: болела на всех этапах только за Флярковскую. И дело вовсе не в моей предвзятости – все, знающие меня близко, подтвердят, что я человек широких взглядов и никогда не перехожу на личности: для меня самое главное – творчество, истинность таланта, чистота, так сказать, «словесной руды»…
Дело в том, что, на мой взгляд, у Ольги Флярковской просто не было реальных соперников на этом турнире. Во всяком случае в тех баттлах, где участвовала Оля, равных ей не было. Ни Ольга Гулинкина, которая ещё и не начинала писать стихи – всё, ею представленное на турнире, только подстрочники, либретто, болванки будущих поэтических произведений, – но уже активно собиравшая в «свою стаю» соратников на нескольких сайтах; ни Алан-Ланин, умело берущий в разработку остросоциальные, масштабные темы и крайне искусно, деловито и расчётливо укладывающий их в рифмованные строки, не составляли конкуренции духовно сформировавшимся, густо замешенным на культуре и истории народа, имеющим глубокие связи с традициями русской классической поэзии и тем не менее совершенно самобытным и наполненным живыми эмоциями страдающей, горячей, неравнодушной души стихам Ольги Флярковской. Поэтому то, что Ольга побеждала этих «проходных» соперников, казалось справедливым и само собой разумеющимся.
Ещё раз хочу подчеркнуть: ничего против названных авторов лично я не имею и не могу иметь – я с ними даже не знакома. Я говорю только о качестве представленных подборок, о том, как я вижу их уровень и степень поэтической состоятельности.
Таким образом Ольга оказалась в финале – в паре с молодым, но уже, безусловно, не начинающим автором Ростиславом Русаковым. И вот тут начались какие-то бесовские происки, которые, возможно, объясняются техническими неполадками на сайте в предновогодние дни. Так, вдруг моя личная переписка заблокировалась – причём, кажется, односторонне: ко мне письма доходят, а от меня нет. Ну, думаю, если пытаются мне таким образом помешать агитировать голосовать за Олю, то ведь я не агитирую же! Нет, я, конечно, отправляла тем, кому доверяю и с кем дружу на сайте, просьбы посмотреть турнир и по возможности проголосовать за Флярковскую – но мои просьбы были именно просьбами, оставляющими за каждым право выбора. (Помню, когда только пришла на сайт, старожилы точно так же просили меня проголосовать то за одну кандидатуру, то за другую, и я всегда честно сначала читала стихи и выбирала того, кто действительно понравился, или не голосовала вовсе.) Скажу без утайки, что несколько человек отказались вообще смотреть турнир, а кто-то по моей наводке посмотрел, а затем проголосовал за противоположную сторону – за Русакова. И я ни в коем случае не обижаюсь, ведь турнир, как я его понимаю, – это честное голосование людей, болеющих за поэзию, и здесь не может быть никакого давления и тем более насилия. Некоторые же, просмотрев передачу, буквально влюбились в творчество Ольги и стали её горячими поклонниками. А ещё в правой колонке голосования, где оставляли голоса за Флярковскую, бывали внезапные отключения и блокировки. Люди хотели проголосовать, НО НЕ МОГЛИ. Опять-таки, возможно, это только сбой программы, здесь такое иногда бывает.
Помимо этого в левой колонке нет-нет да и публиковались некрасивые комментарии, задевающие уже не поэтический мир Флярковской, а то вопросы национальности, то житейское благополучие, то место жительства (да-да, даже то, что коренная москвичка, вменялось ей в вину!), местами то тут, то там проскальзывали какие-то туманные намёки на схожесть с фашистами(?!), какие-то, похожие на отвратительные домыслы, выворачивания семейных нюансов (педалировали зачем-то, что отец Ольги был знаменитым композитором и замминистра культуры, например: это-то при чём?!), какие-то досужие сплетни и попытки фальсифицировать истинное положение вещей. При всём при этом левая колонка энергично занималась модным в наше время газлайтингом – то есть её участники пытались перевернуть всё с ног на голову и обвинить голосующих с противоположной стороны в тех действиях, к которым сами были причастны. Слева непрозрачно намекали на подтасовки фактов «правых», на их скандальность(?) и грязную игру(?), на вбросы каких-то писем и какие-то организованные (простите: кем?) группы и толпы, дружно голосующие за Флярковскую. То есть абсолютно налицо перекладывание с больной головы на здоровую, попытка дезориентировать голосующих, выбить из-под ног у Ольги лидерство и повернуть исход турнира в свою пользу.
Забегая вперёд, скажу не без горечи: им это удалось. Какими методами? Да, не очень честными, не очень чистыми и не очень литературными. Если учесть горячую поддержку (или всего лишь попустительство?) всей этой вакханалии критиками и экспертами, картина вырисовывается весьма безотрадная…
Считаю, что в связи со всем произошедшим должна разъяснить некоторые моменты. Первое: сама Ольга Флярковская в рамках турнира никогда ни о чём меня не просила – все мои действия в её поддержку полностью моя личная инициатива. Люди, знакомые со мной близко, знают, что я человек добрый, но когда дело касается вопросов творчества и литературы, я могу быть крайне принципиальной и даже жёсткой, к тому же с детства не терплю любой человеческой нечистоплотности – всегда защищала тех, кого унижали, против кого дружили стадом и с кем пытались обойтись несправедливо.
Второе: в процессе турнира я сама неоднократно получала различные письма, авторы которых пытались убедить меня играть против Ольги и возводили на неё горы напраслины. Я не буду повторять те низкие и подлые вещи, ту гадкую ложь, а иногда и откровенную глупость, что мне писали участники Стихиры в попытке опорочить Олино имя и принизить значение её поэзии – не буду, чтобы не множить зло: пусть авторам будет за всё это стыдно. Ведь какие-то зачатки совести должны же у них быть.
Третье: за время турнира, особенно ближе к концу, происходило несколько попыток прицельно сбить и меня (похоже, кто-то дал отмашку организовать на меня нападение). На Стихире и в социальной сети, где я веду свои страницы, неожиданно возникали какие-то сомнительные фигуры и личности, которые пытались «сшибить с меня спесь» (это их выражение), нападая на мои статьи и стихи, советуя мне внести взятые с потолка правки или укоряя в чрезмерной заносчивости. Удары я, конечно, отразила, но возникло стойкое ощущение организованной травли в отношении не только самой Флярковской, но и тех, кто её активно поддерживает.
Всё это навело на мысль, что сторонникам Ростислава Русакова нужна была победа любой ценой. И это очень печально. Русаков интересный автор, и я об этом уже писала, ищущий, эрудированный, наполненный образами и замыслами, что очень подкупает. Но когда речь идёт о турнире, где он столкнулся с поэтом такой мощи, как Флярковская, мне кажется, любому мало-мальски разбирающемуся в поэзии человеку должно быть ясно, что шансов у него не было. Однако всеми правдами и неправдами он всё-таки сорвал лавры победителя. Ещё раз повторюсь – мне от этого очень грустно. Это говорит и об общем снижении литературного вкуса, и о подковёрных играх, не имеющих отношения к поэзии, и о том, что мало в нашей жизни осталось островков, где что-то ещё значат слова «совесть» и «честь».
Я внимательно следила за турниром, читала подборки, слушала уважаемых критиков, вникала в комментарии экспертов и «простых» людей. И мне хорошо видно, что подавляющее большинство тех, кто нападал на Флярковскую, не умеют читать стихи. Их выводы о том, что у неё «тихая» и «монотонная» поэзия, сделаны на основании Олиной подачи стихов при чтении – она читает спокойно, не форсируя звука, на низкой эмоциональности: такова её авторская манера. Но эта манера не может сбить с толку тех, кто имеет внутреннее зрение и слух. Потому что на самом деле у Оли очень яркая, богатая эмоциями, страстная, мудрая, многоплановая и технически разнообразная поэзия. Просто никто из критиканов не захотел ни вчитаться, ни вдуматься – действовали как зомби, другого у меня объяснения нет.
Если говорить о благополучном Олином бытовании, то мне странно, что кто-то берётся об этом судить со стороны. Поэт – это судьба, а судьба поэта прежде всего вершится не в бытовой плоскости, а в исповедальных глубинах его оголённой души. Поэт – человек без кожи, чувствующий чужую боль как свою, и это именно то качество, с которым Ольга Флярковская буквально врывается в русскую литературу. Лирическая героиня Флярковской не зациклена на своих проблемах – она мыслит гораздо шире, её волнуют судьбы многих людей, прошлое, настоящее и будущее России, память Великой Отечественной войны и проблемы маленького человека. Недавно прочитала у Жванецкого великолепное определение: «Талант – это просто, это переживать за других». Это – об Олиной поэзии. И я не сомневаюсь, что впереди у неё ещё и высокая оценка критиков, и понимание собратьев по перу, и заслуженное широкое признание.
А пока мы в связи с завершённым турниром видим огромную зрительскую любовь к Олиным стихам (почти на двести голосов больше, чем у Русакова!), что не может не радовать. Молодцы наши зрители – зрят в корень! А это ли не самое ценное – то, что стихи уже пришли к своему читателю и стали частью жизни любителей поэзии нашего сайта?
Несмотря ни на что я получила очень хороший опыт благодаря этой истории. Всегда полезно знать неприятеля в лицо. Многие так откровенно раскрыли свою сущность, что вопрос об идентификации отпал сам собой. Я приобрела новых единомышленников и получила чёткое представление о недоброжелателях. И это замечательно. Ибо предупреждён – значит, вооружён. Как говорится, когда ворона каркает, она называет своё имя.
И хочется об Оле сказать словами Марины Цветаевой: «Господи! Душа сбылась: /Умысел твой самый тайный». Потому что это то главное, что есть в каждом стихотворении Ольги Флярковской – зрелая, обожжённая, трепещущая, праведная душа. А это лакмусовая бумажка для определения высоты поэтического слова.