Несколько слов об аде. Это материи печальные

Эдуард-Владимир Вайнштейн
Несколько слов об аде. Это материи печальные. Дело в том, что мы мним себя чем-то, на самом деле являясь ничем. Я есть истинное ничто. Всё, что у меня есть, не моё, но дано мне в употребление, и за всё это я дам отчёт: за ум, за доброту сердца, за физические силы, за интуицию, за веру, за любовь... И я могу оказаться недостойным того света, который просвещал меня. И рассекут меня (лишат всего хорошего как незаслуженно присвоенного), свяжут по рукам и ногам (лишат свободы) и ввергнут во тьму: там будет плач (горе) и скрежет зубов (злоба). Всё, что мы хотим считать собою, нам не принадлежит. И это явственно обнаруживается иногда, - когда смятение и страх окутывают душу, и мы ищем «себя» и не находим: остаётся только жалкое пришибленное существо – вот это и есть я. А то, что сверх того, - милость Божия и Его любовь ко мне, мною абсолютно незаслуженная. То есть, таким образом, мы совершенно не имеем представления о той степени благодарности, которую мы должны испытывать к Богу. Мы крайне неблагодарны Ему, ибо считаем нормальным и естественным то, что получаем даром, при этом присваивая себе в неотчуждаемую собственность. А между тем, мы окружены любовью Бога – и вне, и внутри нас. И если мы не будем благодарны, если будем гордиться тем, что не принадлежит нам, мы всего лишимся, и останемся с тем, чего достойны. Гордость – ужасное зло. Нам подобает смирение и благодарение Богу. А возвышающий себя унижен будет.
Ад есть продолжение всего плохого, что есть в нашей жизни, как рай – вечное продолжение всего хорошего. И бессмысленно возмущаться, недоумевать – так есть, и всё. И в этом мире много всего, и так есть. Сначала нужно выбежать из горящего дома, избежать ада, а уж потом разбираться, что почём. Бог есть любовь, но мы-то достойны ли этой любви и можем ли вообще её воспринять? Мы так далеки от этих блаженных законов, что, может быть, и думать-то не смеем о них. А если хочешь о них думать, угоди Богу путём чистоты и смирения, подобное идёт к подобному. На рай мы не можем рассчитывать, мы можем только надеяться на милосердие Божие, на бездонный океан Его милости. Надо только прибегнуть к Его милосердию в покаянии и смиренной мольбе. А об аде думать полезно, это отрезвляет. И Господь, когда явился святому Силуану Афонскому (умершему в 1937 году), сказал ему: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Все святые были чрезвычайно кроткими людьми. Просто мощь Духа, обитавшего в них, уже невозможно было скрыть. Хотя многие так и не были открыты миру. Они жили тихо, поражаясь непрестанно собственному ничтожеству и считая себя хуже всякой твари. Ад есть, в каком-то смысле, естественное продолжение нашей серой и мрачной жизни, и только сверхъестественное вмешательство всемогущего Бога может повернуть это течение вспять, к Небу. Все эти мысли сильно смиряют. А смирение несёт покой. Смирение делает проще, больше начинаешь ценить доброту, да и сам любить начинаешь больше. Простота от Бога. Есть, конечно, и преступная простота, простота проявления эгоизма (хотя и она, например, у детей, бывает трогательна). Но всё доброе должно быть простым. Гордость же всегда прячется в сложности, в мудрёности. А всё гораздо проще. И в то же время – глубже, масштабнее, и, в общем, радостнее. Радость в том, что мы всего не знаем и знать не можем, но доверяем всесильному Богу, вверяем Ему себя, веря, что Он приведёт нас туда, куда мы хотим прийти.
Я чувствую, что я очень грешный человек. Но говорят, что все наши грехи – как горсть песка, без следа тонущего в океане милосердия Божьего. И нет греха непростимого, кроме греха нераскаянного. Я надеюсь, хотя и не в силах пока не грешить. Даст Бог, у меня ещё есть время на покаяние.
Между прочим, первый дар благодати – видеть свои грехи. Это как первый луч света, в котором ты, наконец, увидел себя. И это весьма плачевное зрелище.
Душа имеет своё начало, но не имеет конца. Всё, что освящено любовью, не погибнет. Просто ты должен будешь сделать выбор: либо всё становится любовью, либо – ненавистью. Что-то в нас должно сгореть. И это может быть весьма непросто. И никто не знает, какие ещё мытарства нас ждут.
В Царствии Небесном могут быть только святые, ничто нечистое не войдёт туда. Бог, конечно, поможет, но только в ответ на твоё встречное к Нему движение, в которое ты должен вложить всего себя.
«Пусть Бог во всем спокойно разберётся / Что взять наверх, что опустить на дно» <из стихов дяди Бори>. Вот об этом я и говорю. Почему бы нам не помочь Ему в этом? Думаю, мы даже не можем себе представить, как трудно Ему с нами возиться: как мы лукавы, испорчены, капризны, непостоянны, заземлены. И это ещё лучшие из нас. И, однако же, Он сказал: «Грядущего ко Мне не изжену вон», - то есть, не прогоню от Себя. Как надо ценить эти слова! 8-9 августа 2005 года (из письма дяде)

https:// ridero.ru/ books/ apologiya_pravoslaviya/