О, времена...

Иван Евдокимович
   О, времена...

  В WhatsApp некий Николай Леонидович в группе нашего двора четырёх домов выставил карикатуру. Там диалог: "Привет, Ватник. Тут у нас потери финансовые из-за санкций. Ты денежку мне дай компенсировать". Отвечает бедный персонаж: "А-а-а, хрен, при коммунистах такого не было".
Я обратился к Н.Л.: "Вы часто применяете термин "Ватник", придуманный американцами и подхваченный бандеровцами. Вы бандеровец?". Он не ответил и надолго замолчал. Я в ответ ему написал: "При коммунистах было: налоги за каждую яблоньку и курочку". Но его сторону стали отстаивать другие жильцы, в основном женщины, стали доказывать, дескать действительно, при коммунистах такого не было.
- Вероника (КПРФ) в мой адрес: "Враньё"
- Ольга М: "У моей бабушки в деревне большой сад и ни когда она не платила налог на яблони".
 Ещё несколько человек её поддержали. Я эти ответные реплики не сразу увидел, т.к. из-за болей в сердце, ощущаемые при полемике, решил вообще несколько дней не заглядывать в эту группу. Но нашёлся Алексей, который подтвердил, что такие налоги были. Кроме того принудительный сбор яиц, молока и пр. продукции подсобных хозяйств. Спорщики потребовали ссылок на документы для доказательства. Алексей ответил, что всё это помнит, а документы пусть ищут сами.
 Сейчас, начав описание этого события и осмысливая сложившуюся озлобленность многих жителей посёлка против власти президента Путина В.В., я принял корвалол и решил сделать передышку, расслабиться и полежать. 
 ...Помню, г. Чебаркуль, мне было лет 8, значит 1957 г.. Мама работала воспитательницей в детском туберкулёзном санаторий "Каменный цветок". Папа, после операции на желудок (прободная язва, вырезали пол желудка и часть кишечника, чудом выжил) работал учителем труда в школе. В семье трое детей. Суммарный заработок рублей 120- это я вспоминаю, как папа и мама обсуждали зарплаты и 100 р. считали пределом мечтаний. А половина зарплаты забиралась в добровольном прядке на облигации государственного займа. Не берусь сейчас осуждать это, т.к. после войны нужно было восстанавливать экономику. Денег с получек родителей не хватало до конца месяца.
 Папа принёс лобзик, станок (приспособление из толстой фанерной пластины 15Х25 см. с прорезью для пилки), фанерки из разобранных ящиков, переводные рисунки деталей полочки из фанеры для полотенца и умывальных принадлежностей (такие были в моде), копировальную бумагу. Он научил меня выпиливать точно по линиям и острые углы не округлять (это не так-то просто), научил тщательно полировать наждачной шкуркой, склеивать (приготавливая столярный клей в клееварке), охрить и покрывать лаком. Руки уставали до боли, когда выпиливал и ошкуривал. Спина ныла, потому что станок я прикреплял струбциной к табуретке (всю мебель папа сделал сам: комод, шифоньер, стол, стулья, табуретки, тумбочку, этажерку, для кухни буфет и стол). Я делал одну полочку за 1 неделю. Мама в воскресенье на рынке продавала, помню, за 2 рубля- это была самая высокая цена, какую давали за такую полочку. Были и другие продавцы таких полочек. По рассказу мамы:
- одна женщина сама делала такие полочки, ей давали по 1,5 р.,
- ещё одна женщина продавала полочки, сделанные её сыном, ей давали по 1 р..
 На вырученные 2 р. мама покупала 2 бутылки молока и 2 булки хлеба- это было большое подспорье к нашему детскому рациону. Один раз я расслабился и не успел закончить полочку к воскресенью. Мама сильно расстроилась, но виду не подала. А я к следующему воскресенью сделал 2 полочки и мама рассказывала, что на рынке был спор между покупателями за обладание.
 Конечно, были у нас продукты из запасов в погребе со своего огорода: картошка, морковь, лук, чеснок, капуста квашенная. Мы в то время жили на окраине города, на берегу озера, дом стоял на пригорке. Зимой, рыболовы ловившие рыбу круглыми сетками через проруби,оставляли раков и мы набирали порой ведро, если успевали до того, как вороны расклюют.
 В доме была одна двухкомнатная квартира с кухней. Её занимала семья главного инженера какого-то цеха металлургического завода. Семья была из 4-х человек: муж с женой, дочка и бабушка. Вторая половина дома была поделена на две однокомнатные квартиры, между которыми дверь была забита.
 Наша трёхдетная семья ( у меня была старшая сестра и младшая, которая родилась в этом доме) занимала одну комнату с кухней. Ещё одна семья жила в одной комнате с печкой и прихожей. В той семье было трое мальчишек. Их отец конюх КЭЧ вскоре умер от туберкулёза, а мать, пожив с бывшим заключённым, родила ещё девочку, после чего её отец оставил семью. И эта женщина одна вырастила четверых детей. Представляете, какой характер нужно было иметь?!
 ...Папа однажды по школьным делам оказался на мясокомбинате; удалось приобрести несколько килограммов рубца (мы на украинский манер называли его требухой). Вкус его мне очень понравился. Я и сейчас соблазняюсь при случае отведать этот вкус детства. Потом, помню, папа так же и печень покупал.
 Позже мы стали обживаться. Папа наделал клеток для кроликов. Я ему помогал. Папа научил меня работать с плотницким инструментом. Развели кроликов. За рядом 10-ти клеток сделали ряд полуподземных утеплённых маточников, соединённых с клетками полыми ходами из досок. Крольчихи приносили приплод и зимой. Развели больше 100-а штук. Я и сёстры помогали кормить. Я чистил клетки от навоза и мочи, сам следил за чистотой в клетках, старался чистить как можно чаще, т.к. толстый слой убирать трудней и в неухоженных клетках кролики могли болеть. Зимой ходил на просеку под железнодорожной электрической линией связи метрах в 300-х от дома, срубал сосновую поросль и таскал на корм. От хвои мех кроликов был гуще. Летом с папой ездили на мотоцикле в лес косить траву. Папа научил меня косить, набивать травой мешки, вдавливая пучки травы вдоль стенки мешка. Построили землянку для кур с утеплённой дверью, провели электричество. Лампочка не только светила, но и грела. Куры неслись зимой.
 Я вспоминаю об этом потому, что те трудности жизни не побуждали народ винить правительство в этих невзгодах. Хотя, конечно, идеологическая обстановка тогда не способствовала критическому осмыслению деятельности правительства. Мы знали, что есть конституция (самая лучшая в мире, кстати это признавали и наши идеологические враги), есть законы, которые, конечно, приняты для нашей пользы и следят за их соблюдением начальники, поставленные для руководства и они обязаны заботиться о нас. А если мы окажемся ущемлёнными в правах и интересах, можно пожаловаться (хотя понятно, что не на всё можно жаловаться и результат жалобы мог обернуться неприятностями).
   Эпилог (мораль?)
 Повзрослев я представлял себе, что стоит на выборах избрать хорошего руководителя, и дела будут идти всё лучше и лучше. Но видел, что это не так, а со временем- всё хуже и хуже. Политический строй сменился и партий стало много- выбирай любую. А у меня постепенно сложилось понимание, что при любом строе, любой власти, имущие власть гребут под себя и, если их не контролирует сам народ, они могут лишить народ всего: и уровня жизни, и прав, хотя конституция и законы будут хорошими.
 Поэтому, при любом царе, каждый человек должен стремиться отстаивать свои интересы и законные права законными средствами, опираясь на конституцию и законы, хотя бы в малом, в меру своих сил и способностей, а для решения трудных задач объединяться, тогда в народе сложится менталитет хозяина в своей стране на всех уровнях, хозяина от бытового уровня до государственного.
 Если на автобусной остановке ни один человек не смолчит, увидев,как курильщик бросил окурок мимо урны, и все поддержат того, кто сделал замечание первым...
И так во всех мелочах: выгул собачек на газонах, курение в подъездах, шалопайство подростков, хулиганящих ради развлечения, вывоз мусора и пр.
 Но самое главное то, что такие неравнодушные смогут создать систему контроля за работой администраций всех уровней и отраслей с низу до верху. Основой такой системы будут профсоюзы и организации народного контроля за органами самоуправления. Не тот народный контроль,который при советской власти проверял магазины и предприятия по указке начальства и по его указке оформлял протоколы. А народный контроль от активной части народа, если большая часть народа неравнодушна и активна. И не те профсоюзы, которые в угоду начальству привели к тому, что разница в зарплате начальников в несколько десятков раз выше зарплаты высококвалифицированных работников, хотя по закону фонд заработной платы должен распределяться трудовым коллективом, интересы которого должен отстаивать профсоюз. 
 Это не произойдёт мгновенно. Потребуется много времени. Нужно начать жить так. Тогда всё так и получится
  4 января 2021