Жизнь рыб

Доронин Дм.
(рождественское стихотворение 2020-го года)

                Андрею Николаевичу Ткачёву, моему наставнику в этой жизни

Камлание в трёх действиях.
Исполняется под звуки архангеловой трубы и шаманского бубна.
В постановке на сцене трубу заменяет дунгчен.

В лето Божье в июле,
как сидел я на стуле,
среди ивовых крон
снизошёл Метатрон –
Об оконный проём
ударял сизарём,
В человечье ухо
заполз мухой –
В полушарии справа
завещал картаво:

Ангелам Божьим незачем
Опускаться на дно –
Всепознавшему светочу
Здесь ничто не дано.

Вероятно, всегда
Рыба живёт без суда
Божьего, и над ней
Нету Божьих сетей.

Се, грядут времена,
истекают, до дна
опускаю тебя –
пескаря рыбаря –

в чешую помещён,
рыбою обращён
ты для этих племён.
Аз есмь Метатрон!



Чайка белая летит
В воду мокрую глядит
Чайке очень нужно
Рыбку съесть на ужин
  Очень рыбки хочется,
  Жалко, что намочится.

Море стонет глыбой
Что же в нём за рыба?
Без твердей и обуян
Как родился океан?

Из чёрного вулкана
Вылез он как лава,
Занесла комета
Воду с того света.

Всем живущим невдомёк,
Как он вытек и потёк
И как чёрной жижей
Разлился где пониже.

Всё, что в нём водилося,
В нём переварилося –
Как желудочный гормон
Обращает жизнь в бульон.

В этом гибельном супу
Рыба кушает крупу –
На планктон плывёт хамса,
На хамсу – своя коса –
Афалина и судак,
Смерть к хамсе приходит так.
  В темнокрылой синеве
  Плачет детка: бе-бе-бе…

Плачет, плачет громко
Рыба-фараонка:
  Праотец наш Моисей!
  Море мёртвое просей –
  Отдели от крови гной,
  Прочь извергни перегной!

Ходит палтус под водой –
С плоской рыбьей головой
Ничего не знает он –
Проклят сразу, как рождён –
  Грустный глаз его блестит,
  Рот искривленный молчит

Глубоко и много
Мест в воде без Бога
Холодна водица,
Ланца-цаца-дрица.

Нет для рыб надежды
В чешуйчатых одеждах –
Негде ей пролиться
Цаца-ланца-дрица.

Я оставлен, я на дне
Я раздавлен, я в огне
Рдеста вместо – дно морей –
Место не для пескарей
Тело сделалось скрижаль –
Съела ультраабиссаль –
Зуб – заточенный ланцет –
Большегуб меланоцет,
Душегуб и лежебок
Свечку тусклую зажёг –
Сам геенна, сам алтарь,
И судья, и секретарь:
Я обманщик, я рыбарь
Я фонарщик и фонарь!



В начале было –
солнце светило,
я сидел на стуле
в начале июля
Никто не знает,
  как сделаться рыбой –
пойти на дыбу.
Никто не знает,
а солнце мает,
лучом качает
и произносит:

Виденное тобой
Ты сделай водой
Чтобы выпить могли –
Перед тем как легли
Скоро умрут все
Потом снова умрут –
Бесконечный посев
Листья падают в пруд

Аз есмь Метатрон,
Запиши, передай –
Как ты плыл пескарём
Расскажи им давай!

Листья
          падают в пруд
Но
     из листьев мороз
В лёд линует талмуд
Голос мой произнёс:

На живьё и жнивьё
Вскинутое остриё
В скинию помести –
Это – имя пути.

Всё лето
               трав мечи –
В кузницах саранчи
Но скуётся иной –
Кладенец ледяной.

Через этот клинок
Совершай кувырок,
Слово произнося,
Снова преобразя.

Снова,
           а потому
Что,
      не сделавшись в плоть,
Не отведавши тьму,
Не спасает Господь.

Воплощайся в червя,
Жужелицу, пескаря –
Даже малая персть
Выбирает, что съесть.

Выбор
          сделать посев,
Воплотить из семян
Лес, опушку, рельеф
Всем растениям дан.

Главное – воплотись –
Окунись, обернись –
Всякий миг, в каждый час –
Как в единственный раз!

Так,
      почти из ничто
Делая меньшинство,
Над
      распятым холстом
Настаёт Рождество.



(июль 2019 – 25.12.2020)


Комментарии:

Центральная идея этого стихотворения – воплощение, потому оно рождественское.
Средствами поэтик сюрреализма и экспрессионизма «Жизнь рыб» связывает в одно два сюжета, два плана действия – Воплощение (Рождество) Христа и воплощение (в человека) каждого из нас. Последний процесс продолжается всю жизнь: родившись в этот мир, мы должны прикладывать постоянное усилие – вместе с Б-гом (до)сотворять и (до)воплощать самих себя.

Как Рождество, воплощение Б-га приходит к нам напоминанием каждый год, так и мы, пользуясь этой вехой, помним о необходимости воплощать себя. Ещё и в этом – экзистенциальный, насущный смысл Рождества как христианского мифа и ритуала.

Христос в поэме – рыба, спускаемая на самое дно Б-жьей Вселенной – в плоть и тьму мира. Описания разных рыб – метаметафоры, метонимии бытия человеческих ситуаций.
Рождество связано с воплощением Слова, с жертвой и смертью, и с последующим трансцендированием.
В некотором смысле это страшное, ужасающее событие – такое, что тьма становится по всей земле, пока не исполнится. Конечно, Б-гу возможно всё, но сложно представить, каково это – отказаться практически от всего, быть воплощённым в человеческом уме и мясе и затем быть отправленным на дыбу.

То же, но не в столь космическом масштабе, предстоит каждому из нас. Поэтому в «Жизни рыб» смешаны планы действия Христа и обычного человека. Рождество – не мифология, не праздник, а указание на нашу судьбу.

«Жизнь рыб» – поэма о трансформации, о необходимости попыток выйти из неизбежности смерти. Требование воплотиться хотя бы в малом (в черве, пескаре и т.п.), но обязательно, непременно воплотиться – метафорически повторяется в ней несколько раз. Это требование воплощения связано с пониманием – и только так с воплощением учения.

Здесь - не просто и не столько мистицизм, но - постоянное приложение интеллекта, разума, всех сил, доступных человеку. В нашем существовании, столь очевидно обречённом на скоротечность и смерть, мы не можем наивно принимать на веру любые учения, но должны испытывать их разумом – весами в понимании древних пророков. В этом смысле «Жизнь рыб» – метафизический и экзистенциальный поэтический текст.

Поэма насыщена аллюзиями к библейским образам (Метатрон как Глас Б-жий) и книгам – «Откровению», «Евангелию от Иоанна», к библейской пророческой речи вообще.

Меланоцет – удильщик, второй рыбарь, сатана, улавливающий людей, отец лжи, убивающий и искажающий слово, он может быть целой религиозной институцией. Своим искусственным светом, специально созданным им и пародирующим Свет Б-га Живого, он заманивает свои обманутые жертвы.


Иллюстрация: меланоцет Джонсона, рыба-удильщик (лат. Melanocetus johnsonii), глубоководная фотография (Марианская впадина). В качестве приманки добычи рыба использует очень светлые фотофоры на конце иллиция на голове, похожего на удочку. Приманку (эску) приводят к свечению специальные бактерии, живущие с рыбой в симбиозе. Вид обитает в умеренных и тропических областях всех мировых океанов на глубине от 100 до 4500 м.