Реферат945

Гарри Раввинсон
Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774


РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
               
Новосибирск— 2020;
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 4
1.1 Социальные причины девиантного поведения подростков. 4
1.2 Медико-биологические факторы девиантного поведения 4
2.РОЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ 5
2.1 Общая характеристика программы профилактики девиантного поведения подростков 5
2.2 Средства вовлечения подростков в физкультурно-спортивную деятельность 8
3. ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12

;
ВВЕДЕНИЕ

Девиантное поведение подростков– совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия, приобщение к занятиям физкультурой и спортом. ;
1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Социальные причины девиантного поведения подростков.

 Среди особенностей социальной среды необходимо выделить следующее:
– неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом;
– конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий;
– учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.


1.2 Медико-биологические факторы девиантного поведения

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:
– отягощенная наследственность.  Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании;
– патологии центральной нервной системы.Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых трамвах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей;
– особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

2.РОЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

2.1 Общая характеристика программы профилактики девиантного поведения подростков

Программа профилактики девиантного поведения у подростков и молодежи должна состоять из трех взаимосвязанных блоков: психолого-педагогической диагностики особенностей личности, средств и методов формирования интереса к систематическим занятиям ФКС и блока дифференцированного применения ФКС для коррекции психоэмоционального состояния; повышения уровня двигательных способностей и функционального состояния организма.
Изучение личностных особенностей требует подбора методик, позволяющих не только изучить личностные особенности индивида, но и установить причины, если таковые имеются, девиантного, асоциального поведения. Подбор диагностических методик должен предусматривать изучение: особенностей поведения подростков, их способностей, самочувствия, отношения к учебе, взаимоотношений в семье, потребностей и интересов (в том числе и негативных), физического развития и физической подготовленности, отношения к физкультурно-спортивной деятельности и приоритетных видов этой деятельности.
Методика физического воспитания педагогически запущенных подростков имеет свои специфические особенности, так как наряду с задачами оздоровления организма и повышения моторного потенциала решаются задачи коррекции психоэмоционального состояния и нравственной сферы личности.
Важным этапом профилактической работы следует считать вовлечение детей и подростков в занятия спортом, учитывая мотивы начала занятий в секции, ведущие и лимитирующие звенья в структуре различных сторон подготовленности.
В ходе учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процессов подбор средств и методов тренировок необходимо осуществлять исходя из интересов и потребностей подростков, применяя дифференцированный подход при формировании группы занимающихся:
 – учебный материал должен быть понятен и доступен подросткам, но осваивать его они должны с определенным усилием, поскольку в противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность;
– усложнение упражнений, увеличение нагрузки осуществляются постепенно, по мере формирования интереса к занятиям и повышения уровня подготовленности;
– важно своевременно применять методы принуждения, наказания, поощрения;
– в процессе занятий необходимо осуществлять контроль за выполнением заданий тренера, следить за дисциплиной, внешним видом, посещаемость.
Важное значение в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессах отводится коррекции психоэмоционального состояния подростков, используя для этого следующие методические приемы:
– создание педагогических условий, в которых тревожные подростки могли бы действовать уверенно, без лишнего напряжения и страха (облегченные условия выполнения упражнений);
– при неуверенности учащегося иметь несколько вариантов выполнения задания, поощряя их за трудолюбие, самостоятельность и т.п.;
– предоставление агрессивным подросткам ведущих ролей при проведении эстафет, сдаче нормативов, показе упражнения, тестировании;
– извлечение максимальной пользы из неудачного выполнения упражнения агрессивными подростками;
– проведение групповых бесед, акцентируя внимание на положительных сторонах деятельности учащихся, поддержание инициативы, самостоятельности и взаимопомощь при освоении новых двигательных навыков.
Любые задачи профилактики девиантного поведения средствами физической культуры и спорта решаются тренером-педагогом совместно с психологами, учителями, работниками социальных служб и правоохранительных органов, руководством учреждений.
Концепция профилактики асоциального поведения среди молодежи средствами физической культуры и спорта должна опираться на государственную Концепцию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, предусматривающую пути, средства и методы "формирования у населения устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культуры и спортом, навыков здорового образа жизни, моды на спорт, особенно среди подрастающего поколения".
Среди первоочередных задач профилактики отклонений в поведении средствами физической культуры и спорта следует рассматривать:
– повышение ответственности родителей за здоровье детей и уровень их образования в области ФКС;
– наделение должным статусом системы физического воспитания в детских садах и яслях;
– физическую культуру как образовательную область и учебный предмет, который должен быть включен в план всех образовательных учреждений;
– объем двигательной активности на всех возрастных этапах (он должен составлять не менее 6-8 ч в неделю).
Механизм реализации физического воспитания и спорта должен предусматривать:
– урочные формы занятий в образовательных учреждениях, начиная с яслей и заканчивая вузами;
–•дополнительные, внеурочные формы занятий в семье, секциях, спортивных клубах и т.п.;
–•спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (туризм, спартанские игры, спартакиады школьников и др.).
Следует развивать систему пропаганды физической культуры и спорта через средства массовой информации, и особенно телевидение, поскольку для молодежи именно оно - основной источник информации.
Целесообразно увеличить время, отводимое на демонстрацию уроков по развитию силы, выносливости, ловкости, которые должны проводить известные спортсмены и тренеры. Именно такой путь будет способствовать массовому вовлечению подростков в занятия физической культурой и спортом.

2.2 Средства вовлечения подростков в физкультурно-спортивную деятельность

Основными средствами вовлечения детей и подростков в физкультурно-спортивную деятельность являются:
– на начальном (побуждающем) этапе - беседы, убеждения, просмотр видеофильмов, ознакомление с особенностями и характеристиками видов спорта;
–• на этапе формирования устойчивого интереса к физической культуре и спорту – беседы, контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью в школе, дисциплиной, выполнением поручений тренера-учителя, участие в соревнованиях и их судействе и т.д.;
–•на этапе стойко сформировавшегося интереса к занятиям физической культурой или виду спорта - контроль тренера и педагогов за деятельностью подростков, поощрения, награждения, участие в соревнованиях, ходатайство о снятии с учета в органах милиции.

3. ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

На сегодняшний день теме пропаганды здорового образа жизни посвящено достаточно много статей и монографий. При этом ошибочным будет утверждать, что интерес к этой теме возник только в последние десятилетия. Проблема здорового образа жизни волновала человечество на протяжении всей его истории.
Особенно в последней трети века, проблема здорового образа жизни приобретает глобальный масштаб, и ее актуальность с течением времени только возрастает. Это объясняется целым рядом причин, и самая главная из них: высокий уровень развития цивилизации, повлекший за собой такие проблемы, как гиподинамия с последствиями в виде хронических болезней, неправильное питание, перегруженность информацией, что истощает нервную систему и вызывает склонность не только к вредным привычкам, но и к суициду. Сдвиги в состоянии здоровья провоцируют в немалой степении неблагоприятные экологические условия, а также нестабильность экономической и политической ситуации
На сегодняшний день проблема здоровья человека становится не только индивидуальной проблемой, но и проблемой государственной, от её успешного решения зависит не только здоровье отдельной личности, но и здоровье общества в целом. Поэтому здоровьесбережением необходимо заниматься на всех уровнях: личном, семейном, общественном.
Большая роль в решении этой проблемы отводится пропаганде, популяризации здорового образа жизни, особенно среди молодёжи.
Молодые годы особо значимы для всей последующей жизни человека, именно они в большей степени определяют, каких успехов сможет добиться человек в жизни. Кроме того, если в дошкольном и школьном возрасте большое влияние на подрастающее поколение оказывают родители и школа, причем и те, и другие могут в какой-то степени потребовать от ребенка строгого и неукоснительного выполнения оздоровительных мер, то в молодом возрасте человек должен уже самостоятельно и осознанно делать шаги в этом направлении, и мотивировать его к этому как раз и может пропаганда здорового образа жизни. Вот почему популяризации здорового образа жизни среди молодежи придаётся первостепенное значение.
Молодежь должна хорошо понимать, что такое здоровье и здоровый образ жизни. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье –это «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Кроме того, надо учитывать и тот факт, что пропаганде здорового образа жизни в нашем обществе противостоит очень мощная антипропаганда. Молодыми людьми, особенно раннего юношеского возраста, когда их сознание ещё находится в стадии формирования и легко поддаётся различным влияниям, очень часто манипулируют. Прилавки магазинов предлагают широкий ассортимент «нездоровых» продуктов. В СМИ очень много скрытой рекламы: рекламы курения, алкоголя, наркотиков.;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная профилактика правонарушений представляет собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных), осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества вплоть до полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению. В основе наиболее распространенных форм антиобщественного поведения подростков лежит удовлетворение потребности личности в самоутверждении и самореализации. Для подростков характерна повышенная потребность в эмоциональном насыщении, жажда новых и сильных ощущений.
Одним из важнейших направлений в профилактике отклоняющего поведения является вовлечение молодежи в физическую культуру и спорт.
Основная цель заключается в отвлечении детей от асоциальных явлений микросреды, вовлечении в спортивные секции, формировании интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, в нравственном воспитании при активном использовании средств и методов физической культуры и спорта.;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кон, И.С. Психология старшеклассника. [Текст]: учебник/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2005. - 207 с.
2. Кабачков, В.А. Социально - педагогические подходы к профилактике подростковой наркомании средствами физической культуры и спорта/В.А. Кабачков // Физическая культура. - 2003. - № 1. - С. 36-39.
3. Шиянов, Г.П. Особенности организации и методики физической подготовки школьников 11-13 лет с учетом соматической зрелости/ Г.П. Шиянов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 11.
4.
;

;