Про Мастера и Маргариту, как вариант толковани

Фелиссия
   
                "Шизофрения, как и было сказано."
                Глава 6 "Мастер и Маргарита" М. Булгаков.



Шизофрения - вот "скелет", который обрастает этой историей. Сквозь полную луну того майского вечера, как сквозь стеклянную призму, свет Ивановой личности разложился на целый спектр субличностей. В начале этой трансформации Иванушка беседовал с собственным критическим умом - радактором Берлиозом. А после трансформации ум как отрезало. Трамваем... И Иван остался наедине с разумом. На первый взгляд ум и разум синонимы. В определенном смысле это так. С небольшой, но существенной поправочкой. Это проявление одного феномена на разных уровнях бытия. Ум - уровень человеческий. Разум - сверхчеловеческий. А на уровне ниже человеческого  этот феномен выражается как чувство. Что и описано в романе. Вместо ушедшего Берлиоза с Иванушкой остался непонятный, непредсказуемый и опасный в быту Воланд (разум), да воландова свита - бесы (представители чувственной животной сферы) Коровьев и кот Бегемот. Оба помечены животными именованиями, а один даже и животным обликом.
   Сильнее всего, на первых порах, Ивана поразил конечно кот Бегемот, прогуливающийся на задних лапах и поехавший на трамвае ЗАЙЦЕМ. Бегемотом в христианской традиции зовут демона плотских желаний, который может принимать облик разных животных. В данном случае он предстал котом. Любопытно, что в восточном гороскопе год кота называют также годом кролика, или ЗАЙЦА. Это единственный знак носящий двойное имя. Но ведь кот и заяц совсем непохожие звери. Совсем не взаимозаменяемые. Заяц исключительно травоядное животное, а кот исключительно хищник. Даже собака (волк) может некоторое время прожить на овсянке. Но не кот. Кошачьи живут только мясом. Единственное, что роднит их с зайцами, а тем более с кроликами, это феноменальная плодовитость и любвеобильность. Думаю именно плодовитость сделала зайца символом бессмертия восточных традиций, обыкновенного человеческого бессмертия в потомках. И  коты не уступают в плодовитости и любвеобильности зайцам. Кот  Бегемот это демон похоти. В конце романа он обращается в юного пажа. Пубертат - период наивысшей похоти... И вся свита Воланда, эти демоны - ивановы чувства...
    А  вот Мастер и Маргарита  это  дух и душа героя, его анимус и анима. В сердце романа лежит история их любви. Древняя-древняя история любви. Ее рассказывали еще в античности. И все народы запечатлели ее в своих сказках, мифах: встретились  двое из разных миров, полюбили друг друга, но один из них вынужден вернуться в свой мир, и другой отправляется на поиски. Иногда на поиски пускается Она, как в сказках "Амур и Психея", или "Финист ясный сокол". Иногда на поиски отправляется Он ("Царевна лягушка"). Но путь всегда ведет в иную реальность со своими законами, где звери говорят человеческими голосами и служат герою.  "Мастер и Маргарита" - переложение древнейшего мифа-мистерии на современный язык, на современные реалии. Совсем не случайно героя романа зовут сказочным именем - Иван. Да не просто Иван, а Иван Дурак:
 "Подремав немного, Иван новый ехидно спросил у старого Ивана:
– Так кто же я такой выхожу в этом случае?
– Дурак! – отчетливо сказал где-то бас, не принадлежащий ни одному из Иванов и чрезвычайно похожий на бас консультанта." Глава 11. Раздвоение Ивана...