Колдовской город. Раймонду Паулсу -85!

Владимир Иксанов
Давно мечтал  посмотреть спектакль  «Одесса, город колдовской».

Екатерина Михайловна член Правления общественной ветеранской организации ЛАБАК   выделила два шефских билета в Рижский Русской театр. Места оказались на первом ряду. Мама, которую  взял на просмотр, осторожно поглядывая на сцену, шептала мне на ухо:

--Близко ходят. Как бы не упали на нас…»

Вскоре она забыла о всякой предосторожности и увлеклась действием. Виден был её восторженный взгляд, легкое недоумение, когда обрывок реплики, утопал в многоголосии массовки. Она переспрашивала меня, но фразы оставались не расслышанными, растворялись в  музыкальном сопровождении. Через некоторое время стало понятно, что это специальные эффекты. Они способствовали передаче  суеты  шумного города. Особый колорит Молдаванки. Быт местечка в своеобразии живописных картин. Внимательный зритель не мог не отменить,что эффект погружения в среду создается  минимальным наличием реквизита. Это безусловная  находка.

Спектакль украшен музыкой Маэстро. Раймонд Паулс создал феерический музыкальный образ Одессы. Целостность мотива передается духом  времени и  трудно усомниться в правдивости театральных образов. Они  абсолютны. Мастер как будто заглянул в эпоху «проклятого царизма», во времена музыканта Сашки из «Гамбринуса». Маэстро удалось «поймать» атмосферу бойкой деловитости портового города. Куприн и  Бабель работали в стилистике литературно-исторического слова того времени. Портреты героев натуральны.  Колоритны образы: их  скандальная неуёмная сила, непредсказуемая удаль, стихия борьбы!

«Все эти люди – матросы разных наций, рыбаки, кочегары, веселые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты, - все они молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы,  знали тяжесть труда, любили прелесть и ужас ежедневного риска, ценили больше всего силу, молодечество, задор и хлесткость крепкого слова…»

«Одесские рассказы» Бабеля легли в основу постановки. Российский режиссер – постановщик Владимир Золотарь успешно реализовал драматургическую идею Вячеслава Вербина «Рыжий король».

Благодаря усилиям директора Рижского русского театра Э. Цеховала удалось реализовать замысел, воплотив его в музыкально-драматическую фантазию.  В  творческом соединении талантов (Вербин – Паулс - Золотарь) получен замечательный результат.

Возник  своеобразный  спектакль, который на протяжении десяти лет «снимает» аншлаги. Критики в оценке единодушны, утверждая, что большего «колдовства» о городе у моря не запечатлеть - не расплескать. Гимн Одессе – дерзновенному  городу контрабандистов и поэтов, мудрому и  смеющемуся над собой. В стремительном укладе еврейского местечка, Он поёт и танцует,Он играет собой!.,  несмотря на невзгоды и потери. Миф, воплощенный в жизнь!

« Одесса – это маленькая вселенная. Там любовь до неба. Страсть до крови. Дружба до гроба и похороны всегда по высшему разряду…»

Исаак Бабель наделил своих героев «задором, легкостью и очарованием» ,  надолго, вернее навсегда, уловив трогательное чувство жизни.
    
Король воровского мира Беня Крик – главное действующее лицо (актер Александр Маликов). По авторской версии романтический, влюбленный Робин Гуд. Шайка налетчиков с Молдаванки готовит дело и, осуществив его, празднует, возможно, в «Гамбринусе». В повествовании Куприна, налётчики, являясь после удачного дела в компании девиц из местного борделя, кутили на широкую ногу, заказывая воровские песни. Лихо заломленные фуражки, лакированные сапоги  выказывали неизменную  браваду этих людей. Особая манера их поведения, загадочные речи - недомолвки попытки показать изысканный трактирный тон. Но всё это до первой рюмки…

 «... И женщины и мужчины пили очень много,- было дурно только то, что воры всегда заканчивали свой кутеж  старыми денежными недоразумениями и любили исчезнуть не платя».
 
Неслучайна перекличка времен. Она продолжает традиции русской эпохи   революционного столетия.

Попытка разглядеть революцию, обернулась для писателя  душевной тоской. Как аналитик предрёк закономерность борьбы,её непримиримость.Жестокую суть.

«Почему у меня не проходящая тоска? Потому что… я  на большой, непрекращающейся панихиде…»

Война-революция-война. Террор белый-террор красный. Кровавая карусель истории.

Не потому ли свое спасение Исаак Бабель искал в мире «Одесских рассказов», во многом преуспев. Он населил Одессу реальными людьми:  контрабандистами, налетчиками, сутенёрами, девицами легкого поведения, торгашами и ловцами удачи – аферистами всех мастей. Известные персонажи преступного мира реализовались  в литературно-художественные образы Бени Крика, Любки Казак, Фроима Грача  и других «джентльменов  удачи». 

Стилистические особенности «Одесских рассказов» применительно к разбору отличаются лаконичностью, сжатостью языка. С присущей для Бабеля метафоричностью и яркостью характеристик. Портреты его героев емкие,  запоминающиеся образы. Подчеркивая сюжет, малозначительными деталями, сумел создать картины еврейского быта, в которых заключена вековая еврейская мудрость Торы. Её олицетворением выступает мудрый как Моисей – Гедали (актер – Игорь Чернявский). Роль Гедали пророческая, примирительно-обличительная. Он предвидит катастрофу судного дня. По скрижалям истории предрекает:истребление собственного народа, наказание за несоблюдение заповедей, попрание  Моисеева корня.Накал эмоций передается зрителям,равнодушных нет. Как нет надежды на спасение.

Константин Паустовский писал о высокой требовательности Бабеля.
Один только рассказ «Любка Казак» имел более двадцати исправлений и редактур. Уходили месяцы кропотливой работы, затрачивались огромные душевные силы.

Бабель с особым юмором объяснял: «Стилем-с берем, стилем-с. Я готов написать рассказ о стирке белья, и он может быть, как проза».
 
Возвращаясь к впечатлениям спектакля, хочется подчеркнуть, что музыкальные композиции Раймонда Паулса готовые шлягеры.Маэстро давно работает в жанре мюзикла. Его творческие ощущения передались актерам, отлично исполнявшим  вокальные партии.
Спектакль насыщен фактурой персонажей, постоянно перемещаемыми по сцене декорациями.Гармоничен – и в этом особая заслуга театральной труппы.

Причем в кажущемся сценическом хаосе, ясно одно: каждый актер как солдат понимает свой манёвр…

Рига.

2017 год.