Александр Богданович. Стихи Тани Станчиц

Таня Станчиц
Александр Богданович.

  Не отрываясь прочитал сборник стихов Тани Станчиц "Придётся придумать снег". Кое-где изредка спотыкался. Второе чтение всё расставило по местам: "спотыкания" обернулись достоинствами. Наличие временами приближённой рифмовки, а порой и её отсутствие (например, первая строфа "Из чего состою я...", стр.8) оказалось оправданным исключительно искренним, часто трагическим, движением мысли. Ради достижения пронзительного доступа к своей душе, Таня практически не пользуется такими средствами русской современной поэзии, как ассонансные украшения, составные уникальные рифмы и т.д. Напряжение мысли в её стихах очень велико, однако стихи её воспринимаются легко и естественно, словно дыхание Такое не часто встречается.

  И всё же один из приёмов, встречающийся нередко, хотелось бы отметить, и, может быть, даже позаимствовать при работе над своими собственными стихами. Это - неожиданные остановки предложений, замена всей мысли одним-двумя словами. И даже отбрасывание конца слова с рифмовкой оставшегося обрывка. Например, стр.25 - "Я и принцесса на ГОРО... И чернокожая батрачка. Во мне - скрещение миров! Смешенье радости и плача...". Здесь с разбега даже не сразу поймёшь, что НА ГОРО... это обрывок из НА ГОРОШИНЕ.

  Нужно также отметить прекрасные стихи, рождённые музыкой, которую автор с наслаждением и мукой пил. Особенно "Мне нравится" о Иегуди Менухине, гениальном скрипаче, стр.38, и "Слушая Дворжака", стр.42. Недаром автор говорит: "Душу мою качали, Зыбкое сердце грели - Зебры весёлых клавиш, Струны виолончели". Удивил и обрадовал меня небанальностью также стих "Смоктуновский", стр.64.

  И ещё одно. Я бы сделал из этого сборника две отдельные книжки. "Придётся придумать снег" и "Колыбельная для папы". Последняя часть очень тяжёлая, часто трагическая, частично отвлекает от многообразия тем первых девяти частей. Лучше читать их отдельно.

  Я обычно, читая новые стихи, выбираю два-три "шедевра". В сборнике стихов Тани Станчиц это сделать трудно. Здесь много совершенных вещей. В заключение хотелось бы услышать в чужом исполнении (не в Танином) стих "Иван и Ольга", стр.24, и "Пришёл ко мне Ангел", стр. 106.

Спасибо, Таня!

Александр.

**********************************

На фотографии - ЛИТО "Огни Гавани".
Слева направо: Александр Николаевич Кованов, Таня Станчиц, Александр Васильевич Богданович.