Не я ли, Господи...

Иерей Рустик Лужинский
Не я ли, Господи...

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Сегодня мы с вами вошли в Великую Среду. Мы с вами пришли сюда со крестами. Много дней мы размышляли с вами, как нести свой крест, и поэтому мы сегодня пришли сюда уже осознанно, взяв свои кресты. Это очень важно. Если кто-то еще не взял, то необходимо это сделать, как можно быстрее, потому что Господь идет на вольную страсть. На отпусте мы говорим: «Господь грядый на вольную страсть». На вольную - то есть добровольную. И мы тоже должны с Ним идти добровольно. Господь не загоняет никого в Царство Небесное. Он только предлагает, а мы должны или идти, или, если мы остаемся, не должны тогда Господа в чем-то обвинять, что Он не помогает нам спасаться.
Сегодня в Великую Среду Православная Церковь вспоминает два важных события: Помазание Господом миром, когда пришла к Нему женщина и отерла ему своими волосами Его пречистые ноги и облила Его пречистым миром, которым подготовила Его к погребению; а также вспоминается предательство Иуды. Почему эти два события так связаны между собой? В Евангелии от Луки мы читаем, что вовремя того, как Иуда присутствовал при возливании мира на ноги Спасителя, именно в то время Иуда стал очень сильно возмущаться. Мы знаем, когда человек возмущается, когда он негодует, вот именно в это время и входит в человека сатана. Он тогда отдается в руки дьявола. И здесь произошло нечто подобное. Мы знаем, что Иуда был казначеем общины, которая ходила за Спасителем, и у него была кружка церковная. По преданию церковному, он иногда пользовался из этой кружки, и вот здесь, естественно, он не думал о бедных, а думал о себе, что, если бы это миро было продано, то тогда он смог бы воспользоваться этими средствами.
Но мы с вами, если будем осуждать Иуду, то мы должны задуматься прежде всего о самих себе: не являемся ли мы тоже Иудами? Потому что Иудой может стать любой апостол. Когда на Тайной Вечере все апостолы брали из рук Спасителя Тело и Кровь Господни, вот тогда Господь сказал: «Один из вас предаст Меня», один из вас, сидящих тут со мною и вкушающих эту Божественную трапезу. Каждый апостол спросил: «Не я ли, Спаситель?». Представляете, какое имели смирение апостолы? Они не надеялись, что всегда и всё выдержат, то, что им будет послано Богом. Они засомневались в себе и сказали: «А может быть это я?»
А почему мы так не поступаем? Почему мы осуждаем кого-то другого? Мы осуждаем Иуду, но почему-то никогда не осуждаем самих себя. И не говорим, что, если мы делаем какой-то грех, мы и есть тоже предатели, потому что любой осознанный грех, выдуманный нами грех, спланированный грех, – это и есть предательство Христа. Богу противны любой грех, любой преступление, даже мысленные, если мы кого-то в своем сердце уничтожаем, или кого-то обкрадываем, или что-то плохое думаем, если мы это допускаем, культивируем в себе, выращиваем, взращиваем в своем сердце, как в саду, но там растет не что-то доброе, а что-то плохое. И здесь Иуда пытался быть тоже нормальным апостолом. Апостолы обходили многие места, они исцеляли больных, слепых, прокаженных, они изгоняли бесов. И среди этих апостолов был Иуда, и он тоже делал все эти чудеса.
Он не был изначально предателем, но что же с ним случилось? Почему из чудотворца-апостола он превратился в апостола-предателя? Чтобы это понять, надо вспомнить апостола Петра, который также предал Спасителя, его предательство было не меньше. Он три раза отрекся от Спасителя. Но апостол Петр и апостол Иуда, они в корне отличались. Апостол безбоязненно Петра прошел вместе с Иисусом Христом, в самую гущу этих событий. Он до самых его мук и страданий. Он стоял рядом с воинами и грелся у костра. Сколько в нем было безбоязненности и бесстрашия. Кто из других апостолов добрался до того места? Никто. Даже апостол Иоанн Богослов шёл до последнего, но, когда на него накинулись, он оставил одежду и убежал. Он не смог пробраться туда, куда пробрался апостол Петр.
И вот представьте себе, апостол Петр отрекается, но он отрекается, потому что его спросили резко. Возможно, если бы его долго пытали, он не отрекся бы. Он отрекся по интуиции, потому что кругом витал страх, в нем был животный страх, потому что он отрекся не сердцем, а отрекся логически, потому что кругом была страшная опасность. Но он не отрекался от Христа живого, потому что, когда Христос обернулся и посмотрел на него, когда запел петух, тогда апостол сразу почувствовал Христа всем своим сердцем и заплакал горько, стал каяться, и после этого Господь его простил. Ведь апостол Петр три дня непрестанно плакал. И когда он потом увидел Спасителя, прибежал к нему на гроб, когда Господь явился всем апостолам, он, конечно же, утешил Петра и в этом было глубочайшее покаяние, и потом он стал по истинно чудотворцем, апостолом-миссионером.
А зачем апостол Иуда предавал Спасителя? Зачем это было ему нужно? Представьте себе, что такое тридцать серебряников – это цена самого плохого раба, который прислуживал у своих господ. Это вообще не сумма, чтобы предать своего Друга. Дело получается не в сумме, потому что, когда умер Спаситель, и когда был разрушен Иерусалим, тогда цена рабов настолько упала, что иудея могли продавать не за тридцать серебряников, а за двадцать по всему миру. Как можно за такую сумму предать своего лучшего Друга? Значит дело было не в сумме. Бывший апостол Иуда очень любил средства, но он еще очень любил власть. И, когда он предавал Спасителя, он предавал Его продуманно, он Его просто провоцировал. Он знал, что Господь может делать великие чудеса. Но апостол Иуда думал, что Христос не решается завладеть всем Иерусалимом и израильской землей. Он хотел Его спровоцировать, чтобы Он стал защищаться.
То есть, когда пришли воины вместе с Иудой, Иуда поцеловал Его. Он хотел, чтобы Иисус пригласил с неба Ангелов, чтобы началась наконец то революция, и все апостолы стали вместе с Иисусом Христом править, и апостол Иуда смог бы стать главным казначеем всей иудейской земли, всего царства. Вот чего он хотел, не тридцать серебряников ему были нужны. И поэтому нам нужно глубже смотреть в эту проблему и не обвинять Иуду за эти тридцать серебряников.
Нам нужно постараться увидеть Иуду в самих себе, в своем сердце. Как говорили святые отцы: «Найди в себе Иуду, чтобы не стать им, чтобы не предать Спасителя». Мы должны увидеть в себе эту червоточину и сказать себе: «Если я завидую богатым людям, значит я уже Иуда». Нам нужно отрезвиться над своей душой и смотреть на самих себя, а не на других, не в других людях искать Иуду, а в себе.
В чем же отличие апостола Петра и апостола Иуды? Апостол Петр смог покаяться. Апостол Иуда превратился в предателя, а потом в самоубийцу. Сейчас имя его – имя нарицательное. Он пошел и повесился. Если бы он дотерпел эти три дня, как апостол Петр, если бы он эти три дня плакал и каялся, то Господь после воскресения смог бы простить и его. Господь никого не отвергал. Поэтому Христос, когда к Нему пришел Иуда с воинами, называет его: «Друг, зачем ты пришёл?» Он называет его до последних моментов Своим другом.
Кого еще называл Господь своим другом? Лазаря. Представьте себе Он называет его другом, то есть Он любит его. И поэтому, какое бы мы не сделали преступление, мы должны иметь покаяние в своем сердце, и Господь обязательно простит. Если даже человек попадает в тюрьму, то лучше здесь за свое преступление посидеть в тюрьме, чем оказаться в вечной тюрьме, в вечном осуждении. Ведь самоубийство – это есть вечное осуждение, как бы заключение, которое не может прерваться ни каким образом. За такого человека даже церковь не может молиться, потому что он себя изверг сам из Церкви. Как люди здесь на земле могут сидеть всю жизнь в тюрьме, но это ничто по сравнению с тем, если оказывается человек в вечности и сидит там в вечных мучениях.
Все мы призваны к тому, чтобы каяться и всегда надеяться на Бога, поэтому каждый человек, когда совершает грех, нужно моментально каяться, чтобы наше сердце не огрубело и дьявол не завладел нашим сердцем.
Если посмотреть на икону Страшного Суда, то там иногда изображается в аду сам дьявол на своем престоле, который тянет к себе все души, которые служили ему. И вот в его ручищах рисуют младенца – душу. По преданию церковному это рисуется как раз Иуда, который там оказался в его руках. Когда диавол увидел, что Иуда повесился, а потом упал с этого дерева, то по стихотворению А. Пушкина, который написал об ученике Христовом, который упал с дерева, и в это время, когда умер Иуда, то сам диавол встал со своего престола и прожог поцелуем уста Иуды.
Нам нужно всегда помнить об этом событии. Каждый из нас, когда приходит на литургию и когда слышит молитвы перед Святым Причащением, мы всегда вспоминаем двух людей – это Иуду и разбойника. Мы вспоминаем об этом перед самым Причастием. Мы не вспоминаем ни о Лазаре, не о Марфе и Марии, не апостолов других, но мы говорим такие слова: «Не хочу быть предателем, как Иуда, но яко  разбойник. Помяни меня во Царствии Твоем».
Мы всегда должны помнить о том, что, какие бы мы не сделали преступления, мы всё равно не должны опускаться и торопиться наказаний самих себя. Мы не должны сами себя наказывать, как наказал себя Иуда и погиб своей душой. Бог Сам нас накажет, Его пречистые руки нас накажут. И они накажут так, что мы сможем выправиться. Мы должны надеяться на Христа, как надеялся разбойник при Кресте. И вот тогда мы будем спасены. Эта Великая Среда может нам помочь по-настоящему осознать, что мы каждый день должны бояться стать Иудами, и каждый день мы должны себе к вечеру говорить, что: «Я разбойник на Кресте, я ничем не могу спастись, ни какими своими добрыми делами, я ничего не сделал».
Как было сказано в Евангелие, что, если разбойник при Кресте один хулил Бога, другой - славил Бога, и разбойник вошел в Царствие Небесное.
И также, если мы с вами будем просто, как рабы, себе говорить, что: «Я пришёл с поля, и хозяин же не скажет – иди и кушай». А что говорит хозяин? «Иди, служи Мне». А потом эти рабы говорят: «Мы сделали то, что должны были сделать». Мы тоже себе должны сказать: «Мы на Кресте, мы на Голгофе, мы ничего доброго не сделали, мы распяты со Христом за свои грехи. Мы Христом искупляемся - Его кровью. Его кровь льётся на наши кресты и искупает нас».
Мы должны сказать: «Мы рабы, мы сделали лишь то, что должны были сделать. Мы просто зашли на свою Голгофу и заползли на свой крест. Вот, что только мы сделали. Вот какие наши добрые дела». И пусть каждый из нас помнит это предательство Иуды и это покаяние апостола Петра и воззвание разбойника на Кресте: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».
Аминь

15.04.2020 г.