Она предсказала, что мужчины вымрут

Альманах Большая Медведица
Нет, речь пойдёт не о Ванге либо какой-то другой прорицательнице. С таким неутешительным прогнозом выступила в начале прошлого века эсерка, феминистка, врач Лидия Петровна КОЧЕТКОВА. Некоторое время она работала в Аткарске. Но, давайте по порядку.

Родилась Лидия Кочеткова в 1872 году в Самаре. Мать её, Анастасия Ивановна, была привержена народническим взглядам и свои революционные пристрастия передала дочери.

Лидия окончила педагогические курсы в Петербурге, слушала лекции знаменитого педагога и врача П. Ф. Лесгафта. С 1893 по 1900 год, находясь в Швейцарии, училась медицине в университетах Женевы, Цюриха и Берна. На медицинском факультете Цюрихского университета она познакомилась со студентом-анархистом Фрицем Брупбахером, своим будущим мужем. Долгие годы они прожили раздельно и вели постоянную переписку, так как Лидия Петровна в 1901 году вернулась в Россию, где два года служила земским врачом в Смоленской и Владимирской губерниях.

В 1905 году будущая феминистка примкнула к партии социалистов-революционеров, была знакома с Верой Фигнер (организация «Народная воля»), Борисом Савинковым, «бабушкой русской революции» Екатериной Брешко-Брешковской и другими. Став одним из активных деятелей ПСР, Кочеткова в 1906 году получает направление эсеровского центрального комитета на партийную работу в Поволжье. До 1909 года она возглавляла Аткарский комитет ПСР, вела пропагандистскую деятельность, курировала действия крестьянских боевых дружин (или как их тогда называли, братств) Аткарского уезда. Где служила Кочеткова и занималась ли врачебной деятельностью не известно. Можно предположить, что занималась, так как для революционной деятельности необходимо было какое-то прикрытие. В то время в Аткарске была всего одна земская больница с амбулаторией на 35 коек. Может, в ней и работала Лидия Петровна? Интересно, как могли сочетаться террористические методы эсеров с положениями клятвы Гиппократа?

Именно в это время она ведёт научную работу и пишет статью «Вымирание мужского рода в мире растений, животных и людей», в которой выражает свои радикальные феминистские взгляды. Утверждая, что мужскому полу не гарантировано долговременное существование, Кочеткова пишет: «Физиологические функции, которые производит мужчина, со временем будут, по всей видимости, ненужными. Существование мужского пола необходимо только временно, до тех пор пока женский пол не приобретёт способность к самостоятельному размножению. Мужчина погибнет, и женщина станет своеобразным синтезом обоих полов, будет развиваться до степени сверхчеловека. Мужчина уйдёт; но человечество не вымрет вместе с ним. Женщина вечна». Научная фантастика? Да, но если учесть, что продолжительность жизни мужчин во всём мире лет на семь короче, чем у женщин, то есть о чём задуматься. Современные учёные уже всерьёз бьют тревогу.

Статья Л. П. Кочетковой была опубликована в 1908 году в Цюрихе на немецком языке Фрицем Брупбахером и его коллегами. Теорией Кочетковой заинтересовался известный физиолог и Нобелевский лауреат, академик Иван Петрович Павлов. Он выступил экспертом другой её статьи с шокирующим названием «Смерть мужчин». Но, посчитав научную аргументацию статьи недостаточной, он отказался издать статью в издательстве Академии Наук. Эта статья характеризует Кочеткову как ярую феминистку, воодушевлённую и даже ослеплённую своей идеей; она лишена объективности, необходимой в научной работе.

Одержимость идеей была свойственна Лидии Кочетковой и в партийной работе — она прокладывала себе дорогу через все преграды. В августе 1908 года под псевдонимом «Волгина» она была делегирована саратовской организацией ПСР на I общепартийную конференцию, где выступила с докладом о партийной работе в Поволжье. В мае 1909 года Кочеткова — на V Совете ПСР в Париже, рассматривавшем отставку прежнего ЦК в связи с «делом Азефа», а также направления дальнейшей работы партии. При возвращении в Россию, её арестовали на границе и сослали на три года в Архангельскую губернию, в Пинегу, где она переболела сыпным тифом. В 1910 и 1911 годах туда к ней приезжал Брупбахер. После ссылки Кочеткова отошла от партийных дел, а узнав, что её считают провокатором, и вовсе порвала с ПСР.

На предложение мужа переехать в Швейцарию Лидия Петровна ответила отказом, а в 1916 году их «брак по переписке» был расторгнут. С началом Первой мировой войны Лидия Петровна возненавидела всё немецкое и это тоже послужило одной из причин развода. Что было далее с ней, и придерживалась ли она феминистских убеждений до конца жизни, к сожалению, не известно. По некоторым данным, умерла Кочеткова в 1921 году.

В 2011 году в интернет-журнале «Сноб» вышла повесть Михаила Шишкина «Кампанила Святого Марка», посвященная истории любви Фрица Брупбахера и Лидии Кочетковой.

                Алексей НИКИТИН