101. Выживание или вымирание?

Эдвард Галстян
                I
          Разум против веры - но не в бога,
          А  во  все  представленья  о  нём…
          Оттого  представлений  и  много,
          Что нет истинности ни в одном…
 
Как много сказано в защиту Бога!
Как мало слов в защиту от него!
Он нас прогнал от своего порога,
Час  указать  ему  от  своего.

Была ли нам нужда в его защите? -
Его  защита  в  гроб  нас  и  свела.
Поверившие  богу,  трепещите:
Он из любви так с нами, не со зла!…

А   что   ему   какие-то   армяне,
Что  первыми  поддались  на  обман
И ринулись всем стадом в христиане,
С  крестом  под  ятаганы  мусульман?!

Мы сами виноваты; нас признали
Виновными  как  эти,  так  и  те:
И  те,  что  Иисуса  распинали,
И тот, что распинался на кресте.

Погрязли не в грехе, а вере; верой
Виновны перед всеми и отмщения
Заслуживаем: стали полной мерой
Всемирными  козлами  отпущения…

           II
          Кто ходит за леченьем к палачу?
          В Бога милосердного не верю,
          Уповать  на  злого  не  хочу  –
          И  держу  обоих  я  за  дверью.

Очнитесь, соплеменники, собратья:
Нас стадом на убой ведут, во тьму...
Пора уж откреститься от проклятья
Служения   убийце   своему.

На милость бога отдались смиренно;
В вознаграждение заступник рьяный
С  любовью  преломил  через  колено
И побросал нас под крестами в ямы.

Где Всемогущий, Вездесущий: с нами,
За, против ли, когда, как скот убойный,
Нас   вырезают   целыми   стадами?
Где он, когда и с кем за нас вёл войны?

Всевидящий на всё закрыл глаза.
Мы чахнем, угасаем день за днём,
Но   ни   одна   армянская   слеза
Не  запылала  праведным  огнём

Божественного  гнева.  Хоть  бы  раз
Он ради нас перстом о перст ударил!?
С  кем  вообще  воюет,  кроме  нас!?
Побить армян - тут он всегда в ударе!

          III
             Упованье  знанию  во  вред.
             Вера грубо попирает Разум,
             Истине  предпочитая  бред -
             Это  и  навязывают  массам.

Для  ловли  легковеров  непременно
Был нужен лидер, поводырь слепых,
За  нас  молящийся  и  нас  из  плена
Неверия   в   святая   всех   святых  –

Храм поклонения - ведущий стадом
Господними  путями,  в  плен  к  тому,
Кто дал страдающим безвинно чадам
В  награду  -  быть  обязанным  ему

По  гроб  за  всеблагое  попеченье:
Себя врачом, нас объявил больными,
Спасением   души   своё   леченье,
А мнимых излечившихся святыми!

Покорных  десятиной  обложил;
Анафемой – в  неверии  упорных;
А  верных  слуг  Аллаху  одолжил
В залог решения вопросов спорных.

Мы - жертвоприношение; нас сдали.
Среди   народов   всех   и   регионов
Мы вечною невинной жертвой стали
Рачителей  божественных  канонов.

          IV
           Богу  нет  корысти  в  Мудрецах.
           Бог и церкви, по Писаньям судя,
           Заинтересованы  в  глупцах  –
           Верящих, а не разумных людях…

Левиты верят в золото, не в сказки,
Ни в Библию не верят, ни в Коран.
Их идол - золотой телец, а краски -
Обман,  наслаиваемый  на  обман…

Мы теми преданы, кому мы преданы;
Наш враг - жрецы и Библий и Коранов.
Бог  горд  победами!?  А  мы  изведены
Нашествиями   банд   османов…

Лавинами  орда  вслед   за   ордой
По наши души и за нашей кровью –
И нам от них не откупиться мздой:
Ни преданностью богу, ни любовью…

Нас обрекли быть стёртыми с земли,
Терпимой,  терпеливой  к  изуверам.
Но  почему  мы  выжить  не  смогли,
Для всех являясь верности примером?!

              V
           Чем бог мне, тем и я ему плачу:
           Есть он - я верю; я ему не верю…
           Не ходят за леченьем к палачу,
           И не суются головой в пасть зверю.

«Сквозь ад я проведу вас к небесам!»
Часть  первая  исполнена  успешно.
Но  угодил  ли  поводырь  наш  сам
На небеса, иль предан безутешной

Земле   на   погребение,   никто
Не  знает  достоверно  из  живущих  -
Ни самый рьяный грешник, ни святой,
Ни слепо верящий лгуну, ни лгущий…

Самовнушеньем: «Верою спасусь!» -
В себе мы сами принижаем Разум.
Зачем   нам  в  небе  нужен   Иисус,
Что на земле нам не помог ни разу?!

Христа крестом распяла не она
И  муки  христианства  приняла
Не за грехи! - несчастная страна,
Столь опрометчиво над миром зла

Крест водрузившая! Он стал распятием
Для  всей  Армении  -  на  смех  врагам;
Он  не  спасением  нам,  а  проклятием
Явился,  кинув  жертвой  к  их  ногам.

            VI
          От  беззаконий  не  спасёт  закон,
          Что  в  услужении  у  беззаконий.
          У  бога  с  сатаною  общий  трон.
          Какая миру польза в этом троне!?

Христова  воинства  щит,  меч,  оплот?
Но  если  б  был  он  богом  и  воскрес -
Не  позволял  бы  истреблять  народ,
Вознесший первым над землёю крест!

Как  выше,  так  и  ниже  разумения,
Бессильна  даже  мудрость  вековая:
До дня пришествия Христа Армения
Была  великая…  осталась  никакая,

Пятном на карте, между мусульман
И  гор  затерянным.  Немилосердно
Всемилостивый   покарал   армян,
Веками  преданных  ему  усердно!

Мы  убедились  как  небезопасно
В  служении  подобное  усердие;
Что  упованье  на  него  напрасно
И  уповающим  грозит  трагедией.

Обязаны  Христу  и  христианам
Армении   злосчастные   сыны,
Что по чужим, им чуждым, странам
Поразбежались  из  родной  страны.

            VII
      Знать, бог нас очень любит, раз так бьёт:
      Ослушников  -  что  баламутят  в  стаде;
      Послушников - за... Кто ж его поймёт:
      Где - для порядка, где - забавы ради!?

Затерянные  в  чуждой  стороне,
Свои,  и  не  свои,  и  не  армяне,
Но на беду, как и в родной стране,
Самоотверженные   христиане,

Они  всё  так  же  преданы  Христу,
Который (всё, что он был в силах),
Не  к  Богу  приведя,  а  в  пустоту,
Красуется  крестами  на  могилах.

Бог сдал на откуп и на растерзание
Прислужникам Аллаха лучших слуг -
Как  это  понимать!?  Как  наказание
Принять  такое?!  Кто  тогда  ей  друг,

Когда  сам  Бог,  -  которому  верней
Всех  на  земле  Армения  служила
И служит ныне, - так безбожен с ней?!
Коль это божья справедливость, сила,

Тогда всё справедливо: поделом
Навеки  песнями  её  стон,  плач
Останутся. Однако, верность злом
Не  Бог  вознаграждает,  а  палач!…

            VIII
         Я не в бога, а именно богу не верю;
         Тот несчастен, кто верит такому как он:
         Милосерден, подобно голодному зверю,
         И не музыка слух его нежит, а стон…

Имея  дело  с  милосердным  богом,
Одно  из  двух:  мы  бога  иль  нас  бог.
И  если  верность  богу  вышла  боком,
Она  и  не  к  чести  нам,  и  не  впрок.

Былых  земель  вовеки  не  вернуть,
Бесславье - жить одной былою славой.
Лишь сильный сам свой избирает путь,
У   слабого   же   нет   такого   права.

И только упований крест могильный
Перековав   на   меч   самозащиты,
Страна становится настолько сильной,
Чтоб перестать быть вечно всеми битой.

Вдвойне  несчастен  верный  армянин,
Что предан всеми, а подлей всех богом,
Кому всем предан существом как сын,
А  преданность  ему  выходит  боком.

Армяне  богу  не  враги,  а  слуги,
Но бог не покровитель наш, а враг,
Что нас карает смертью за заслуги,
И тащит через ад земной во мрак.

            IX
           Молитесь,  или!  –  разве  это  бог!?
           Платите, или! – разве он не дьявол?!
           Молчите, или! – и какой в том прок,
           Чтоб этакий бог человеком правил!?

Я повторюсь: мы не враги, а слуги,
А   он   разрушил   наши   очаги…
Карающий нас смертью за заслуги  -
Бесчестнее,  чем  злейшие  враги.

Бог изначально в жертвы нас назначил,
Иначе  не  прибил  бы  Ной  ковчег
Злосчастный  к  Арарату;  одурачил
Знаменьями  –  и грянул новый век

Отца-детоубийцы!   Вера   стала
Проклятием  армян,  опустошив
И разорив страну. Как низко пала
Армения в Христе! И тот, кто жив,

Стыда перед ушедшими исполнен
И зависти; рождённый для борьбы,
На   поле   боя   погибает   воин;
Те,  что  сдаются  –  вечные  рабы…

Чтоб перестать рабами быть, молитвами
Спасёнными;  детьми  таких  родителей,
Как бог и церковь, вечно всеми битыми, -
Забудьте про хачкары в честь спасителей…

Чтоб выжить в окружении врагов,
Нужны  герои  и  мечи  для  битв, -
Не  бог-палач  со  свитою  попов
И не хачкары для пустых молитв.

           X
            У познанья нет альтернативы,
            А к нему лишь Разум и ведёт.
            Но во власти суеверий лживых
            Нереально  двигаться  вперёд.

Мы в христианстве первенством горды.
Пока  нас  эта  гордость  распирает,
Враги  креста,  сплотив  свои  ряды,
Вокруг нас всё тесней кольцо сжимают.

В  осаде  от  намаза  до  намаза.
Они  как  саранча  со  всех  сторон.
А что у нас от сабель их и сглаза? –
Лишь  крест  –  отпугивать  ворон.

От многих факторов, причин зависимы,
На  бога  уповая.  Смех  и  грех:
От всех, лишь не самих себя, зависим, мы -
Чем  не  мишень  для  каждого  и  всех?! 

Мы искушаем даже самых слабых,
Об  остальных  уж  и  не  говоря:
Извечная добыча в хищных лапах
Извечно  ненасытного  зверья…

Их привлекает запах лёгкой крови,
Добычи;  бог  нам  бедами  грозит,
А мы всё ждём, поймав его на слове,
Когда  же  он  от  них  нас  защитит…

           XI   
           По горло сытый милостью небес,
           Не  обращая  взоры  к  небесам,
           Я верю в бога, богу лишь в себе,
           Дав  имя  богу  этому:  «Я  сам».

Сегодня  вне  Армении  раз  в  пять
Нас больше, чем в Армении самой…
И  каждый  все  миры  готов  отдать
За  пядь  земли  страдалицы  родной…

Нет,   не   осталось   у   неё   земли,
Чтоб всех детей принять и приютить;
И страшно тем, что на чужой взросли,
На  собственной  земле  чужими  быть…

Выслушивать: «А где же вы, когда
Армян тут душат полчища врагов?
Кто,  чьи  вы?  Кто  вас  звал  сюда?
Нет  перед  вами  у  страны  долгов.

С  кем  разделили  участь,  делим  хлеб.
Там и лежит пусть каждый, где он жил.
Чей  дом  Армения  -  для  тех  и  склеп,
Для  остальных  нет  у  неё  могил!»…

Но пусть она чад блудных приютит
Их   и   себя   в   объятьях   отогреет,
Зла   не   выказывая   и   обид,
На тех, кому простить их не сумеет…


             Эпилог

Не призываю я стать древней Спартой
И обнажить мечам врагов вновь грудь.
Лишь никогда ничьей разменной картой
Не  оставайся  впредь;  такою  будь,
Чтоб  даже  в  мыслях  и  пылу  азарта
Враг  на  тебя  не  смел  бы  посягнуть
Ни  нынешний,  ни  со  времён  Урарту.
                2015