Пророк Исаия, Арий, Святитель Николай и Ньютон

Юрий Сенин 2
      Прочитал в очередной раз Книгу Исаии, с мыслью о необходимости Ветхого Завета для христиан. Есть там такое: «Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе» Исаия, Гл.7.14-15.
Имя Еммануил означает "Бог с нами"
Итак, основная причина признания Ветхого Завета, это пророчества в нем о приходе мессии, и фрагмент в Книги Исаии – одно из таких пророчеств. Вот что об этом написал Августин:
«Неужели вы усомнитесь или откажитесь поверить в рождение от Девы, тогда как должны бы вместе с волхвами поверить, что так надлежало быть рожденным Богочеловеку? Ведь следует вам знать, что и это было предсказано через пророка, говорящего: Се, Дева в чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что переводится с нами Бог. Потому не следует вам сомневаться в том, что Дева рождает, если желаете вы веровать в то, что рождается Бог, не оставляющий управление миром и приходящий к людям во плоти, дарующий Матери плодовитость, но не лишающий ее девической чистоты».
Августин. "О вере в вещи невидимые".
    Однако, очень уж разные характеры у Бога Яхве-Саваофа (Бог Отец) и Иисуса Христа (Бог Сын), и различные цели у их учений привели к постоянному возникновению течений в христианстве (которые в дальнейшем называли сектами), пытавшихся не признавать Ветхий Завет, или разделить сущности Бога Отца и Бога Сына. Замечу, что все, что делал Яхве, все убийства и покрывательства убийств, начиная с захвата чужой Земли Обетованной и уничтожение ее населения, он делал для возвышения и сплочения избранного народа, т.е. он был богом национальным, у Христа же все иначе, он проповедовал для всех и был казнен за все человечество.
       Первым, сформулировавшим различные сущности этих богов, был Арий. Сульпиций Север пишет: «То, что утверждали ариане, было следующим: Бог-Отец по устроении мира стал причиной рождения Сына и по Своей воле сущность Свою воплотил в иную, созданную из ничего, в Бога нового и другого; и было время, когда Сын не существовал.» Это и есть основание взглядов ариан. Заметим, что в это время никакого представления о Троице не было, оно как раз и возникло в результате возникшей внутрицерковной борьбы.
     Арианство было чрезвычайно распространено, в частности остготы с королем Теодорихом Великим исповедовали арианство. Вообще, арианство распространившись в восточных провинциях Римской империи, стало государственной версией христианства при преемниках Константина Великого, а затем государственной религией  германских государств (кроме Королевства Франков) до VI века.
      Тогдашние католики, это не ариане, им принадлежала восточная часть Римской империи и Королевство Франков (при Хлодвиге франки тоже были арианами).
      На Никейском соборе в 325 году было принято учение о единосущности Сына Отцу (Никейский Символ веры), арианство было осуждено, Арий изгнан, книги его были сожжены. Основным деятелем, противостоящим арианству, был Афанасий Великий, Архиепископ Александрийский, он противостоял арианскому духовенству и четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры, был известен как «Athanasius contra mundum» ("Афанасий против всего мира"). После Никейского собора с арианством вовсе покончено не было, как раз изгнали Афанасия и он скрывался в Египте. В работе Собора, в борьбе до и после Собора, принимали активное участие Святитель Николай Мирликийский (не точно, в некоторых списках его нет) и Святой Спиридон Тримифунтский, очень почитаемые на Руси во все времена. Николай Чудотворец был настолько почитаем на Руси, что в Смутное время поляки считали, что он у русских вместо Христа, есть множество сохранившихся воспоминаний об этом. Спиридон Тримифунтский также был почитаем, на последнем фото несохранившаяся Спиридоновская церковь на Козьем болоте (Храм Спиридона Тримифунтного), это в Москве на Спиридоновке.
   Эпизод с выдавливанием глаз Арию Святителем Николаем, на мой взгляд, достаточно мутный, был какой-то инцидент то ли с пощечиной, то ли с выдавливанием глаз, фото иконы я привожу, а подробности посмотрите у Андрея Кураева (фб, телеграмм, блог).
       Итак, борьба с арианством стала одним из главных поводов утверждения догмата Троицы, а вместе с ним — и догмата о полноте божественности в Христе как Боге и Сыне Божьем. Эта же борьба привела в конце концов к расколу церкви на Католическую и Православную. Никео-Цареградский Символ веры, принятый на Толедском соборе в 589 году, содержит  положение, что Святой Дух исходит и от Бога-Сына. Это положение получило название филиокве (от латинского filioque — «и от Сына») и послужило одним из формальных поводов разделения Церкви в XI веке на Восточную (православную), не принявшую филиокве, и Западную (католическую); такое несогласие продолжается и сегодня.  Оно самое существенное (для верующих, конечно).
       Для греко-византийской богословской традиции добавление «от Сына» является унижением сущности Св. Духа, как равноправной Божественной сущности в Троице. Для западного тринитарного христианства непризнание Сына источником Святого Духа является онтологической бессмыслицей.
 Горячим сторонником арианства являлся Исаак Ньютон. В ходе методичного изучения библейских текстов Ньютон пришёл к выводу, что Афанасий совершил подлог, умышленно вставив в текст Священного Писания важнейшие слова, подкреплявшие его доводы о том, что Христос является Богом. В этом деянии Афанасия поддержала римская церковь, и это искажение священных текстов стало причиной искажения христианского вероучения. Ньютон считал, что чистота веры, свойственная раннехристианской церкви, была подменена иллюзией Троицы, или Триединого Бога. Поддерживая Ария, Ньютон объявил, что священники и епископы церкви в своем поклонении Христу занимаются идолопоклонством. Ньютон писал: «То, что столь долго именовалось арианством, есть не что иное, как старое, неповреждённое христианство, а Афанасий послужил мощным, коварным и злокозненным орудием этой перемены».
17.1.2021.
На фото: Св. Николай выковыривает глаза ересиарху Арию.