Найдём ли мы своё место в Евангелии

Иерей Рустик Лужинский
ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА



    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

   Сегодня Святая Православная Церковь празднует несколько праздников: Воспоминание Воскресения Христова (Малая Пасха); празднование Сретения Господня; воспоминание Симеона Богоприимца, который смог на своих пречистых руках удержать самого Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа; а также сегодня идет вторая подготовительная неделя перед Великим Постом, это неделя о блудном сыне. До этого была неделя Мытаря и Фарисея, а после этой недели, будет неделя о Страшном Суде. Все эти недели нужны нам для того, чтобы мы с вами на этих седмицах смогли подготовиться к Великому Посту.
  Зачем же нужны эти недели? Прежде всего для того, чтобы наша душа настроилась на пост, чтобы она не сразу резко начала поститься, ничего не вкушать и строго поступать к своей плоти, чтобы этот переход был постепенный.
   И вот сегодня мы с вами должны задумываться о своём месте в Евангелии. Почему это так важно? Ведь Евангелии написано не для кого-то, а написано именно для нас. Господь говорил своим ученикам и апостолам, но мы также с вами являемся учениками Христовыми, и все мы призваны к тому, чтобы внимательно изучать Евангелие, и там находить самих себя. Кто-то найдет в Евангелии себя в качестве блудницы, кто-то найдет себя в качестве воина, который проткнул ребро Спасителя, кто-то найдет себя в качестве Иуды, в качестве апостола Фомы или апостола Петра, кто-то найдет себя в качестве жен мироносиц. Мы должны постараться перед Великим Постом это сделать осознанно и без всякого лукавства. Почему? Потому что, если мы себе определим место в Евангелии не то, которое есть на самом деле для нас, то мы пойдем не по тому пути.
   Давайте вспомним притчу, которую рассказал Господь о блудном сыне, о том, что младший сын ушел далеко и там всё потерял, всё растратил, но потом захотел очень кушать и не смог даже вкушать рожки с дерев, а это очень горькие плоды. Они растут даже в России, в Крыму. И эти рожки с дерев ему никто не давал, потому что он был в таком уничижении. И вот он вспоминает о том, что слуги его родного отца едят вдоволь хлеб, и он возвращается, и отец встречает его.
О чем же эта притча? Это притча прежде всего о любви Отца ко всем нам. Вот, если мы скажем себе, что мы на самом деле не мытари и фарисеи, то, когда мы окажемся на следующей неделе – неделе Страшного Суда Божьего, то эта неделя пройдет для нас совершенно бесследно.
   Давайте осознаем, кто же мы есть на самом деле и, если мы себя не осознаем не блудными сыновьями, ни блудными дочерями, если мы считаем, что мы в этом Храме, и мы уже спасены, то мы заблуждаемся.
   Только сектанты, находясь в своих домах молитвы, считают, что они уже спасены. Мы с вами лишь в числе спасаемых. Мы пришли в эту Церковь, в этот корабль спасения, и мы с вами, как матросы, а Господь есть капитан. Если матрос выпрыгнет за борт, он обязательно погибнет. Мы с вами спасаемся, потому что мы находимся в этом корабле спасения, а вне корабля спасения – одна погибель. Поэтому вот этот сын, когда и ушёл, когда он выпрыгнул с этого корабля, тогда и стал он погибать.
Вот поэтому, если мы с вами не блудные сыны и не блудные дочери, если мы с вами плывём на этом корабле, то мы можем оказаться в другой западне, мы можем превратиться в этого бессердечного брата, который не принял своего младшего брата и позавидовал, и заставил родного отца оправдываться перед ним. Когда отец вышел к своему старшему сыну и стал упрашивать его и говорить: «Всё, что моё – твоё». Вот в кого мы можем превратиться.
   Дело всё в том, что мы все находимся в Храме Божьем, призваны для того, чтобы быть сынами, а не наёмниками и тем более не рабами. Мы знаем, что есть три любви к Богу, об этом говорят Святые Отцы: любовь раба, который боится Страшного Суда; любовь наёмника, который уже за средства сражается за свою Отчизну; и наёмник-контрактник, он может уже умереть за свою Родину, хотя он получает какую-то зарплату. Если ему предложат большие деньги на стороне противника, но он не согласится.
   Но есть любовь сына. Но любовь сына – это не то, что мы говорим: «Вот я – сын». Мы можем оказаться тем сыном, который и отвергает своих ближних и не впускает на корабль спасения тех, ко сюда заходит. Мы часто, находясь в Храме, не хотим даже потесниться и уступить, дать место человеку, который впервые пришёл в Храм, а только укоряем его. Мы пытаемся остаться на этом корабле на своём посту, как мы думаем. Мы стоим или у подсвечника, или у какой-нибудь скамеечке и не можем пустить рядом человека, который нуждается более в этом месте, на этом корабле. Поэтому каждый человек должен постараться найти место в Евангелии.
О ком же вспомнил блудный сын на стороне? Он прежде всего вспомнил о своём отце, о своём брате он совершенно не помнил. Почему? Потому что, когда брат с братом жили, у них не было единства. Если бы у них была любовь между собой, то он обязательно вспомнил о брате и пришел бы сначала не к отцу, а пришёл бы в поле к своему брату и стал упрашивать о том, чтобы тот упросил отца. Но так не произошло, он вспомнил лишь о слугах, которые едят хлеб вдоволь. А кто такие слуги? Слуги, на самом деле, это святые люди, которые есть на небе, и которые есть уже здесь у нас в Храме, это люди, которые по-настоящему служат Господу.
Сегодня мы празднуем память Симеона Богоприимца - это удивительного святого. Все святые, которые сейчас находятся на небе, он постоянно вкушают небесный хлеб постоянно причащаются Господа. И также мы здесь, если будем постоянно приходить в Храм Божий и постоянно участвовать в Евхаристии, то мы, если будем иметь смиренное сердце, то мы тоже можем стать святыми.
    Представьте себе, какую имеют святые силу. Мы с вами молимся святителю Николаю Чудотворцу, и это один из наших любимых святых. Был такой удивительный случай. Был такой святой Петр Афонский, но, когда он был обычным воином, и вот однажды он попал в плен. Его посадили в темницу и заковали в кандалы, и ему угрожала смерть. И он стал молиться всей душой Святителю Николаю Чудотворцу, но он почему-то не отвечал. И вот после долгих молитв Святой Николай Чудотворец явился будущему Преподобному Петру Афонскому и сказал такие слова: «Господь медлит с помощью тебе, потому что ты не исполнил обещание. Ты Ему обещал посвятить жизнь Богу. И поэтому, прошу тебя, помолись Святому Симеону Богоприимцу, потому что он стоит рядом с Божьей Матерью, что он находится настолько близко, что он обязательно умолит Христа, чтобы Он тебя простил». После того, как этот узник-воин стал молиться Симеону Богоприимцу, то Симеон Богоприимец вместе с Святым Николаем Угодником явился этому заключенному Петру и сказал, протянув руку, такие слова: «Если ты исполнишь обещанное Господу, станешь монахом, посвятишь свою жизнь Богу, то Господь освобождает тебя». И после того, как Петр снова пообещал, что он исполнит и станет монахом, то Симеон Богоприимец протянул жезл и коснулся этих оков, которые просто растаяли, и Симеон Богоприимец вместе со Святителем Николаем Чудотворцем вывел этого Петра-воина, который стал потом Преподобным Петром Афонским, который много и много послужил Господу. Вот как важны святые, вот как важны те люди, которые находятся среди нас. Мы должны быть светом и должны быть похожи на эту свечу, которая горит. Если свеча погаснет, то от свечи нет никакого прока.
    Поэтому в эти приготовительные недели поста мы должны с вами постараться прежде всего вернуться на первую неделю мытаря и фарисея, и там научиться молиться, потому что в этой неделе было повествование о том, что Господь учил молиться, молиться со смирением. На этой неделе о блудном сыне мы должны постараться осознать, кто мы есть на самом деле. Мы блудные сыновья, мы блудные дочери, или мы так называемые сыновья, которые находятся в Храме, на корабле и не пускают других сынов и дочерей на этот корабль спасения. Мы должны постараться подготовиться и к следующей неделе, которая грядет, чтобы и там осознать, что мы на самом деле еще находимся в рабском состоянии. Но этого не нужно бояться. Нужно испугаться Страшного Суда, нужно испугаться страшных мук, чтобы никогда туда не попасть. И когда мы осознаем себя рабами, через некоторое время, мы осознаем себя и наемниками, а через некоторое время мы станем настоящими сынами и дочерями Христа.
Аминь

16.02.2020 г.