К 280-летию книги Юности честное зерцало

Тамара Агеева
Культура поведения - это неотъемлемая часть культуры человеческого общества. В её основе лежит господствующая в обществе мораль, определяющая нормы человеческого поведения.

"Вечных" норм нравственности не существует. Однако, правила поведения, формировавшиеся на протяжении многовековой истории развития человечества, практически обоснованы.

За время долгого развития человечества многие правила изменились, дополнились, многие вообще исчезли, часть же сохраняется традиционно, неизменно уже столетия.

Наше неспокойное время, многочисленные перемены в общественной жизни сравнивают с преобразованиями эпохи Петра 1-ого.

Значение этих преобразований определяется прежде всего тем, что нет таких сфер в жизни общества, которых бы они не коснулись. Новое повсюду - в политике, в науке, в структуре государственного аппарата, во внешней политике, в культурной жизни и быту.


Наряду с многочисленными юбилеями и презентациями, отмеченными в нынешнем уходящем году, почти незамеченной прошла немаловажная дата: исполнилось 280 лет со времени выхода первого издания в России книги о правилах поведения для юношества - "Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов".

Это наставление пользовалось широкой популярностью и при Петре печаталось трижды, что свидетельствует об огромном спросе на него.

Неизвестный составитель этого сочинения воспользовался несколькими иностранными произведениями, из них он перевёл те части, которые считал полезными русскому читателю.

"Юности честное зерцало" излагало правила поведения молодых людей в семье, в гостях, в общественных местах и на службе. Оно внушало юношам скромность, трудолюбие, послушание, учтивость и благоразумие.

Традиции никогда не шагают в ногу с развитием культуры, поэтому многие обычаи претерпели изменения, устарели. Некоторые правила приличия не всегда едины, подчас условны и относительны, однако соблюдение их необходимо, так как предупреждает недоразумения между людьми и делает общение более приятным.

Не секрет, что есть ещё немало людей, которые иронически относятся не только к самим правилам поведения, но и к тем, кто их соблюдает, считая этих людей жертвами предрассудков.

Однако нормы поведения, основанные на принципе: считайся с обществом и согражданами, уважай их и веди себя так, как хочешь, чтобы другие вели себя с тобой, - остаются незыблемыми.

"В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая чёрная, что не затрёшь её никакими белилами", - эти слова А.П.Чехова относятся и к той части молодёжи, которая стремится только к внешней привлекательности.

Очевиден тот факт, что в последние годы с изменением социальных условий в жизни нашего общества появилась "модная" тенденция среди молодёжи, что многие проблемы могут быть разрешены, если показать своё "превосходство", "крутость", заключающиеся в хамском отношении к окружающим. Выругаться нецензурно в присутствии женщины - не говоря уже о том, что в компании сверстников мат чередуется, как приложение, после каждого нормального слова, - оскорбить пожилого человека, обидеть младшего- стало для некоторых молодых людей как бы показателем их "мужества", а на деле - это всего лишь признак тёмного невежества и дурного воспитания, незнания элементарных законов человеческого общежития, признак полнейшего бескультурья.

И какие бы новые веяния, какие бы перемены ни совершались в жизни нашего общества, лучшие мудрые традиции, совершенствующие человеческую личность, должны быть сохранены, не "сброшены с парохода истории".

Разумеется, не все советы "Юности честного зерцала" приемлемы в наше время, некоторые из них ценны лишь как факт становления Российской культуры, но очень много полезного, а иногда - просто необходимого в этой книге, что остаётся неизменным для формирования внутренней культуры молодого поколения, для облагораживания его личности и в наши дни.