Сказка о добрых и злых словах

Людмила Федорова Вячеславовна
...Хотите, верьте, хотите — нет, дорогие мои любимые читатели, этому сказанию, да только помните поговорку мудрую народную: сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…
… Гласит одно народное сказание, что в одном русском селе православном давным-давно жили две подруги- девицы на выданье : Милана и Анна. Обе они были первыми красавицами на деревне, Милана косу тугую да, как ночь, чёрную до пят носила,  всячески украшала, рубашки белоснежные с вышивкой сарафаны парчовые, сапоги сафьяновые. Сама стройная, загорелая, очи жгучие.
Анна же была хороша по-своему. Лицо нежное,  светлое, будто на иконе лик, очи большие, лазурные, как небо, коса белокурая по пояса жемчугом украшенная, фигуркой стройная. Да и одевалась ничем не хуже Миланы: рубашечки белоснежные, летники шёлковые и парчовые с самоцветами, сапожки узенькие. Залюбуешься такими русскими девицами.
Терялись и добры молодцы, к какой же свататься?
Да только самые близкие родные люди двух подруг знали их главное различие: Милана была на слово злая. Никого она из гордости не хвалила, никому добра не желала, ласковым словечком не ободрила, лишь высмеивала чужие недостатки, советы раздавала, над чужим трудом потешалась, беде злорадствовала, никогда не жалела даже мать с отцом, а, если у неё день не задался, то всех, кроме себя обвиняла. И Анне, как лучшей подруге, тоже часто доставалось от Миланы.
Анна же была добрая, старалась понапрасну никому настроения не портить, Господу Христу благодарная, весёлая, приветливая. А ещё всегда Анна знала, что такое ласковое в утешение сказать, если у кого кручина случалась. Речь её всегда проста и мудра была. За ум и доброту все уважали Анну.
…Однажды добрый волшебник услышал бесконечные похвалы в адрес Анны и постоянные жалобы людей на злобу Миланы, и решил хитрость проверить девушек, и каждой воздать по заслугам.
Сел волшебник на пенёк недалеко от деревни той, где подруги жили, принял вид нищего калеки и стал поджидать подруг.
… Вот, первой Анна идет бледная, но красивая, яко царевна, а не простая девица.
Тут волшебник  в образе нищего калеки и протянул пискляво:
— Подай, девица красная, Христа ради голодному калеке…
Анна же ответила:
— Конечно, мил человек, уж не оставлю я вас голодным сидеть! Подождите, пожалуйста,  немножко, я вынесу кушанье какое-нибудь, не обессудьте, чем богаты, тем и рады…
Через несколько минут вернулась Анна с крынкой молока, большим куском ситного хлеба и кашей в мисочке.
— Ох, девица, благодарствуй за обед! Не слишком ли ты щедра? — спросил волшебник так же в образе нищего калеки.
— Ничего, не бедствуем, слава Богу, с Божьей помощью всё есть, а вы и так обижены людьми, неизвестно, кто вам и когда подаст. Так хоть сейчас покушайте, добрый человек… — изрекла смиренно Анна.
Тут добрый волшебник снова стал собой и торжественно промолвил:
— Анна, за твоё доброе сердце хочу я тебя вознаградить. Знаю я, как добрый волшебник, что  славишься ты тем, что умеешь ласковые слова говорить людям, и я убедился в этом, притворившись нищим, поэтому и награда моя таковая будет: каждый раз, когда ты начнёшь говорить, все твои слова будут превращаться в драгоценные камни, самоцветы, жемчуга, бриллианты и прекрасные цветы: розы, лилии, пионы и тюльпаны!
Удивилась Анна, ничего даже сказать-то в ответ не успела, как волшебник исчез. А Анна вернулась в деревню, начала родителям о случившемся повествовать,  а с языка на пол так и падают бриллианты, жемчужины, сапфиры, топазы, изумруды и цветы: розы, пионы, ирисы, лилии…
Скоро об этом чуде все узнали, и у Анны стало много друзей, а ещё она удачно вышла замуж по любви, и их семья стала богаче прежнего, когда стали продавать те драгоценности, что падали из уст Анны.
…Но до этого добрый волшебник снова принял вид нищего калеки и стал ждать на том же пне, ведь хотелось ему проверить и Милану.
… Вот и Милана с гордой осанкой и чёрной косой   появилась на тропинке горделивая, яко царица, а не простая девица.
… Так же волшебник  в образе нищего калеки  протянул пискляво:
— Подай, девица красная, Христа ради голодному калеке…
Милана же  брезгливо отвернулась и горделиво протянула:
— Ишь ты, чего захотел! Чтобы барыня с тобой хлеб делила! Не слишком ли много ты возомнил о себе, попрошайка?! Вон, видишь, собачка бежит, это моя животинка, грызёт она кости, возьми у неё костей из супа, как раз по тебе еда!
Добрый волшебник рассердился, ввергнул себе свой облик обратно и грозно прирек:
— Значит, Милана, такая ты грубая и гордая, барыней себя считаешь?! Что ж, я, волшебник, тебя проучу! За то, что ты добрых слов никому никогда не говорила, теперь, как только начнёшь ты говорить, каждое слово твоё будет превращаться в разных гадов, ужей, гадюк, тараканов, жуков, жаб и лягушек!
Милана удивиться не успела, а волшебник уже исчез. Захотелось Милане рассказать всё родителям, спросить, правда али сон то было, да как начала повествовать, тут же попадали на пол из уст её жабы, лягушки, тараканы, жуки, ужи…
Все испугались, и прогнали Милану из села, и жила она потом одна весь век свой…
Вот такая сказка, а как я уже говорила, сказка  — ложь, да в не намёк, добрым молодцам урок…