Ольга Озерова. Читательский обзор. Январь-2021

Большой Литературный Клуб
Здравствуйте!

Давно наблюдая за Конкурсом, могу сказать, что считаю его живой и, что называется, работающей площадкой. Конечно, у меня большие сомнения на собственный счёт по поводу того, интересен ли будет столь уважаемой и титулованной аудитории мой читательский взгляд, да что уж там. На то я и читатель, чтобы высказать свою точку зрения. Ибо для кого, как не для меня, всё это пишется? Ну, раз так, тогда с Богом.

1. АЛЕКС ШУБИН «Чернозём»
http://stihi.ru/2012/08/15/6271 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."

                Виктору Коврижных

Темна и голодна дернина дней созревших:
им отданы миров огни и голоса,
и времена, где ты, застыв, остался прежним
на тверди, что не раз меняла полюса.

И жизнь моя – в прирост, в исподник травостоя,
где память бытия – всеобщий кровоток,
таинственный замес, творящий всё живое.
Как щедро в нём разлит божественный желток!

Став притчею веков – мы у порога дома,
где ал-раскаян лист к отечеству припал.
И первый снег – простак и простоты потомок –
скатёркой тишины весь белый свет убрал.

Мы – горняя капель, живущая полётом,
с дарующей руки берущая взаём
мгновенный облик лиц и душу как работу,
которую так ждёт небесный чернозём.

Потрясающий язык у автора, просто потрясающий. Днями думалось мне, грешной, что так уже и не разговаривают. И уж тем паче не пишут. «Божественный желток» божественен. «Исподник травостоя». «Ал-раскаян». С огромным уважением относясь к авторам, которые находят в себе смелость говорить «мы», подчеркну, что у уважаемого Алекса это вышло так возвышенно просто, так искренно и неподдельно, что хочется встать и, стоя, помолчать маленько. Я уж и не знаю, что будет дальше в номинированных стихах, но мне, расчувствованной, пока хватило «небесного чернозёма» сполна. Курила бы – вышла бы покурить. Но не курю. Чаю выпью. Надо собраться. Или кофе? Или чаю? Нет, кофе лучше…


2. МИРОНОВА ЕЛЕНА «Песенка»
http://stihi.ru/2020/03/02/2953 номинатор Ильдар Харисов

                Алексею Григорьеву

Когда проступает зима на изнанке стекла,
так хочется верить, что это всего лишь январь,
что музыка в нас навсегда-навсегда проросла
и будет звучать, даже если исчезнут слова —
в больничной палате... в небесной землянке... в аду,
где день в камуфляже прилег за последней чертой —
там песенка эта легонько отводит беду
и лечит смертельные раны иглой золотой.

И если ты завтра узнаешь, что нас больше нет,
что нет ничего, кроме снега, на тысячи миль —
прислушайся: где-то внутри, где кончается свет,
в тебе зазвучит по весеннему до-ре-ми…

…Боже, как хорошо – «небесная землянка»! «Небесный чернозём» – как они тут рядышком! Да ради таких совпадений можно и нужно жить. Ай, спасибо, как хорошо. Лёгкие, воздушные стихи со своей очень доходчивой философской зерниной. «Камуфляж» и «ад» навеяли мне «Ты говорил мне, будь ты моею!..», и Женька Комелькова такая - дыдыщ-дыдыщ! – отстреливается до последнего патрона. А ещё пришло на ум «Спой, Мери!..», когда вокруг чума, но пировать охота… Стихи многослойные, они универсальны тем, что каждый читатель найдёт в них свою, персональную волну в ёмкой системе смыслов. Мною прочувствованы и поняты резонансный, направленный формат обращения к собеседнику, зацепила тема «песенки, которая отводит беду», а значит, молитвы… Здесь так густ слой женского, материнского заступничества, что все остальные ассоциации кажутся немного замедленными и размытыми, но они есть, несомненно. Присутствует общечеловеческая потребность в живом, позитивном исходе, и вот эта «золотая игла», которая вечна, даже если исчезают слова или кончается свет, она неизбывна и очень внятна. Есть во всём этом что-то выше, глобальнее земного мелочного тяготения, что вернёт нас в камуфляжный январь с зимней изнанкой стекла и заставит пить гулкий отвар из юных, только-только проросших нот… Просто космос, ребята.

И это только второй стих. Как говорил герой Ширвиндта в новогоднем фильме, если так пойдет дальше, то я сегодня в аэропорт не попадаю… Надо переходить на коньяк.


3. ЕЛЕНА СЕВРЮГИНА «Турецкий пирс»
http://stihi.ru/2021/01/17/9392 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."

металлические лапы деревянных динозавров
мистическая многоножка пропитанная запахом зноя и пота
глубокая безмятежность капсула твоего сознания
за пределами которой остаётся все
что не могло сделать тебя счастливым
супрематизм бытия селекция памяти
синестезия твоих ощущений
таким я тебя буду помнить много лет спустя
таким ты останешься даже тогда
когда состарятся девушки топчущие твою деревянную грудь
пристально смотрящие по сторонам
в надежде что их покатые плечи крутые бёдра
и тонкие ниточки купальников
едва прикрывающие ягодицы
не останутся незамеченными проходящими мимо
мускулистыми спасателями на воде
и вот уже стучит ударяется о кромку жизни
медленно-размеренное
su se si
и стекает влагой по лицу по рукам по фалангам пальцев
su существо твоего параллельного мира
se отсутствующий сегмент гармонии
si сизый дым угасающего солнца
далёкого как твои самые сокровенные воспоминания
но ты знаешь что оно в тебе
никуда не девалось
поэтому времени достаточно
чтобы просто смотреть

su se si… Ага, это курортный отель в Белеке. Какой мощный, какой энергетически ёмкий стих. Я обожаю стихи без знаков препинания. Признаться, по долгу службы я устаю от «правильных» текстов, от всех навороченных в них запятых-двоеточий. Часто вожделеешь эдакого просторного, дерзкого фридайвинга в стихах и прозе, когда, где хочешь – там и «препинаешься». И ещё я в восторге от формата мышления автора. Первый раз прочла – думала сдует со стула, ей богу. Аккуратнее надо, ага! Вот вы, авторы, понапишете такого, что накрывает, как взрывная волна, а ты сиди тут в ночи, переживай. Я бы разбила зрительно «безмятежность - капсула» («капсулу» с новой строки), и мне немного не в масть «девалось», но я не критикую идиолект, ибо он – база, основа любого литературного творчества. Тронешь вот так, запросто, словечко, а за ним весь текст может потянуться. Пусть авторы пишут, как им хочется, в этом суть. Мне очень нравится, что стих посвящён пирсу, я в восхищении от «мистической многоножки» и «металлических лап» «деревянных динозавров». Я за супрематизм, синестезию и ягодицы. И кромка жизни так синонимична дыму солнца, окунающегося в море на горизонте... Спасибо!


4. РОМАН СЛАВАЦКИЙ «Сенека»
http://stihi.ru/2021/01/18/7999 номинатор журнал «Тропы»

Зря император его умереть заставил;
всё-таки гений: философ, и всё такое…
Мог бы его замкнуть, милосердно правя,
где-то в глухой дыре за грядой морскою.

Всё же пришлось в потёмках вечерней виллы
медлить, и ног и рук рассекая жилы…
…Словно бы нехотя, капли стекают на пол;

и вместе с ними неспешно уходит Память;
бродят фантомы неслышимыми стопами:
юность Помпей, и Рим, и ночной Неаполь…

– Яд не помог. Побываем в горячей ванной,
чтобы ускорить жаром явленье Смерти!
…Брызнул водою на ближних, с усмешкой странной:
«Пусть это будет Богу последней жертвой!»

Технично, строго, взвешенно, грациозно. Лаконично, вдумчиво, классически безупречно. Сенеку жалко, слов нет. Моя б власть, я бы его ни травить, ни запирать не стала. Пусть бы себе ходил, живёхонек. Но, если надо было описать в сонете историю про Сенеку, то сделано это безупречно. Ни убавить, ни прибавить. Есть фабула, вот эти брызги в конце очень реалистичны, аж мурашки по коже… Реверанс писавшему.


5. МАРТА ЛОМАКО (МАРКОВА) «Чёрно-белый Ленинград»
http://stihi.ru/2021/01/12/3527 номинатор журнал «Тропы»

Нет ни души на тёмных площадях,
И метроном ведёт отсчёт до жатвы…
Покинь трамвай – тебя не пощадят:
Зубами пуль конечная зажата.

Пока в метели бил сквозной прострел,
От горя Медный всадник почернел.

Безликий голод вложит свой завет
В последний вкус опилочного хлеба,
И новый деревянный человек
Испустит дух в седеющее небо.

Из чёрных вод едва услышишь зов;
Но там, за свистом угольного града,
Там, в глубине, как будто бы назло,
Оркестр литаврой глушит канонаду.

Болючие стихи о беспощадном. Говорить об этом – не переговорить. Это надо делать обязательно, эту память нужно постоянно подхлёстывать и теребить. Даже незабываемое в человеческом мутном нутре становится не таким ярким и травящим. Мутнеет. Глохнет. Поэту – поясной поклон. Вы написали кратко, но очень чисто, очень пронзительно. На фоне гремящей сквозь бесконечность темы говорить о технике вроде как второстепенно, но она, техника, у автора отменная. Смысл заключён в герметичную оболочку формы. Спасибо!


6. ИГОРЬ СЕМЫКИН «Пьяное, предрассветное»
http://stihi.ru/2016/08/15/522 отборочный тур

         Глушат водку небеса
         тишина убить старается
         нализавшись на глазах
         солнце пьяно поднимается.
                Леонид Губанов,
                Натюрморт настроения

Мы будем в ступе речь толочь,
кромсать слова на тишь и звуки,
но не удержим эту ночь.
Она, подобно течной суке,
сорвётся с ц`епи прочь от нас,
и мы за ней слетим с катушек.
Гори, гори, мой третий глаз,
пока вискарь лакает душу.

В заре узри заряд грозы,
где туча-мамонт скалит бивни 
и рёвом грома шлёт призыв –   
бежать в рассвет, под космы ливня.
Мы будем в пляске ворожить
и поминать святого Витта,
парить над пропастью во ржи
и звать живых на пир убитых.

Глушить тоску – не смертный грех,
так жги по-чёрному, my darling,
тебя пробьют на красный смех
зелёный змий и жёлтый карлик.
И мы от жара чуть дыша,
не видя неба в дымке алой,
горящий спирт, на брудершафт,
с тобою выпьем из бокалов.

… И было утро. Старый джинн
пил жадно тоник из кувшина,
и разливался солнца гимн,
с подножья гор струясь к вершинам.
Мы собирали по кускам
свой мир затёкшими руками,
и в`иски резало в висках
серп`ом и бритвой по оккаме.
 
Декадентство, конечно. Мужчинам иногда надо. «Не следует множить сущее без необходимости» (это про лезвие Окамма). Но если очень хочется, то можно. Ну, написалось. Ну, молодец. Ещё пишите. Мы, женщины, тоже иногда как взрыднём, как взрыднём… Сопли коридором текут. Чувствуется, что пьяное, но… интеллигентное. Всё в рамках приличия. Ни один «джинн» не пострадал, ни одна «течная сучка» не вскочила. Имеются знаки препинания... Тэ-экс… После «и мы» надо запятую, а «на брудершафт» я бы от оных, наоборот, освободила, хотя это имеет право быть авторским… В «жги по-чёрному, my darling» опять мне видится Мери из «Пира во время чумы». Спасибо за вот это: «тебя пробьют на красный смех зелёный змий и жёлтый карлик». Хорошее прям, оборотистое, забористое.
«Гори, гори, мой третий глаз, пока вискарь лакает душу», – это в копилочку...


7. ОЛЬГА ГАЛАТ-КОРОТАЕВА «неоконченные воспоминания»
http://stihi.ru/2020/12/16/1596 отборочный тур

Вдохнуть и позабыть дышать.
Свернется мир до линии
На до и над
 
 
Бубнит сквозь сон натружено "маяк",
Буфет пропах корицей с нафталином,
Смущен и именуется старинным.
Подвис на паутинке полумрак.
У "юности" внутри скрипучий горб.
Уже не сплю, но глаз не открываю.
Вдыхаю мир.
Весь мир одним глотком...
И слушаю...
Шаги.
И засыпаю.
Сейчас тихонько сбрякнет...
И
Проснусь.
Щеколда не сдержалась на зацепе,
Но я сама за сон ещё держусь,
Смыкая веки.
Зашепчут глухо:
– Внуков не буди! Пусть спят! За год умаялись, наверно!
 
– А я не сплю...
 
Известно достоверно, что лето длится где-то впереди...
 
__________
 
Дверь перекрашена тысячу раз,
Медная ручка блеснула истёрто...
 
В старой аптеке пахнет карболкой
И чем-то ещё –
Белыми стенами, окнами в пол
И потолками четыре метра.
Ты и не знаешь об этом о всём,
Но ощущаешь,
Вошедший извне и нагретый...
 
Перелом лета.
 
Монстера играет свою игру с тенью.
Пальмой раскинув чёрно-зелёные сочные листья
Лето сочится в каждом углу
И вентилятором гонит тревожные мысли.
Пыль пробежит по лучу, приближая к забвенью
То, что я маме тихонько на ушко шепчу...
 
Жарко сегодня и лень мне...
Дальше всё помню –
Пока.
 
Но промолчу...
 
_____
 
Вытягивать время из мягко звучащих согласных...
 
Под старой шелковицей, в кухоньке летней прохлада
И россыпи ягод на умерших рано газетах –
Погода и что-то такое про съезды.
Режим пиночета меж красных разводов клубничного сока
Оставлен до завтра. А здесь, в настоящем,
Рожает в сарае крольчиха,
Кромсает лодыжки беспомощнозлая осока –
Бегу огородом.
Шмели режут воздух звеняще.

Я бы не сумела из таких подробностей скроить стих. Как сложить в одно предложение пыль, луч, мамино ухо, шёпот? Не знаете? А автор знает. Это – особое зрение, которым автор пользуется чрезвычайно умело. В целом, ощущение, будто посмотрел небольшой отрывок фильма Киры Муратовой. А я люблю Муратову за ее абсолютный, феноменальный кадр. Стихотворение очень фактурное, и фактура эта такая деликатная, что порой, кажется, и зацепиться не за что, а оно берёт – и цепляет. Это как зарифмовать общий расплывчатый фон обывательской жизни. Гул за окном переложить на ноты. Тонко и минималистично, но обволакивающе правдоподобно.


8. АЛИНА ЧЕРЁД «Я со-гласная буковка»
http://stihi.ru/2020/10/22/6177 отборочный тур

Я — со-гласная буковка. В самый конец отправлена.
Ты — целое слово, а значит весомее и умнее.
У нас есть "право писания"и ненужные правила.
Где мой Якобы эгоизм не подвергают сомнению.
Наши детки – заметки — в тебя, словно по трафарету.
С нежностью, мною в курсивные платья одеты.
Я рожаю опять вереницы отсылок,
Пишусь о тебе виньеткой, красиво,
Шатаюсь вдоль-поперёк букваря.
Эти буквы только о тебе говорят.
Ты всегда что-то значишь.
Иногда переносное, неуловимое.
Приходится взвешивать и равнять к единому —
Подкидываешь мне задачи.
Ты хочешь себя отнять как будто.
От меня. Но я — на всё согласная буква.
Не прячусь в слова, и всегда могу повторить:
Ты же знаешь, я — последняя в твоём алфавите.

У автора в стихе явлена потрясающая образность и развитая до уровня циркового трюка способность не говорить прямо о межличностных отношениях… Стихотворение, легкое, почти пунктирное, но с выраженным настроением. Если бы делать на этот стих некую музыкальную тему, хватило бы трех нот. С такой же лёгкостью пишутся водой иероглифы по горячему асфальту. Я благодарю автора за ракурс, – мне бы не хватило терпения прятаться в слова, но, в целом, такая позиция мне понятна. Слегка проработала бы препинания и графику, но это чистой воды волюнтаризм. «У нас есть «право писания» и ненужные правила» – пронзительно.


9. ЛИ СТОК «Яблоки»
http://stihi.ru/2020/12/25/5240 отборочный тур

Застеклённый балкон. Пахнет яблоком и табаком.
Там живёт при любом раскладе декабрь, и он силком,
каждый день заставляет смеяться.
Забывая, что ей не двадцать,
что весна за горами, а горы так далеки.
 
Обещая, что пирогами будут яблоки под ногами,
если лето, асфальт и мелки,
станут ближе хотя бы на йоту нарисованному полёту
на окне, затворённом плотно.
 
Но зашторенные полотна запотели давно. А кот на
подоконнике верит: чтобы исчез табак,
нужно сердце проветрить и спрятаться от собак.

Стихотворение сложное при внешней простоте и лаконичности. Автор непрямолинеен настолько, что я так и не поняла, признаться, с чем он ко мне, читателю, пришёл. Азиатский стиль, не забудьте отворить внутренние зрение и слух.
Значит, яблоки… Я бы немного перестроила стих графически, за что прошу прощения, но мне иногда нужно видеть края с рифмами.
Меня немного сбивает пунктуация. Я бы убрала запятую после «силком». Я бы убрала её и после слова «мелки». Вот здесь: «Обещая, что пирогами будут яблоки под ногами, если лето, асфальт и мелки, станут ближе хотя бы на йоту нарисованному полёту на окне, затворённом плотно». Согласно пунктуации, получается, что именно яблоки будут пирогами и станут ближе нарисованному полёту. Надеюсь, я поняла правильно. Хотя мне бы хотелось понять, для чего введены асфальт и мелки. Возможно, ни для чего. Такое бывает. Я вывела для себя, что за карандашно набросанным образом лиргероини стоит еще и тот, кто внёс в её мир запах табака. Как бы лиргерой, да? И вот они расстаются. Наверное. И, чтобы исчез табак, надо проветрить сердце (это про лиргероиню) и спрятаться от собак (чисто кошачье). Мне было трудно. А вам? (В другом стихе: «Сумасшествие — способ спрятать себя в себя». Мне понравились ещё «Белые камни». У автора есть свой голос.) Вполне вероятно, что давно запотевшие зашторенные полотна, как и чувства лиргероини, имеют право распахнуться. Всем станем легче. Я благодарна за этот ребус, не подумайте худого.
Вообще, четыре стиха отборочного тура весьма и весьма своеобразны.

10. ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА МИХАЙЛОВА «Благая весть»
http://stihi.ru/2020/12/09/7476 Татьяна Смирновская по квоте ГР за редактирование отборочного тура

Я думаю, в тот день зацвёл миндаль,
В садах запахло мёдом разогретым,
И тень плыла по крышам Назарета,
И молча старики смотрели вдаль.

А может быть, была совсем другой
Последняя весна не нашей эры –
Шёл мелкий дождь, когда в накидке серой
Мария собиралась за водой.

И голубь клекотал невдалеке,
И клёкоты казались ей благими.
Мария выбирала сыну имя,
Неся кувшин в девической руке.

Она была до вечера одна.
Молитв её никто не перескажет,
И, словно кровь, была багряной пряжа,
Кружила нить вокруг веретена.

Возможно, разожгла она огонь,
И ела суп из глиняной посуды...
В другом семействе маленький Иуда
Ловил со смехом мамину ладонь.
Была весна, и цвёл миндаль повсюду.

Это счастье в чистом виде. Эликсир. Бальзам. Искренняя благодарность автору за мастерство, тему, общий алгоритм и наслаждение читать такое. После вышестоящих четырех стихов я просто плескалась в кристальной несокрушимой правде повествования. Наверное, так звучит Истина. Такой бы гуманизм да каждый раз в ленту лонга. И только его. Мир стал бы сразу на этаж ближе к Богу. Кланяюсь.

11. ВЛАДИМИР ЗАХАРОВ *** («За окном все черней и паскудней, и осень уже начала...»)
http://stihi.ru/2017/10/16/2080 номинатор «Термитник поэзии»

За окном все черней и паскудней, и осень уже начала
Перемалывать в сутолоке будней слова и дела.

Ты стоишь, сам не свой, и косяк подпираешь плечом,
Не в ладах с головой, в остальном – не виновный ни в чем.

А в груди пустота как в трубе – хоть кувалдой ударь,
И под ноги тебе отрывной облетел календарь.

В пору горькое зелье на жухлой листве заварить,
Отмечать новоселье зимы, славословия ей говорить.

Вскинуть руки, как будто пытаешься небо обнять,
Задохнуться от муки неясной и губ не разнять.

На застрявшем в зубах полуслове ломается речь
Холода наготове и снег собирается лечь.

Люблю я поэтов-мужчин, лиргерой которых может себе позволить подпирать косяк, пребывая не в ладах с головой и с пустотой в груди. (Моя первобытно сутулая лиргероиня, едва только в её жизненных обстоятельствах обрисуется какой не подпёртый косяк, стремглав несётся пылесосить или мыть полы.) В целом, у данного стиха есть несомненное настроение. Есть и исход. Заварить зелье – это выход из любой многослойной депрессии. Тут я автора поддерживаю.
Слегка чихает пунктуация, но это ерунда. Спасибо!

Пойду заварю чаю…

12. АЛЕСЯ ШАПОВАЛОВА «Рождественское»
http://stihi.ru/2020/12/17/4052 отборочный тур для резидентов

И когда сойдутся опять планеты,
Будешь спать, отлёживая бока,
До полоски розовой, до рассвета,
До сорочки мокрой от молока.

И приснится тебе, как другая кормит,
И ложится луч на изгиб руки,
То отпустит, заснув, то, проснувшись, дёрнет
Сероглазый мальчик её соски.

Как прекрасно тонок, как эфемерен
Будет день – прозрачность и хрупкость льда,
Ты проснёшься, зная: над Вифлеемом
Загорелась снова Его звезда.

Трогательно до слёз. Божественные темы в лонге по счастью космически прекрасны. Очень просто. Очень чисто. Что-то разбирать или анализировать тут – только портить. Просто поклон.

13. АННА ГЕРМАНОВА «Последняя на Потьму»
http://stihi.ru/2021/01/03/9294 отборочный тур для резидентов

А кто сказал «последняя»?
На Потьму ли, во тьму –
закрыты эти сведения,
а значит, никому
справляться не положено,
и думать не моги,
хватай тюки рогожные,
за тамбуром беги.
С червонца сдача трёшками,
на Потьму без пяти,
и вам всего хорошего,
счастливого пути.
А вы машите, милые,
сквозь рыжее стекло,
вас центробежной силою
уже поволокло
по стороне наветренной
на энской широте
долой из геометрии
расчисленных путей
под волнами, под войнами
по лагерному дну
успейте бесконвойными
к вагонному окну.

… и дело даже не в аллитерации. Стихотворение задаёт очень высокую ноту разговора о свободе. Свободе на всех уровнях, вплоть до уровня философской категории. Мастерство автора несомненно, и смыслы его труда сопрягаются библейскими мотивами. Вспомнилось: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». От пожелания всего хорошего и счастливого пути делается тепло на сердце. Так просто и терпко на общем хаосе путей, дна, широты-стороны. Сквозь все координаты. Сквозь любую геометрию. Стекло – рыжее, тюки – рогожные. Вагончик – тронется. Перрон? Останется, кому он нужен… Спасибо автору, поклон.


14. ВЕНЯ БЛИН «Передоз»
http://stihi.ru/2015/08/23/979 отборочный тур для резидентов

Мой красивый, мой хищный, мой раненый зверь…
Распластался на карте, как гопник в плацкарте.
То, что родиной звал я когда-то, теперь
Место, где был рождён – native country.

Её правда, враньё, её шик и рваньё,
Деготь с медом – коктейль из поэтов и быдла…
О, как сладостно-горько любил я её!
И как яростно ненавидел!

Крюк в подвале, в коросте коричневой сток...
«В нашей смерти винить просим всех!» Точка. Подпись.
Айсберг-дом коченелым лицом на Восток,
Дверь к двери – стриптиз-баз, морг и хоспис.

Передёрнет затвор ошалевший матрос,
Табуны по весне вновь седлает Монголия.
Время икс, поколение джи, передоз:
Ни рожденья, ни смерти... Агония!

Бабы в проруби звонко полощут бельё,
Плачут сны по несбыточным клёнам Парижа…
О как горестно я обожаю её!
И как сладостно ненавижу!

Думаю, Пинский отнёс бы данное стихотворение в разряд вокальных. Стихотворение громкое. Да, его хочется проговорить, оно очень произносимое, очень публичное. И читать его удобно. На такое хорошо реагирует молодёжь на слэмах. Я немного споткнулась об «плачут сны». Да, милые бранятся –  только тешатся, но страсти нешуточные. Сама я стихами в гражданском ключе не болела никогда, всё они мне кажутся не моего ума. Так что между поэтами и быдлом, лично моё место получается в разряде быдла. Я не ропщу, мы привыкшие... Стихотворение запоминается, спасибо автору и номинатору.


15. ВАДИМ ГРОЙСМАН «На реках Вавилонских»
http://stihi.ru/2020/10/31/3518 отборочный тур для резидентов

И сидели они у кощунственных врат –
Ни единого слова с врагами!
Вавилонские идолы – Тигр и Евфрат –
Протекали у них под ногами.

В сокровенном молчании ждали зарю,
Возвращения ждали бессонно,
Но изменник нашёлся и выдал царю
Заунывные песни Сиона.

Синим пламенем бездны орнамент блестел,
Псы и люди теряли рассудок.
На поганском пиру танцевала Эстер
И пила из священных сосудов.

Среди ночи опасный глагол сотрясал
Неуклюжие своды и стены.
Научили тебя – так воспой, Балтасар,
Песню гибели, песню измены!

Ты исчислен и взвешен и найден пустым,
Хоть направо беги, хоть налево,
Потому что мы в собственном доме гостим,
Должники иудейского гнева.

А когда разочтёшься и будешь убит,
Как положено древним солдатам,
Ты услышишь из ямы, как стража трубит
И кричат пастухи над Евфратом.

О Вадиме Гройсмане я читала у Евгения Никитина в Лиterraтуре. Представленные «На реках Вавилонских» очень герметично. «Псы и люди теряли рассудок» пронзило насквозь. «Ты исчислен и взвешен и найден пустым, хоть направо беги, хоть налево» – это трогательная сентенция универсальна для любого пилигрима. Писала выше, что религиозная лирика в подборке чрезвычайно сильна. Данное стихотворение – тому неопровержимое подтверждение. Язык автора уникален. В этом его стихе умещается целый мир, частью которого является стихотворение. Это феномен, который еще предстоит изучить. Спасибо искреннее, всечеловеческое!

16. ЮРИЙ РЕХТЕР «Осень»
http://stihi.ru/2015/11/08/11151 отборочный тур для резидентов

Я растерян и совершенно скис,
Не желают ветры умерить пыл,
Тучи злобно грохот швыряют вниз,
Будто их нечистый подговорил.

Нараспашку небо и льют дожди,
Голова пуста, как воздушный шар,
И пиджак мой – клетчатый габардин,
Весь до нитки мокр и заметно стар.

Но гудит в мозгу, как прокатный стан,
Шелестящий рой налетевших слов,
И стихов горячий цветной металл
Выползает лентой из-под валков.

Это осень – лирик и златоуст,
Налетает вдруг и спасенья нет,
Даже, если ты абсолютно пуст,
Всё равно в душе возникает свет.

Мужчины-лирики в подборке просто прекрасны. Их персонажи в себе разбираются. Эта самокритика, самокопание дорогого стоит. Лиргероя Юрия Рехтера из раскисшего состояния выводит рой слов, а осень, как видим, довершает процесс регенерации внутреннего пространства. Очень настроенческие стихи с явным светом в конце тоннеля. Улыбка от меня автору за оптими-ми-ми-зм.

В подборке я где-то на полпути и понимаю, что джин с тоником помог бы, но я не буду отклоняться от маршрута. Идём до победы. То есть до конца.

17. АС ПУПКИН «Остриё»
http://stihi.ru/2021/01/01/6440 отборочный тур для резидентов

Первопричина бедственно остра,
Но кто сказал, что может быть иначе,
Когда твой перочинный лоск бедра
Себя в разрезе платья обозначил.
И колкий смех, и режущий сарказм,
И о'хмура отточенные блицы
Пронизывали мастерски, пока
Мой взгляд скользил по острию ключицы.
И в бритвенно-оккамные места
Спускался, и в тягучем стоне таял.
Крошилась наледь хрупкого стыда,
Когда тела в нагой горизонтали
Сходились, будто гле'вии в строю,
Как эспадоны, как в бою катаны,
Где фурии неистово поют
В переплетеньях ковкого металла.
Где вновь и вновь безудержно стяжал
Катарсиса на заострённой грани,
Я, словно вздев на лезвие ножа,
Себя нещадно ранил, ранил, ранил.
К полуночи от ран изнемогал,
Тебя в объятьях нежа, будто в ножнах.
И, ветреный слагая мадригал,
Гадал, безбожно это или божно.

Ура! Мне понравилось! Мне понравилось! Ну почему в разделе «без рубрики»? Что за глупости? Ну ведь отличная же любовная лирика. Эротизмы всякие. Опять встречаю про бритву Оккама. Как тесен мир! Все люди братья. Язык славный, тонкости всякие, подтексты и подсмыслы… Разбередили меня, как усну теперь?
Всем читать Пупкина! Хорошее!

18. БЕЛЫЙ ЯЩИК «Шаман»
http://stihi.ru/2021/01/12/8379 отборочный тур для резидентов

Шаману ы-Ылшу снится сон:
узколицый стреляет в серебряного оленя.
Тот взлетает над стойбищем, невесом,
и истекает чёрным семенем,
которое заливает пушистый снег.
Слышатся крики «Нафта! Нафта!»
Огромный, злобно хохочущий человек
садится в гигантский красный трактор…
…Ы-Ылш просыпается. Тишина.
В яранге чад и прогорклый запах.
Дети оленя переселяются на
людный, чужой и далёкий запад,
оставляя могилы предков, хранивших род,
знакомые сопки… Шаман садится…
Шкура оленя, закрывающая вход,
отброшена в сторону. Узколицый.
Он говорит: «Твой черёд… пойдём.
Деньги выданы. Что теряем?..»
Ы-Ылш поднимает своё ружьё.
Ы-Ылш стреляет.

Люблю, когда с сюжетом и фабулой. Хороший пример, как рассказать интересную историю в стихах. У автора ведь явный талант рассказчика. И несомненный поэтический дар. Тема довольно сложная, но с ней Белый Ящик справляется споро. Мне показалось, что всё написано довольно легко, на одном дыхании. Фольклорная направленность стиха придаёт подборке в целом гулкий, резонирующий этнический колорит. Я понимаю, что пишу общие слова, но мне трудно сказать конкретнее, ибо этот стих из разряда тех, которые просто надо прочесть, понять, и постараться удержать в памяти, как притчу... Постарайтесь!


19. ИНГА СТАШЕВСКА «Смерти нет»
http://stihi.ru/2020/01/01/3080 отборочный тур для резидентов

Мы сидели в тени на заплеванных ветром ступенях,
(Расстилался в долине туман, облака розовели.)
С небосвода задумчиво падали серые перья,
И спасен был злопамятный город (воздастся – по вере).

А назавтра – жара, через месяц малина поспеет,
Чем богаты, мой брат, тем и счастливы. Горы. Оливы.
У театра и храма, сестра моя, – мрамор ступеней...
Повторяли молитвы без слов и слова без молитвы.

Облака проплывали над крышами и над лесами.
Мимо шли и хромали, попарно бежали и строем,
В одеялах, шинелях и френчах, хитонах и сари.
Забывая названья, роняя ключи и короны.

После – падали бомбы. В долине деревья горели,
А они продолжали – пешком, на слоне, на верблюде.
И не твари, ты слышишь? А все-таки Божьи творения.
Мы сидели в тени и смотрели. Ведь все-таки – люди.
Угрожали и плакали. Кто-то кричал, что – туристы,
Ни к чему непричастны, и здесь оказались случайно...

Мы смотрели и знали – всему суждено повториться.
И весне, и войне.
А потом – всё начнется сначала.

Вспомнился Булгаков и его вечный роман. Там так: «Смерти нет… Вчера мы ели сладкие весенние баккуроты». Стихотворение Инги Сташевской понравилось внутренним объёмом и онтологической компонентой. Если женщина берётся писать на философскую тему, и это получается хорошо, то – да, это получается действительно хорошо. Понравилась и фонетика стиха. Неточные рифмы («розовели – по вере», «поспеет – ступеней», «лесами – и сари») придают полотну стиха такую трепетную деликатную выразительность, что хочется, дочитав, вернуться к началу. Мне милы коннотации и обобщения, которые к финалу стиха становятся ещё объёмнее и, как показалось, громче. Спасибо!


20. АГАТА БАХРУШИНА «Варежка»
http://stihi.ru/2015/02/06/3486 квота ГР за редактирование отборочного тура

Висела варежка на дереве
И зрела, словно зимний фрукт.
Не знаю, кем была потеряна,
И кто поднять не счёл за труд.

Её хозяин в тёплой комнате
Уснул спокойно до утра.
Баюкал варежку за окнами
Промозглый ветреный февраль.

Я растеряла столько варежек,
Сейчас собрать бы урожай!
Хотя от всех душевных залежей
Порою хочется сбежать.

Это надо пропеть под гитару. Мелодичное и трогательное, за простотой которого целый пласт синонимов и метафор из детства. Я бы посвятила «Союзмультфильму». Парадоксальный конец отрезвляет. Говорила бы дольше, да минимализм автора дорог.


21. СВЕТА ХОХЛОМСКАЯ «Ангина»
http://stihi.ru/2011/12/29/4217 квота ГР за редактирование отборочного тура

Кость в горле храм строит.
"Жизнь костиста, Матрёна".
Лор-бражник ну, гонит!
– С утра я была Олёна.

Матами, с перехватами
стала лечить ангину,
ворочаю в печке ухватами,
щурю глаз на перину.

Смотрю в окошко – все с ёлками,
тащат праздники в хаты.
Все бабы – вперед иголками,
и от подарков горбаты.

Тоскую без керосинчика,
а Новый год на подходе.
Не пожалела б мизинчика,
– поджег бы кто при народе!

В калитку вдруг стукобряково,
и в лае зашелся Тобик.
Снегурочка, раскоряково,
морозная, морщит лобик.

– Ах, внученька! погано мне!
Кость в горле храм строит!
– Соловушко! Горю в огне!
Чуды просить не стоит.

– Соловушко? Верно, блазнится?
С утра я была Олёна…
– Замолкни! Какая разница!
На стол собирай, Матрёна!
Клиентов и бабок – шиш!
Бежала, сапог потеряла!
Слушай, пока ты шуршишь,
нырну я под одеяло.

Сугроб в носке – это печкино,
кошкой рядышком прикорнула.
Зажечь хотела свечки, но
– пургою мозги задуло.

Горло мое болючее!
Так тай же во мне, дура!
Девка из снега храпучая!
но...
– сказочная фигура.

Стилизация замечательная. Такое надо чувствовать, иначе не получится. Тоже вспомнился «Союзмультфильм», совершенно анимационный формат, картинки так и мелькают. Получилось выдержать лексику и просодию, что лично меня восхищает.


22. СЕРГЕЙ ДУКОВ «Периферия»
http://stihi.ru/2018/01/13/9561 квота ГР за редактирование отборочного тура

Пахнет в воздухе тускнеющем и сельском
ладаном полынным и извёсткой.
Исчезают галки над Козельском,
и энергосберегающие звёзды
в принебесной нише тлеют вполнакала...
В платье белом уезжает слива, –
ждёт свой рейс у мёртвого вокзала
пятый год уже, наивно, терпеливо.
У порога – лишнее ведро раствора.
На стекле – налёт уставшей пыли.
Шансов нет совсем у разговора,
только крутится в башке что «жили-были…»,
только, кажется: сидеть бы там, где пела
циркулярка, вечно... в чистой майке,
и смотреть на эту дуру «в белом»
с чемоданом, где – кило гвоздей и гайки.

        ***
Теперь, загоревший нездешним загаром прагматик,
червей для рыбалки копаешь в заросшем саду.
И вот попадётся тебе оловянный солдатик,
оставленный в августе, в 75-ом году.
А туча в обход всевозможных стратегий и тактик
начнёт по жестянке лупить из небесных мортир.
И будет на полке стоять оловянный солдатик,
и слушать как плачет в подушку седой дезертир.

        ***
В новизне пустоты ничего не случится.
Шаг смыкает снежинки в кагорту.
Только в чёрную бездну огромная львица
опускает, задумчиво, морду.

И куда не гляди – две сосновых рипиды
упираются в местные мели –
в это белое платье сестры Атлантиды,
утонувшей здесь в прошлом апреле…

Провинциальная тема всегда сродни откровению. Читала несколько раз, ибо интонации такие деликатные и так растушёваны автором, что не весь объём образов в меня сразу поместился. Очаровала дура-слива, которая собирается уехать, да всё никак... Сравнение сосен с рипидами изумило – очевидное, но такое нерасхожее. Три части стиха самостоятельны, но, закольцованные, объединённые темой периферии, делаются неразрывны и будто спаяны последовательным мельканием созданных автором картинок, словно кадры короткометражки. Седой дезертир со своим оловянным солдатиком просто навылет... Спасибо автору!


23. АЛАН «Одна жизнь Дашратха Манджхи»
http://stihi.ru/2013/01/09/1373 номинатор Ильдар Харисов

Дело было недавно, почти вчера – засекай полвека до наших дней.
Деревушка в Бихаре, над ней гора. И тропа в обход. И гора над ней.
Путешествие в город съедало дни, напрямик по скалам – смертельный риск.
Вот крестьяне и жили то вверх, то вниз. Да и что той жизни – навоз да рис.

Он – один из них, да, считай, любой,
И жена-хозяйка, считай, любовь.
И гора смолола её, урча,
В хороводе оползня закружив.
До больницы день. Это птицей – час.
Это птицей – час, а телегой – жизнь.

Тишина скользнула к его виску, прошуршала по глиняному порогу.
Неуклюже щерилась пасть окна, свежесломанным зубом белел восход.
И тогда крестьянин достал кирку и отправился делать в горе дорогу,
Потому что, если не можешь над, остаётся хотя бы пытаться – под.

– "Здравствуй, гора, – и удар киркой – это тебе за мою жену,
За скрип надежды по колее, бессилие, злость и боль.
Здравствуй, гора, – и удар киркой – это тебе за то, что одну
Жизнь мне суждено провести в этой борьбе с тобой!"

Он работал день, он работал два, он работал неделю, работал год.
Люди месяц пытались найти слова, а потом привыкли кормить его.
Догорит геройства сырой картон, рассосётся безумия липкий яд,
Только дело не в "если не я, то кто", дело даже не в "если никто, то я".

– "Здравствуй, гора, к чему динамит, я буду душить тебя день за днём,
Ломать твои кости, плевать в лицо, сбивать кулак о твою скулу.
Здравствуй, гора, к чему динамит, ты ещё будешь молить о нём
Все эти двадцать калёных лет, двести палёных лун!"

И гора легла под кирку его.
И дорога в город – примерно, час.
Потому что время сильнее гор,
Даже если горы сильнее нас.
Человек-кирка. И стена-стена
Утирает щебня холодный пот.
Потому что птицы умеют над,
Но никто иной не сумеет под.

Помолчим о морали, к чему мораль. Я бы так не смог, да и ты б не смог.
Деревушка в Бихаре, над ней гора. У горы стоит одинокий бог.
Человек проступает в его чертах – смуглокожий, высушенный, босой,
Не умеющий жизни свои считать. Да и что тех жизней – земля да соль.

Прочитала о герое данного стихотворения. Уже огромный поклон автору, за то, что сподвиг. Сам стих исполнен блестяще. При всей сложности задачи, уважаемый Алан справился, будто писал лёгкую считалочку. Тема дороги вечна, как жизнь. Помнится, в «Сибириаде» герой рубил просеку много лет. Видела в рецензиях, что стихотворение хотят сделать аудиозапись. Здесь удивительный рисунок звука. Это действительно очень сильные стихи о сильном человеческом поступке. Они обласканы позитивными рецензиями, добавлю только, что, попав в данный лонг, поддерживают и продолжают тему свободы, как и стих Анны Германовой. Спасибо автору и номинатору!

24. КАЧАРОВСКАЯ ЕЛЕНА «Сезам»
http://stihi.ru/2021/01/08/7156 номинатор альманах «Витражи»

Алтынай, не твои ль глаза
Устремляются к тем пределам,
Где лавирует стрекоза
Стекловидным балетным телом,

Где кумыса живой бальзам
Льют во чрева больших кувшинов.
Отворяется твой сезам,
Пробуждая желанья джиннов.

Где-то рядом один из них,
Он крадется тайком, как ирбис,
И колючки в глазах твоих
Расцветают, скрывая иглы.

Наполняется твой кувшин
Предвкушением жизни новой.
Перестуком в степной тиши
Отдаленно звучат подковы.

Разве хочется что-то знать,
Кроме ветреных тайн июля?
Джиннам свойственно исчезать
В синих впадинах Иссык– Куля.

Скачет время. В домах зима
Крепким запахом бешбармака.
Пропадаешь и ты сама,
Возвращаясь к цветенью мака.

На вопросы отца молчишь,
Мать вздыхает и ждет подвоха.
Рассекающий свист камчи,
Крик рожденья чертополоха.

Совершенная тонкая вещица, написанная дивным языком недосказанностей и метафор. В его текучую структуру вглядываешься в ожидании очередного серебряного проблеска игривого, как форель, слова. Лёгкость на грани волшебства. Прямое доказательство, что любая тема, рассказанная языком талантливого человека, начинает гореть новым смыслом, не говоря уже о чувственной стороне изложения. Мне показалось, что стихи эти уже отделились от страницы и пошли жить самостоятельной жизнью, настолько они витальны. Спасибо!


25. ЕЛЕНА КРИКЛИВЕЦ «Города»
http://stihi.ru/2021/01/07/4991 номинатор альманах «Витражи»

Ножик вонзается в землю. Идёт война.
Город в осаде от клёна до самой клумбы.
Старший кривляется:
– Вот тебе, мелкий! На!
Мальчик не плачет. Мальчик кусает губы.

Ножик вонзается в землю. Идёт война.
Город в осаде. Но высшая сила – с нами!
Красное зарево в черном зрачке коня.
Мальчик не плачет. Мальчик глядит на пламя.

Ножик вонзается в землю. Идёт война.
– Крупный осколок. Не сдюжить до медсанбата.
– Ты обязательно… Польша уже видна…
Мальчик не плачет. Мальчик хоронит брата.

Ножик вгрызается в магму чужой земли.
Здесь равнодушны и камни, и взор Аллаха.
Бремя познания – в желтых глазах змеи.
Мальчик не плачет. Мальчик не может плакать.

Солнце повисло на клёне – пора домой.
– Горло простудишь! Где тебя носят черти?
Каша холодная… Руки иди помой!
Ложкой на блюде мальчик границы чертит.

Ножик вонзается в землю…

Ёмкие стихи, в пяти катренах заключившие и закольцевавшие тему войны. «До свидания, мальчики…» через много лет. Технически исполнены безупречно, смысл непреходящ. Мастерство автора ещё и в том, что его стихотворение можно не только прочесть, но и… увидеть! Цвета: красное, чёрное, желтое. (В этом лонге достаточно стихов, которые дают выразительный визуальный ряд.) Зрачок-взор-глаза-видна. В нём есть контрасты, которые воспринимаются к тому же и осязанием: холодная каша, магма земли, пронзенная ножиком земля, покусанные губы... Абсолютное сочетание смысла, формы, языка. Рука мастера. Спасибо!


26. ЛЕВИН ЯКОВ «Зачем мне закат?»
http://stihi.ru/2015/07/19/7256 номинатор Соэль Карцев

В твоем городе лето, почти как в моем – зима.
Поджимают машины намокшие лапы шин.
Хмуря темные окна, в закате горят дома,
Ожидая прихода Мессии с приходом льдин.

А в порту, на рояле, сегодня играет Бог.
Звуки падают в воду, на ноты закат дробя.
Бог печален и пьян. И немыслимо стар и строг.
Он немного фальшивит, играя ноктюрн дождя.

Сладость горького кофе карябает мой язык.
Ветер плачет в снастях, как сошедший с ума шакал.
Как, скажи, получилось, что жить без тебя привык?
И зачем мне закат без любви, что всю жизнь искал?

P.S.
Заблудился мессия и мне не дождаться льдов.
Мы теряем частицу огня, уходя в закат.
И все меньше друзей. Одиноких всё больше вдов,
Зажигающих свечи, который уж год подряд.

Солнце плавит асфальт, потому как июль пока.
Бог игрок и бунтарь? Только он никогда не лжет.
 И ему интересно, о чем прозвучит строка…
Он похлопать не может, но, может, рассвет зажжет.

Мне нравятся места, где есть рояли. Пусть это и порт. Запросто. Как читатель я согласна на всё, лишь бы мне сказали адрес. Я тут читала книгу маститого современного прозаика регионального значения. У него от кофе «во рту приторно горчило», клянусь словарём Даля и каждой его страницей. Когда кофе карябает сладостью, мне становится светлей, как улитке от улыбки. Очень мне понравился стих, если честно. Он какой-то такой разухабистый, масштабный. У Стругацких в «Хромой судьбе» есть пассаж, когда Феликсу Сорокину предлагают купить партитуру труб Страшного Суда. В качестве аргумента продавец завернул такую гиперболу, что Феликс восхитился: «Так мог сказать только человек, представления не имеющий о малогабаритных квартирах». Вот и автора стихотворения я ловлю на том, что ему неведом обывательский ракурс бытописания. Мессия, Бог, солнце, закат, рассвет… И этот постскриптум, почти равный по объёму преамбуле, что говорит о равнозначности сказанного и недосказанного. А это очень по-поэтски. Я на Вашей стороне, автор. Спасибо!


27. ЛАРИСА МОРОЗОВА ЦЫРЛИНА «Одуванчики»
http://stihi.ru/2016/05/23/7034 номинатор Соэль Карцев


        "Хотелось бы всех поимённо назвать,
        Да отняли списки, и негде узнать..."
                Анна Ахматова. "Реквием"
       
Дерзкие, как финки – остролистые,
Пробивая землю и бетон,
Вышли на свободу, неказистые,
И с собой у каждого бутон –       
Стёганые скромные зипунчики,
Точно телогреечки ЗеКа'...
Всюду одуванчики-везунчики,
За зиму забытые слегка.

И, пока хозяин не спохватится,
Расцветёт неправильный газон,
Вспыхнут ослепительные платьица
Золушек из сумеречных зон.
Гроздья световодов на обочинах,
Берегах и станциях любых,       
В сёлах и коттеджах навороченных –
Нет двора, где не было бы их.

И выходят миром – кто с косилкою,
Кто с совком, чтоб корень извести –
Только пух летает над правилкою,
От земли не видимый почти.
Но и там, где выпололи тщательно,
Снова пробиваются ростки.
Дети их заметят обязательно...       
Всех не скосишь. Корни глубоки.

Эпиграф эпичный. Настраиваешься. Но потом понимаешь, как это прекрасно, когда кто-то может из такого сора, как одуванчики, вывести алгоритм торжества литературного взгляда на грядку. В простоте счастье. Иронию не задушишь, не убьёшь. Вот так и находишь единомышленников. Опыт подсказывает бесполезность борьбы за пространство с аборигенами огорода. Гоповатость травы прекрасно аргументируется: финки, зипунчики, телогречки, зоны. Тема сорнякового уркачества при дорогах выравнивается сказочным ракурсом и плавно перетекает на простор счастливого дворового детства. Лирическое отступление для сюжета из «Ералаша». Фактурный запоминающийся язык, простой и выразительный одновременно. Никаких лишних оборотов для достижения цели. Сюжет ведётся очень грамотно и финал бьёт точнёхонько в цель. Спасибо!

Соэль, и Вам спасибо!


28. АНАСТАСИЯ ВОРОНИЧЕВА «В тот день зима над нами колдовала»
http://stihi.ru/2020/05/17/5053 номинатор Александр Савостьянов

В тот день зима над нами колдовала,
И сны, и явь сплетая в ворожбе,
Спеша весь мир накрыть девятым валом
И лестницу, ведущую к тебе.

И в снежном море, будто в зыбкой пене,
Я шла на ощупь, словно в темноте,
И волнами казались мне ступени,
Но я дошла бы даже по воде.

Всё было белым, будто бы бумажным,
И вьюга, стихнув, плакала опять,
Но было в ней первостепенно важно
Нам – встретиться, а миру – устоять.

Увековечить ставшее непрочным
И, если не погаснем в суете,
Успеть оставить на бумаге строчки –
Ступеньку за ступенькой в пустоте.

Женское. Философское. Обожаю женщин-философов. Заранее прощу прощения, если кому-то из авторов не нравится, когда их с кем-то сравнивают. Но ведь я анализирую подборку, а поэтому ставлю некоторые произведения в один ряд. Вот это стихотворение, на мой взгляд, я бы поставила рядом с «Песенкой» и «Смерти нет». Вот смотрите, ведь эти стихотворения, каждое из них, поднимают тему увековечения каких-то очень важных для человека исходов, смыслов, результатов. Тема «первостепенной важности» – она чаще возникает при экстремальных условиях бытия, когда чувствуешь край и хочешь быть подготовленным к исходу. Поэтому так хорошо тут на изломе сначала всё «будто в зыбкой пене», «на ощупь», «словно в темноте», а потом обязательно «встретиться», «устоять», «успеть оставить». Язык прост, но он верен, стилистически замкнут, а настроение, без надрыва, без фальши, придаёт стиху привкус благородной выдержанности и античной долговечности. И зимнее колдовство работает на визуализацию этой немного неясной, но уже доминирующей оттенком бессмертия палитре. Как-то так… Спасибо!


29. НАТАЛЬЯ МИШИНА БРЯНСКАЯ «Колодец»
http://stihi.ru/2013/09/30/10773 номинатор Александр Савостьянов

В холодном сумраке колец
Колодец чистит мой отец:
Песок … вода … песок … вода,
Как тяжесть вечного труда.

Над непривычной пустотой
Я вверх тяну песок с водой
По полведра, да вот беда –
Слабеют руки иногда.

Я вижу: словно светлый луч,
Пробился новый чистый ключ…
Песок ... вода … Так без конца
На дне, у пятого кольца…

А между тем растет быстрей
Песочница для сыновей
В том мире, где в свой точный срок
Из капли жизнь течет в песок.

Шикарный лаконизм вкупе с безбрежностью темы смены поколений. Колодец как источник всего живого используют практически все классики. Так, навскидку, Толстой, Гиляровский, Чехов, Горький... Суть не в перечислении, а в том, чтобы показать, что каждый автор привносит свой ракурс в прорисовку данной метафоры. Браться за такое и простое и сложно слово, «колодец», значит, ставить перед собой очень трудную задачу, главное в решении которой – не сбиться в банальность, не наговорить пустого, зряшного. Так вот, автор блестяще ставит свой колодец вровень с классическими примерами. В данном случае получается переплетение нескольких тем. С одной стороны это чистка источника, которая символизирует, на мой взгляд, поиск истины, работу по вымыванию золотого зерна, главного смысла всего сущего, и в ней, этой работе, идёт раскладка на несколько подзадач: это утверждение важности перехода от «холодного сумрака» к «светлому лучу» (наглядно), это наполнение «непривычной пустоты» материальными категориями «песка с водой» (это осязается) и ещё, простите, воскрешение, когда «из капли жизнь течёт в песок» (это на уровне души). Сейчас я скажу: «хорошо работающая реализующая функция синтаксических единиц». Пусть вас не настораживает, но синтаксис тут, несомненно, хорош, мне нравится. Спасибо!

Александру Савостьянову искренний поклон за выбор.

30. ТАТЬЯНА ШКОДИНА 2, «Аквариум»
http://stihi.ru/2013/10/28/2338 номинатор Ольга Озерова

В стоячей воде умирает звук,
Движения больше нет…
А главное что-то ушло не вдруг –
Бессмысленно звать вослед.

Молчание тиной лежит на дне,
Зеленой моей тоской…
Не страшно себя доверять волне
И ветер вдыхать морской.

Не страшно нырять, огибая сеть,
Среди серебристых рыб…
Но слово «аквариум» значит «смерть»
Для тех, кто давно погиб.

Для пойманных в сети слова – вода,
Кольнувшая плавники…
Сплошная стена для двоих – одна
И общие поплавки.

Сегодня Рыбак непривычно тих,
Сквозь воду глядит светло…
Аквариум тесен для нас двоих,
Пора разбивать стекло.

Январский лонг полон удивительных совпадений. Вот и стихотворение про колодец стоит рядом со стихом про аквариум. «Мокрая тема» – подумала я и стала решать, как два раза поговорить про одну стихию, но с разных точек зрения. Стихотворение Татьяны Шкодиной я выбрала потому, что мне близки его аккуратные формулировки и взвешенная продуманность. Оно очаровало меня не только композиционной стройностью и завершённостью, но и логикой умозаключений, которые, не будь тема «стеклянно-водяной», я бы назвала железной. Мне очень нравятся умерший в воде звук, вода, колющая плавники, и что-то, что ушло… не вдруг. Я благодарна автору за то, что она не стала вдаваться в подробности, но так деликатно обозначила только вектор, направление мысли, и очень уверенно провела меня к выводу, который прост и категоричен. Мотивирующий текст для решительных читателей. Спасибо!


31. ВЛАДИМИР ШУГЛЯ «В неизвестность дорога...»
http://stihi.ru/2020/12/07/1226 номинатор Ольга Озерова

Что там дальше за краем,
    где солнце не в счёт,
За околицей в звёздах?
Мне оттуда свет в сердце
        невидимый бьёт
И пьянит чудо-воздух.

Этот свет тянет душу
        «незнамо куда»,
В неизвестность – дорога.
И мои не по рельсам
        бегут поезда,
А иначе – убого…

В стаях туч в вышине –
    вместо меркнущих звёзд –
Свет надежд маячковый,
И дорога домой,
       и рассыпчатость рос…
Я как голубь почтовый…

Стихотворение Владимира покупает своим сдержанным и очень мужским исполнением. В нём есть что-то не только лермонтовское, но и ускользающее от сравнений, совершенно самостоятельно и неординарное. Я полюбила его за последнюю строчку. Быть птицей, почтовым голубем, который несёт на своих крыльях какую-то весть туда, за пределы нашего понимания, где всё движение «не по рельсам», а только маячковый свет надежды, – наивная и, в то же время, чистая мечта, полёт для безграничной фантазии. Спасибо!


32. ТАТЬЯНА МНЁВА «Неназванное»
http://stihi.ru/2021/01/18/8085 номинатор Айна Кэм

Веками они бессмертно жили с немилыми женами рожали ненужных детей
не пели песен не пили пива не грелись у костра в мороз
в их языке не было слова «счастье» пока однажды в метель
к ним не забрел случайный путник и в предсмертном бреду это слово не произнес
ни к чему в их жизни не применимо но звенит бубенцом и вошло как родное в речь
примеряли его и так и эдак и к расчетам пенсий к рецептам кексов к размерам задниц к глупости и уму
ни к чему не подходит ничего не значит никому не светит но так они все и стараются его сберечь
ничего не значащему не дать пропасть забыться не подходящему ни к чему

Честная и красивая игра со смыслом, удивительно логичное стихотворение, которое хочется произносить. Я читала Татьяну прежде, и мне всё казалось, что слова, сложенные ею, нужно немного придерживать рукой, настолько они живы. Читая их с избытком чувства – а они располагают! – можно добиться того, что они оторвутся от бумаги и отправятся в полёт. Эта напевность сродни шаманскому камланию, чему-то, что идёт от самых глубинных, самых древних волн организма. Оттого и строчки так свободно вытянуты на листе, что просят понимания в таком совершенно изначальном виде, без ограничений и окорачиваний. Конечно, подкупает смысл. Он звенит своей очевидной откровенностью. Он отводит любые попытки критики, придирок, призывов к расстановке знаков препинания и пр. Текст воздушен и воодушевлён. Фантастическая способность сказать всё же то, что никто не решается, и не сбиться ни разу. Спасибо!


33. ЖЕНЯ БЕРКОВИЧ *** («Ничего не могли понять...»)
http://stihi.ru/2021/01/11/385 номинатор Айна Кэм

Ничего не могли понять
сотрудники детского хосписа
обычный ребёнок
вполне нормального вида
ни рака там прости господи
ни спина бифида
ни бокового амиотрофического склероза
ни миодистрофии Дюшена
здоров совершенно
румян с мороза
ну колики
ну живот
а мать плачет, говорит до тридцать пятого не доживет
а мы ведь не наркоманы
не алкоголики
хоть и без регистрации
остановились в каком-то хостеле
и за что это нам за какие ещё грехи
господи
в приемной толпятся какие-то пастухи
родня наверно
у этих обычно полно родни
людям же надо чувствовать
что они в этом чертовом городе
в этом проклятом хостеле
не одни.

А мальчик спал.
Врач собирался на выезд в Аннино.
Звёзд было не видно из-за ярких огней Собянина.
Прошла уборщица, позвякивая ведром.
Все работало как завод,
Театр,
Аэродром.
Только у всех детей в отделении
Часа на четыре
Почему-то пропал
болевой синдром.

Не устану повторять, что религиозная тема, тема Рождества в этом лонге наиболее удачная. Это действительно сродни какому-то чуду свыше, поскольку лирика данного направления очень сложна для реализации. Ведь меня, современного читателя, то есть, так сложно не то что удивить, а хотя бы удовлетворить маленечко. Но каков данный автор! Ай да Женя! Какая тонкая работа! Я в восторге от того ракурса, который предложил мне поэт. Я, как тот провинциальный обыватель из начала XX века, что впервые посетил синематограф, и, едва выйдя из зала, хочу обнять первого встречного и поделиться впечатлениями: «Ты читал? Ты видел? Ты ещё не читал?! Иди, почитай, что ж ты?!» Тут, конечно, сильнейшая сторона – сюжет, но и исполнение нисколько не хромает. Язык, такой точный, такой выверенный язык, всё это удачно подпирает. Я искренне благодарю за возможность читать такое. Браво.


34. ГОМЕР ХИОССКИЙ «бегущая во тьму»
http://stihi.ru/2020/11/18/1256 квота ГР за редактирование отборочного тура

ты снилась мне бегущая во тьму
а я бессилен был не мог пошевелиться
нёс этот сон смятение уму
и чёрным облаком парили в небе птицы

та горечь расставаний наяву
как скрежет по стеклу железным когтем
быть может зря любовью я живу
почти пропав в её водовороте

нет ни надежды ни былых страстей
лишь нежность да желание забыться
не стоит ждать в аду благих вестей
когда вокруг одни чужие лица

прости мой друг я больше не у дел
да и тебе не надо лишних сплетен
теперь я отражение в воде
а твой покой пусть будет свят и светел

Что делать Гомеру в нашей реальности? Высоким слогом писать о высоких чувствах. Стихотворение с привкусом горького смирения. Это язык лебединой верности и безграничной преданности идеалам. Простые рифмы и чистый слог стократно умноженные страстью, усмирённой до нежности. Так кипит магма где-то внутри земной мантии. Мы только чувствуем отголосок её температур в районе Исландии. Я получила удовольствие от строгой лаконичной графики стиха, не обременённой знаками препинания. Я нанизала на нить наблюдения существительные в той последовательности, как они представлены в тексте: нежность-ад-лица-друг-дела-сплетни-отражение-вода-покой. Для четырёх катренов это довольно плотно, получается что главная работа в стихе – работа над единством существенных свойств и отношений предметов повествования. Это характерно для мужской лирики. Получается, что автор, оттолкнувшись от начальной тьмы, через сложный и объёмный набор понятий вывел меня, читателя, к покою.

Я благодарна за этот путь.

35. ОЛЬГА БЕССНЕЖНАЯ «На старте»
http://stihi.ru/2020/11/17/9753 квота ГР за редактирование отборочного тура

Машина времени на старте
моргает обновлённой датой.
В открытое окно некстати
пробрался ветер вороватый –
того гляди, задует цифры
в межвременные интервалы,
отнимет час – попробуй выправь,
прибавит год – пиши пропало.
А мне так хочется вернуться
в тот день, на площадь Галилея,
и солнца треснувшее блюдце
словами правильными склеить,
понять и не принять на веру
движение планет по кругу –
с Нептуном встретится Венера.
А мы теперь никто друг другу?
Легко казаться мизантропкой,
Харибду жалуя и Сциллу...
Я жму на пусковую кнопку
со страшной силой.

«Чтоб наша совесть не казнила нас, не потеряйте краткий этот час». Воспоминания – лучшая машина времени, а между молотом и наковальней всегда вспоминается что-то теплое, хорошее. Житейские рассуждения о том, «как оно могло бы быть, если…» всегда хороший повод пофантазировать. Стихотворение заряжено энергетикой фантастического старта, который так удачно визуализировал Земекис. Мне понравилось, как автор использует метофоры для реализации предстартового напряжения: треснувшее блюдце солнца, порыв вороватого ветра, межвременные интервалы цифр, круговое движение планет. В этой динамике слов хорошо просматривается и оказывает своё воздействие притяжение чувств: хочется вернуться, хочется склеить, понять и не принять, легко казаться, жму со страшной силой. В пяти предложениях выражено всё, что только может позволить себе лиргероиня для реализации пусть фантастической, но всё же возможности счастья. Очень романтично и светло. Спасибо!


36. ЧЕН КИМ «Простой стишок про крещенские морозы»
http://stihi.ru/2012/01/23/7994 номинатор Илина Гумер

Уткнувшись лицами в поджатые колени
У тепловых завес всея Руси
Бездомные как лежбище тюленей
В документальном фильме Би-Би-Си.

Они чужие нам, они за краем.
И мы идем, не подымая глаз.
Мы суеверно их не замечаем
Чтоб их судьба не перешла на нас.

И вдруг представишь (по такой погодке!),
Что это ты у кафельной стены
Лежишь, приняв тепло смертельной водки,
За первый день спасительной весны.

Читать Чен Кима – это всегда такое… В общем, это светлая и немного грустная улыбка. Я люблю его стихи давно и с трепетом отношусь ко всему, что наваяет его рука и придумает его чисто сияющий разум. Вот у него из недавнего:

Хорошо на работу пораньше приттить
Пока нет никого и тихо в конторе
Растворимова кофе себе замутить
Подождать приглашения на мониторе.
Залогинитца, письма прочесть от кого-то
Кто давно не песал. Покурить во дворе.
Вот и славно. Теперь можно делать работу...
Жалко солнышка мало у нас в декабре.

Ну как тут не догнать, не обнять и не заплакать?

В стихе из лонга он поднял сложную тему и правился с ней безупречно. Ничуть не сфальшивив, не перейдя грань, не выйдя за рамки очерченной здравым смыслом границы погружения в сюжет. Ведь бывает такое, что автор настолько подробен и так безудержен в описании мелочей, о которых и догадываться не хочется, что невольно подумаешь: «Ну, зачем? Кто тебя просил?» Чен Ким пишет лаконично и деликатно настолько, насколько это вообще возможно, учитывая ракурс проблемы. Поэтому я просто благодарю его за талант, а номинатора – за выбор автора.


37. ДУЛЬСИНЕЯ ЕЙСКАЯ «В тот самый час» номинатор Илина Гумер
http://stihi.ru/2018/03/24/5974

В тот самый час,
в тот обморочный час,
когда зима закатывает зенки,
и падает февраль на четвереньки,
подняться тщась –

я выйду в сад,
в обмякший выйду сад
и воду отведу в рукав траншеи,
утопленницы-травы вскинут шеи
в тени оград.

И вновь дождит.
Холодные дожди,
идут, как зомби – сонные, без страсти.
Нахальные, вошли в мой сад без «здрасте!»,
а ты – гляди!

Такие выразительные и уместные рефрены. Захватывающая сиюминутность и потрясающая техника. Как интересно на формирование эмоций читателя работает лексика. Расслабление (падает, обмякший, утопленницы, сонные) чередуется с приведением в тонус (выйду, отведу, вскинут, вошли, гляди). Вот эта искусно созданная волатильность эмоциональной компоненты стиха драгоценна. Ни одного провисания смысла или интонации, очень стильный финал и дополнительным бонусом – графика. Спасибо!

Пока всё. Поверьте, читать стихи можно и нужно с удовольствием. А говорить о них с улыбкой. Важно видеть благие намерения автора и не забывать, что все мы мотивируемся только любовью.

Всех люблю. Ольга Озерова.