Это не самоутверждение, это любовь

Эдуард-Владимир Вайнштейн
В нашем настоящем состоянии обособления очевидно что-то не так, мы разделены друг с другом, мы друг друга не знаем и мало любим, мы внутренне бываем одиноки. Должно быть больше любви. Но когда ты утверждаешь любовь, ты утверждаешь Бога, а вовсе не себя. Ты утверждаешь другого, других. А если ты при этом утверждаешь себя, то своей «любовью» ты просто хочешь съесть, поглотить объект своей привязанности, и человек может просто задохнуться от такой «любви», и может думать про себя: «Уж лучше бы ты меня меньше любил: мне бы тогда жилось легче». Это тирания и вампиризм. Истинная любовь всегда связана с жертвой и забвением себя. Другое дело, что тогда-то ты и раскрываешься по-настоящему, раскрывается всё то доброе и хорошее, что в тебе есть от Бога. Но одна мысль о себе, одно малейшее самолюбование – и любовь меркнет, холодеет. То есть себя нужно отдать, чтобы быть собою. Можно заметить, как становится легче на душе, когда со своих проблем переключаешься на другого человека, начинаешь его слушать, жалеть, болезновать о нём, как появляются силы, которых раньше не было, как всё светлеет. Настрой на любовь даёт великую силу, заряжает силой, которую Бог даёт тебе ради других и ради тебя самого. Ты отходишь от своего мрачного двойника, освобождаешься от него, становясь самим собою. Это не самоутверждение, это любовь.
Всё это довольно тонкие вещи, а мы сильно огрубели, для нас всё одно. Но любовь – это одно, а самоутверждение – другое.
Я для себя давно сделал вывод о том, что в настоящем моём положении лучше о себе не думать, вообще парализовать это стремление души к самой себе, потому что это стремление ложно. Я – это нечто другое. Что? Не знаю. Но потом обязательно узнаю. А здесь, на земле, я раб Божий, вот и всё.
Очень советую вам пойти этим же путём и перестать думать о самоутверждении: своём или чьём-либо. И не думаю, что для этого надо всё начать с начала. Хотя даже если бы это и было так – что с того? Я думаю, что духовная жизнь в этом и состоит – всё время всё начинать с начала, забывая прежнее и простираясь в будущее. Ты всё время всё начинаешь с начала, только с разных исходных позиций: возрастных, эмоциональных, духовных.
Бог часто требует от нас разжать руки, чтобы отдать то, что мы в них сжимаем, и принять нечто большее.
Не знаю, насколько точно я ответил на ваши мысли. Но ответил, как и почти всегда, не от себя, а тем, что впитал в себя ценой пота, слёз и страданий души, - не своим. 26 сентября 2003 года (из письма дяде)

https:// ridero.ru/ books/ apologiya_pravoslaviya/