Джироламо Савонарола. О неистовости

Юрий Сенин 2
Джироламо Мария Франческо Маттео Савонарола  (итал. Girolamo Maria Francesco Matteo Savonarola  (1452, Феррара -  1498, Флоренция) — итальянский религиозный и политический деятель. Фактический правитель Флоренции с 1494 по 1498 гг. Инициатор ряда политических и общественных реформ. Автор богословских трактатов и проповедей на книги Священного Писания. Считается одним из предшественников Реформации наряду с Джоном Виклифом и Яном Гусом.
     Савонарола посвятил жизнь построению идеального христианского государства, а, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. Но тут все еще сложнее: он был ревностным христианином, его посадили в тюрьму, пытали, повесили, потом сожгли.
    Теперь поэтапно: родился 21 сентября 1452 года в Ферраре, куда в XV веке прибыли предки Джироламо по приглашению герцогов д’Эсте. Изучал медицину, Святое Писание, увлекался Аристотелем и Платоном. В Италии тогда развивалось гуманистическое направление, в частности, во Флоренции, где гуманизм при Лоренцо Медичи Великолепном отличался эпикурейско-языческими чертами. Светская жизнь и религиозное и нравственное падение Италии возмущали Савонаролу. Некоторые из его ранних стансов посвящены печальному состоянию церкви, порче нравов и разрушению добрых отношений между людьми. Неудачная любовь к дочери флорентийского изгнанника Строцци и увлечение средневековыми богословскими сочинениями (особенно Фомою Аквинским, для меня загадка: ничего нет интересного в томизме, скучище) привели Савонаролу к решению поступить в монастырь. В 1475 году он убежал из родного дома в Болонью в доминиканский монастырь. Имейте в виду, доминиканцы (псы Господни) это самые радикальные защитники  веры и папы. В монастыре он вел суровую жизнь и написал «О падении церкви». Настоятель возложил на него обязанность проповедника. В 1482 году его послали проповедовать в разные города, в том числе в Феррару, откуда ввиду начавшейся войны с Венецией, ему приказали отправиться во Флоренцию, в  монастырь Сан-Марко.
     Савонарола стал успешно проповедовать, монастырь быстро наполнился светскими слушателями; успех проповеди Савонаролы был необычайный, людям не хватало места.   1 августа 1490 года Савонарола произнёс знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том, что скоро Бог поразит своим гневом всю Италию.
Он утверждал, что, подобно ветхозаветным пророкам, передаёт лишь веления Божии, угрожал проклятием тому, кто не верит в его пророческое призвание, обличал испорченность нравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений.
В своих вдохновенных проповедях Савонарола часто смешивал свои мысли с текстами Святого Писания, говоря в своё оправдание, что «слова эти недавно сошли с небес».
Его влияние усилилось благодаря исполнению некоторых его предсказаний — смерти папы Иннокентия, нашествию французов и др. Ласковое и сердечное обращение с братией сделали Савонаролу любимцем монастыря, и в 1491 году он был единогласно избран настоятелем Сан-Марко. Он сразу поставил себя в независимое положение по отношению к Лоренцо Медичи, отказавшись явиться к нему с выражением почтения; Лоренцо пришлось уступить монаху (в последствие Савонарола откажется отпустить грехи Лоренцо Ведиколепному). Известна речь Савонаролы против роскоши женских нарядов, после которой все дамы перестали надевать в церковь украшения.
   После смерти Лоренцо Савонарола занялся приведением в исполнение своей мечты — нравственного и государственного преобразования Флоренции. Сначала он занялся реформой монастыря Сан-Марко, при этом он не переставал обличать Рим и папу. В  1494 году французский король Карл VII вступил в Италию и в ноябре прибыл во Флоренцию. Сын Лоренцо - Пьеро ди Лоренцо Медичи, был изгнан как изменник; во главе посольства к французскому королю был поставлен Савонарола. В это время Савонарола стал настоящим повелителем Флоренции и во Флоренции были восстановлены республиканские учреждения. Вся работа государственного переустройства Флоренции была выработана на основе проповедей Савонаролы и совершалась по его программе. Основной тезис его государства: «Всякий излишек — грех, ведь он стоит жизни беднякам».  По предложению Савонаролы были образованы Великий Совет и Совет восьмидесяти. Он выгнал менял, и организовал заемный банк, прекратив взимание с народа 32.5 процента по ссудам. Савонарола провозгласил синьором и королём Флоренции  Иисуса Христа, сам же он был в глазах народа избранником Христа.
      Уже в 1494 заметна была перемена: флорентийцы постились, посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах вместо песен раздавались псалмы; читали только Библию; многие из знатных людей удалились в монастырь Сан-Марко.      
       Флоренция потеряла веселость. Дьявол – это вера без улыбки.
Савонарола назначал проповеди в часы, когда были назначены балы и маскарады, и народ стекался к нему. С жестокостью обрушивался Савонарола на святотатцев, которым велел вырезать языки, на азартных игроков, которых наказывал огромными штрафами; развратников и содомитов он призывал сжигать заживо.
    Несомненно, что он был талантливый оратор и проповедник. Он призывал уничтожить все старое искусство потому, что оно греховно. Требовал высокой духовности от искусства. Ботичелли и Микеланджело были его почитателями, и Ботичелли собирался сжечь свои картины. Но: его эстетика не противоречит принципам Возрождения, это так, на минуточку.
      Далее, французская армия покинула Италию, а Враги Савонаролы восстановили против него папу, который пригласил Савонаролу в Рим; но тот под предлогом болезни отказался, продолжая свои обличительные проповеди. Доминиканцы, которым папа поручил рассмотреть содержание проповедей Савонаролы, не нашли в них основания для обвинения Савонаролы в ереси, и папа опять предлагал ему сан кардинала. Но Савонарола был неистовым во всем, и его отношения с папой развивались трагически: 12 мая 1497 г. папа Александр VI, назвав учение Савонаролы «подозрительным», отлучил его от церкви.  После Савонарола написал «Письмо к государям», в котором убеждал их созвать Вселенский собор для низвержения Папы. «Письмо» было послано сначала к французскому королю Карлу VII, но было перехвачено и попало в руки Папы. Флоренция взволновалась. был взят и заключён в темницу. Папа учредил следственную комиссию из      17 членов, выбранных из партии «беснующихся». Допросы Савонаролы и пытки велись самым жесточайшим образом; его пытали по 14 раз в день, заставляли впадать в противоречия, допросами, упрёками и угрозами вынудили признаться, что все его пророчества — ложь и обман.
За время следствия, которое велось около месяца, Савонарола написал в тюрьме два стихотворения в прозе: «О я несчастный» и «Печаль завладела мною». Согласно легенде, Савонарола за несколько часов до смерти начал писать также «Руководство к христианской жизни» на переплёте одной книги, по просьбе тюремщика. 22 мая ему был объявлен смертный приговор;23 мая 1498 г. при огромном стечении народа он был повешен, а потом тело его сожжено и прах развеян. Таков путь одного из предшественников Реформации.
         О Савонароле я узнал еще в школе (ругают советскую школу, а недавно расспросил своих мелких о Савонароле, никаких версий: жена викинга Ролло, индус какой-нибудь и прочая мура), но историчка наша объясняла очень невнятно,  и причина ясна как день: этот человек просто не укладывался в тогдашнюю школьную программу (1967 год примерно) и общие представления:  история Средних веков, что на территории Советского Союза, что в мире, и в Европе в частности, состояла из сплошных крестьянских восстаний, которые постоянно боролись против угнетателей.  Савонарола поднял восстание против угнетателей-феодалов и папы, с другой стороны он предлагал сжигать книги и картины, так что у преподавателя были, конечно, проблемы. Вообще-то, она у нас была продвинутая и, возможно, включила тему самостоятельно. Правда, у нее не было мутных указаний об ответственности и согласовании вопросов просвещения с вышестоящими органами, типа как у нас)).
   Вывод такой: воинствующая вера также несносна как вопиющее безверие. И еще: от веры до мракобесия только шаг.

Портрет Савонаролы кисти Фра Бартоломео, около 1498 года
Фра Бартоломео, 1472-1517.
27.1.2021