После долгой разлуки

Татьяна Кильдюшкина-Дружинина
Наконец-то, мое желание совпало с возможностями, и я поехала в любимую обитель. В этот раз я везла с собой «три золотых слитка» - три уникальные бабулечки из Яблоневого оврага с прихода Казанской Божией Матери, старшей из которых, на минуточку!!!, в этом году исполнится 90 лет, младшей – 82.
Доехали мы с комфортом! Не в «кругосветку» (так называю четырехчасовой путь через Самару), а по «зимнику» - по прямой дороге от Ширяево в Подгоры ). Но, сразу оговорюсь, что в другое время года лучше не выбирать этот маршрут даже на внедорожнике со всеми блокировками. Не проехать… А жаль! Красота в этих местах неописуемая. Неунывающий Александр Григорьевич, рождественский таксист, в прошлом руководитель уже не существующего местного промкомбината, с упоением рассказывал нам о местных достопримечательностях.
Мы проехали посадку молодых березок, распустивших длинные белокурые волосы, затем место, где когда-то располагался поселок ДРД (Доско - Рельсовой - Дороги), от которого остались лишь кладбище, да развалины в лесной глуши. Неожиданно лес расступился и нашему взору открылся вид на « маленькую Швейцарию». Завораживающее зрелище – наблюдать с высоты на фоне подсвеченных облаков вершины заснеженных гор, на которых деревья распушились белесым ершиком. Ощущение бесконечности времени и мига существования... Удивительная, холодная, необычная и странная красота, от которой сложно оторвать взгляд.
Приехали мы к концу службы. Нас с распростертыми объятиями встретила подруга Лена, которая за полгода жизни в монастыре скинула с себя килограмм 20. Но богатырская стать никуда не делась! Кони на скаку все также останавливаются :). Дети удивили своими размерами – Оля с Кристиной переросли меня, а Ванюшка - почти догнал. Это за полгода!
И матушки искренне обрадовались нашему приезду. Они готовились к малой Пасхе – дню тезоименитсва игуменьи Нины. День прошел в радостных хлопотах : готовили праздничные блюда.
Ночь же была неслабым испытанием. Спокойно спала, похоже, только одна из возрастной троицы – средняя. Остальные - урывками. Потому что от храпа духовной сестры колыхались шторы на окнах.
Такого я ещё не слыхивала. Думаю, так храпел какой-нибудь былинный богатырь, да и то после тяжёлого боя с вражинами и кувшина медовухи.
Проснувшись, жизнерадостная паломница пожелала всем «доброго утречка». Ее подруги в один голос проронили – « Кому - доброе, а кому - каяться теперь!» - мол, давненько не грешили так, как за эту ночь - ропот и разнообразные эмоции не лучшего духовного качества феерично исходили из бодрствующих душ.
Вспомнилась молитва:
«Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость».
Вот нам и была предоставлена прекрасная возможность воспитания в себе терпения, кротости и великодушия к сестре.
Да и взглянув на грустный вид и скорбь в согбенной фигуре нашей незлонамеренной искусительницы, стало стыдно. Захотелось ее успокоить и приголубить. Так и сделали. К слову сказать, следующую ночь мы уже спали лучше. То ли храп был с перерывами, то ли он был не такой силы, либо подустали после насыщенного праздничного дня. Но скорее всего, Господь нас пожалел за малую толику проявленного смирения. Много раз замечала, в обители Он слышит даже мелочи! Как же Он нас всех любит и держит в Своей ладони!
В День памяти святой равноапостольной Нины в монастырь прибыл благочинный соседнего мужского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня - иеромонах Антоний. Он совершил Божественную Литургию, после которой тепло поздравил игуменью монастыря с Днем Ангела, дав напутствие сестрам слушаться ее и не огорчать непослушанием.
А я смотрела на матушку, которой внешне не дашь больше 30 лет и понимала, какой нелегкий и одновременно благодатный крест она несет. За нежной внешностью молодой игуменьи сокрыт мужественный характер, но ее доброй душе, по моим ощущениям, чужды конфликты и властвования. А управлять приходиться, и разрешать конфликты, которые естественны в любом развивающемся коллективе, и наставлять, и утешать, и где необходимо - «включать» строгость, и уметь находить те клавиши души, которые нужны в конкретной ситуации для гармоничного ее звучания. Женским коллективом, по моему глубокому убеждению, руководить сложнее в силу специфики нашего устроения.

В этот день я причастилась и, подходя к чаше, испытала необыкновенные чувства, слезы неудержимо текли из глаз. Никогда еще прежде не видала себя такой недостойной этого Таинства. В монастыре избавляешься от всех иллюзий, от всего вычитанного в книжках — и видишь себя такой, какой ты есть. И никогда еще так отчетливо не приходило понимание Божией милости к нам. Это были слезы благодарности от недостойной, но удостоенной незаслуженной милости! Сформулировала, наконец…

После праздничной Литургии гостей, приехавших поздравить матушку Нину, вкусно покормили за трапезой. Я в свою кулинарную копилку внесла рецепт приготовления скумбрии в микроволновой печи и фаршированных грибочков . Ум отъешь!

Три дня пролетели мгновенно. С Леной я встречалась только на службе. Поговорить особо было некогда. Но два раза все же получилось. Первый – в стрессовой ситуации ( об этом писать не буду - не мой личный опыт, но этот случай многое открыл и мне).
А второй – чем-то напомнил свидание: стемнело, готовимся ко сну. Стук в окно кельи. Моя боевая подруга пригласила прогуляться по вечернему монастырю. Полчаса мы наслаждались красотой полнолуния и белоснежной обители в свете фонарей.
И очень хорошо было двум родным по духу душам! Даже молчать. Не буду хвалить подругу (хотя очень хочется), дабы не навредить духовно. Ей еще предстоит понять свою меру, успокоиться и приступить к непростому и благостному.
После ночного свидания, прибежала в келию и за минуту написала стихи :


Ночь. Полнолунье растеклось по небу.
Душа парит меж звезд и тянут крылья,
Туда, где лишние все оправдания. Робею…
Накрыла тишина епитрахилью*
В обители она бьет мерной стрелкой,
Немеет от молитв душа и откровенья..
В нее стекают струйкою небесной,
Смывая стужу тягостных сомнений…
Мы тишину вдыхаем - аж до дрожи…
Молчим, но слышу все дословно ( так бывает).
Робея, нежность вырывается из кожи…
И доверху любовью накрывает.

Три дня… А сколько всего. Каждый раз поражаюсь, как Господь помогает и насыщает своих верных тружениц. Есть такие неутомимые пчелки, которые спят по три-четыре часа, а иногда и не спят вовсе, без ропота несут свои послушания и излучают незримый свет, к которому хочется прильнуть: просто постоять или поработать вместе.

Расставались мы со слезами. Я уезжала домой, понимая, что планировать свою следующую поездку не могу, семь последних месяцев явно показали, что это не в моей власти. На все воля Божья! Вот, и доверюсь Ему! Жизнь на стыке двух пространств - лично мне не мешает, а только помогает. Очень благодарна Богу, что есть этот островок тишины в моей жизни, где многое открывается, где я получаю уникальный опыт и несу его в свою неспокойную жизнь, наполненную событиями и множеством различных людей.

Фотография Лены Тарамбул