Притча о десяти девах

Священник Александр Хлебников
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И, как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот жених идет; выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы и говорят: Господи! Господи! Отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, - потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий». Мф.25

Светильники наши души, которые по слову Божию должны светить вокруг, светить добром и милосердием.  «Крик в ночи» внезапная смерть человека, которая неожиданно приходит для каждого, что молодого, что зрелого, что старого. И имеющий в своей душе свет Божий – любовь и милосердие входит в Царствие Небесное.
Как пишет Святитель Иоанн Златоуст «Неразумные идут к продающим, то есть беднякам; это значит; они раскаялись, что не творили милостыни. Только теперь они узнают, что мы должны получать елей от бедных. Поэтому слова, что они ушли к продающим купить елея, означают то, что они в мысли своей ушли к бедным и стали размышлять о том, какое доброе дело милостыня. Но дверь была уже заперта для них, ибо после настоящей жизни нет времени для покаяния и делания. Вследствие этого Господь и говорит им: "Не знаю вас", потому что, человеколюбивый и милостивый, Он не знает безжалостных».

У мудрых и юродивых дев совершенно разное состояние, такое же, как у праведников и грешников на Страшном Суде.
Мудрые творили добро в своей жизни, потому что это было их устремлением, неразумные же не желали видеть и слышать о тех, кто нуждается. Только встреча со смертью близких, болезнь, несчастье, горе смогло их подвигнуть на мысль что надо делать добро.

Но порой поздно происходит это понимание «двери затворились» и это не только смерть самого этого человека, а его смерть духовная, неспособность творить добро, неспособность к милосердию, атрофия человеческой души, духовная смерть.
Да, такой человек может прибежать на исповедь, услыхав, что у него какая-то смертельная болезнь или при каком-то приключившимся несчастье, но сотворить добро он уже не может. Даже здесь он только способен жалеть себя, он просит помощи только себе и делает всё, даже походы в храм только чтобы ему было лучше. Но поменять свою душу научится видеть в ближнем человека, а тем более сотворить добро он уже не может. Чудо, если у него просыпается совесть, но такое чудо, сродни тому, как верблюд пролезет сквозь игольные уши. Сколько надо человеку в себе сломать; непомерную гордыню, превозношение, тщеславие, наглость и хамство, как это исторгнуть из своей души, коль это стало самим свойством этого человека. Давно мы видели покаяние мытаря? Мытаря который из-за сребролюбия предал свой народ и единоверцев. Ведь мытарь служил римлянам т.е. работал на оккупационную власть, собирал налоги со своих для римлян, это всё равно, что полицай работающий на фашистов, если говорить более понятным нам языком. Какое преображение его души случилось, когда он встретил Христа, «пол имения отдам нищим, а кого обидел, возмещу вчетверо», слыхали мы о таких примерах в новейшей истории? Что какой-нибудь олигарх, наворовавший народных денег сотворил такое покаяние? Нет.

Иногда можно просто опоздать изменить себя, когда душа настолько зачерствела, что не может, неспособна на настоящее добро. Творение греха с наглостию, напоказ – крайняя степень безсердечия и духовной смерти, вот что мы сейчас видим.

Неспособность делать добро, быть милостивым и милосердным. Почему тот, кто в сам нужде чаще всего и оказывает помощь, чем тот, кто имеет многое.

«И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Мф.25.

«Суд без милости не сотворившему милости» Иак.2,13.

Не из-за страха перед смертью начать творить добро, а по милости своего сердца, потому что жалко человека, вот в этом суть духовного преображения человека.

Не действует по принужденью милость;
Как теплый дождь, она спадает с неба
На землю и вдвойне благословенна:
Тем, кто дает и кто берет ее.
И власть ее всего сильней у тех,
Кто властью облечен. Она приличней
Венчанному монарху, чем корона.
Знак власти временной есть царский скипетр:
Он - атрибут величья и почета,
Внушающий пред царской мощью трепет;
Но милость выше мановенья скиптра,
И трон ее живет в сердцах царей.
Она есть свойство Бога самого;
Земная власть тогда подобна Божьей,
Когда с законом милость сочетает.
..., за тебя закон; но вспомни только,
Что если б был без милости закон,
Никто б из нас не спасся. Мы в молитве
О милости взываем - и молитва
Нас учит милости…
Уильям Шекспир. Венецианский купец

О любви к ближнему и Страшном Суде
http://stihi.ru/2013/05/01/6935