Ахматова Анна-Величайшая Женщина!

Евгений Денисенко-Деев
Кто поймёт её сейчас,
Это редкий случай.
Вот ушла она от нас,
Один ли это случай?

310121
**************

Горе жён и матерей «врагов народа»
было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой
— поэме «Реквием».

В очерке известного прозаика Б. К. Зайцева,
 говорится:

На днях получил из Мюнхена книжечку стихотворений, 23 страницы,
 называется «Реквием»… Эти стихи Ахматовой…

… Я-то видел Ахматову «царскосельской веселой грешницей», и «насмешницей»,
 но Судьба поднесла ей оцет Распятия.

Можно ль было предположить,
что эта хрупкая и тоненькая женщина издаст такой вопль — женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих — женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?

 Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных,
 но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце
и вызывающих восхищение художническое?
   Воистину «томов премногих тяжелей»,
останется навсегда безмолвный приговор зверству.

… Да, пришлось этой изящной даме испить чашу, быть может, горчайшую,
 чем всем нам,в эти воистину «Окаянные дни» (Бунин)…

В страшные годы ежовщины, после ареста сына,
 Ахматова провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.
 Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина
с голубыми губами, спросила меня на ухо (там все говорили шёпотом):
— А это вы можете описать?
И я сказала:
— Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом.

После этого я начала работу над поэмой «Реквием».

1 апреля 1957, Ленинград

Посвящение

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними "каторжные норы"
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
Солнце ниже, и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор... И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна...
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный свой привет.
Март 1940
 
 Вступление

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

  1
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе... Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
  [Ноябрь] 1935, Москва
   2
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень,
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
  1938
   3
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари...
Ночь.
 1939
   4
Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей -
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука - а сколько там
Неповинных жизней кончается...
 1938
 5
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пыльные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.
 1939
  6
Легкие летят недели,
Что случилось, не пойму.
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.

  Весна 1939
   7
  Приговор

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то... Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
  [22 июня] 1939, Фонтанный Дом

Последний сборник Ахматовой был опубликован в 1925 году.
 Дальнейшее ее творчество не пропускало в печать НКВД,
называя антикоммунистическим и провокационным.
 Её исключили из Союза писателей.

Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве, чертополоху
Украсить её предстоит.
И только могильщики лихо
Работают. Дело не ждет!
И тихо, так, Господи, тихо,
Что слышно, как время идёт.
   Анна Ахматова
Август 1940 год.