Что в имени тебе моем

Валентина Товпегина
  А.С.Пушкин  «Что в имени тебе моем» ( Урок №1 )

Цель:   Углубить представление о личности, творчестве поэта через сопоставление высказываний о Пушкине. Сопоставляя разнообразные точки зрения о  поэте, его поэзии, создаем  проблемную ситуацию перед изучением жизни и творчества А.С.Пушкина, усиливаем интерес к дальнейшему изучению биографии.
Развивать познавательный интерес учащихся, вырабатывать умение отбирать главное, учиться делать выводы, продолжить работу над выразительным чтением стихов.

ОБОРУДОВАНИЕ:  1. Портреты А.С.Пушкина.
2. Воспоминания о Пушкине.
3. Картина Наумова «Дуэль».
4. Г.запись «Смерть поэта».» «Памятник».

Ход урока

Эпиграф.                Марина Цветаева
Стихи к Пушкину
1
Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жен —
Пушкин — в роли монумента?
Гостя каменного — он,
Скалозубый, нагловзорый
Пушкин — в роли Командора?
Критик — ноя, нытик — вторя:
— Где же пушкинское (взрыд)
Чувство меры? Чувство моря
Позабыли — о гранит
Бьющегося? Тот, соленый
Пушкин — в роли лексикона?
Две ноги свои — погреться —
Вытянувший — и на стол
Вспрыгнувший при Самодержце —
Африканский самовол —
Наших прадедов умора —
Пушкин — в роли гувернера?
Черного не перекрасить
В белого — неисправим!
Недурен российский классик,
Небо Африки — своим
Звавший, невское — проклятым!
Пушкин — в роли русопята?
К пушкинскому юбилею
Тоже речь произнесем:
Всех румяней и смуглее
До сих пор на свете всем,
Всех живучей и живее!
Пушкин — в роли мавзолея?
Уши лопнули от вопля:
— Перед Пушкиным во фрунт!
А куда девали пекло
Губ, куда девали — бунт
Пушкинский, уст окаянство?
Пушкин — в меру пушкиньянца!
Что вы делаете, карлы,
Этот — голубей олив —
Самый вольный, самый крайний
Лоб — навеки заклеймив
Низостию двуединой
Золота и середины.
Пушкин — тога, Пушкин — схима,
Пушкин — мера, Пушкин — грань...
Пушкин, Пушкин, Пушкин — имя
Благородное — как брань
Площадную — попугаи.
Пушкин? Очень испугали!
25 июня 1931  (Выразительное чтение подготовл. ученика.  Что  подчеркивает в ст. М. Цветаева?)

 
Беседа по вопросам:
1. Какие произведения Пушкина вы читали? Что знаете об этом поэте?
2.Как понимаете эпиграф к уроку?
3.Какое произведение Пушкина оставило в вашей памяти наиболее  яркий след?

А вот как встретилась с поэтом Пушкиным поэтесса М.Цветаева. (Книга Цветаевой «Мой Пушкин» Стр.267).
Обратите внимание на картину Наумова «Дуэль». Именно об этой картине пишет Цветаева.
А М.Ю.Лермонтов отозвался о  дуэли в стихах «Смерть поэта» (Звучит стихотворение в записи)
1. Как называет Пушкина Лермонтов? Почему?
2. Как характеризует Лермонтов убийцу Пушкина?
3. Кого обвиняет поэт в убийстве Пушкина?

Проходят годы. Уходят поколения одни, на смену им приходят другие, а Пушкин всегда остается живым, необходимым каждому человеку. К его поэзии мы обращаемся в дни торжеств, в дни тяжелых испытаний. Само имя «Пушкин» стало символом борьбы и надежд.
А каким был Пушкин? Как он выглядел? Как о нем отзывались  его современники?

1. Вересаев (том 2, стр. 93-94) 1, 2, 3, 4.
2. Нащокина (Стр.26,)
3.Смирнова - Россет (Стр121)
Познакомившись с воспоминаниями, ребята делают выводы.

Пушкин был вспыльчивым, горячим человеком. Был интересным собеседником, честным, порядочным, среди друзей казался старше их, многое предчувствовал, был суеверен. Но уже в Лицее друзья поняли, что он гений, редкий талант. Его поэзия оказалась поддержкой для тех, кто томился в темницах  после восстания на Сенатской площади. В.Кюхельбекер в 1836 обращался к Пушкину из сибирского поселения:  Чьи резче всех рисуются черты
Пред взорами моими? Какие перуны сибирских гроз, его златые струны рокочут…Песнопевец.., это ты, твой образ – свет мне в море темноты!
Летят десятилетия, а Пушкин остается участником борьбы за освобождение России.
А.Блок – поэт, потрясенный революцией, восклицал
Пушкин! Тайную свободу пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду, помоги в немой борьбе!
Не твоих ли звуков сладость вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость окрыляла нас тогда?
К знаменательным страницам жизни Пушкина в потомстве относится его незримое, но ощутимое участие в Великой Отечественной войне В 1941 году на плакатах, в радиопередачах звучали пушкинские строки:
Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны,
Восстал и стар и млад, летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены. Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря, их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья…
А когда враг рвался к Москве, не было слов   проникновеннее, чем слова, запавшие в душу с детства:
Москва…Как много в этом  звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!
Книги Пушкина, побывавшие на фронте, хранятся в музее  Вооруженных Сил.
(Январь 1945год. Венгрия. Петр Мишин.200 страниц были пробиты осколками, а перед страницей со стихотворением «Талисман» осколок «остановился»
Сама поэзия Пушкина стала «талисманом», с его стихами не расставались даже в огне жестоких сражений. Хранится книга, залитая кровью, принадлежащая Николаю Кокореву, замученному партизану в тылу врага.
В мировой поэзии отразилась мечта о некоем талисмане, спасающем от бед. И хотя из биографии поэта мы знаем, что талисман, которому стихотворение посвящено,- подаренный ему перстень, значение этого стихотворения шире, в нем  воплощены переживания опального поэта.
Звучит «Храни меня, мой талисман» (стр. 91)
Пушкин – великий русский национальный поэт. Добролюбов писал: «Значение Пушкина огромно в истории русской литературы и в истории русского просвещения. Он приучил русскую публику читать, и в этом его величайшая заслуга. Все были очарованы, все были увлечены мощными звуками этой неслыханной до тех пор поэзии». А сам Пушкин о себе сказал в стихотворении «Вакхическая песня» и «Памятник» (звучит это стихотворение в записи).
Это итог творческого пути поэта, его поэтическое завещание.
1. В каких словах выражена мысль, что творчество поэта выше славы царя?
2. Что говорит о народности поэзии?
3. В чем видит ценность своей поэзии? (Чувства добрые…, Восславил свободу, призывал милость к падшим…)
Вывод: Итак, кто же такой Пушкин? В чем заключается ценность его творчества? Доказать, что Пушкин всегда (во все времена) со своим народом, что это национальный поэт, Пушкин – солнце русской поэзии, «Пушкин – мера, Пушкин – грань».