ИОВ

Ильинская Антония
Многие экзегеты пытались и до сих пор пытаются трактовать Библейскую книгу "ИОВ", многие проповедники включают её в тематику своих проповедей. И всё же по сей день она остаётся одной из книг Священного Писания, споры вокруг которой о её смысле не утихают.
После курса обучения в Библейском колледже как поэт я приступила к созданию поэтического произведения на основе этой книги, поскольку "ИОВ" была первой книгой в составе Библии, с которой я познакомилась. Создать поэтическое произведение на основе Библейской книги - это очень ответственно, поскольку это также является способом не только переложения, но и трактования в том числе.
У меня нет ни одной поэтической работы, которую я не довела бы до конца. Однако, создание поэтического произведения по книге "ИОВ" остановилось в определённом месте её текста. Многократные попытки вернуться снова к этой работе и продолжить её не увенчались успехом. Я спросила, в чём дело? И со временем ответ пришёл. Остановка оказалась именно в том месте, которое является ответом на вопрос об основном смысле Библейского "ИОВА". К нам приходит именно то, чего мы боимся, относительно чего мы живём в постоянном страхе. Страх и Любовь - это два противоположных взаимоисключающих чувства. Мы живём в страхе перед карой Божьей за допущенные ошибки или мы живём в любви ко всему и вся, что и есть понятие БОГА. В этом разница. И даже если мы применяем понятие "страх божий", то за ним должно стоять чувство любви ко Творцу, почитание Его силы и могущества и уважение к его созданиям. Мы сами - его сила.

Глава1

Был День и из Вселенской Глубины
Предстали перед Господом сыны
И между ними сатана пришёл.
«Где был ты?» – Бог спросил. «Я обошёл
Земную твердь и неба очертанье…»
«Скажи, не обратил ли ты вниманье
На моего раба, зовут Иов?
О нём немало ходит добрых слов:
Смирен и непорочен, незлоблив,
Богобоязнен, кроток, справедлив…»
Ответил сатана: «Вопрос не нов.
Но даром ли так Бога чтит Иов?
Ты дал ему роскошное именье,
На всём Востоке существует мненье,
Что он один достатком знаменит.
Его богаче нет – всяк говорит.
Не ты ли оградил его кругом:
Его детей, его стада и дом?
За что бы он тогда тебя хулил,
Коль щедро ты его благословил?
Но вот отнимет всё рука твоя,
Благословит ли он тогда тебя?»
И Бог сказал ему: «Всё от сего дня,
Что у него – в твоей руке, ступай,
Но руку на него не простирай!..»
И удалился от лица Господня
Дух сатаны. И воцарился мрак,
Судьба Иову шлёт недобрый знак.
Бежит гонец, за ним второй и третий,
Иову весть несут – погибли дети.
Одних мечом сразили Савеяне,
Халдейское на поле битвы знамя!
Несчастье! Ветром из пустынь повален дом
И дети не спаслись, что были в нём!
Других постигла сыновей беда –
Огонь сошёл, и опалил стада,
И всех пожрал, никто не смог спастись!
Так много бедствий как могло стрястись?!
И, разорвав своих одежд покров,
Склонил в смиренье голову Иов:
«Без скорбей и утрат кто смог прожить?
Я наг пришёл и с тем мне уходить...»

Глава 2

И снова День настал, из Глубины
Вселенской перед Господом сыны
Предстали и меж ними сатана.
«Скажи, чем твердь Земли сейчас полна
И чем наполнен воздух атмосферы?
Достаточно ли у Иова веры?
Досель он твёрд и столь же непорочен
И дух в богобоязненности прочен?
Ты возбуждал меня досужей речью,
Испытывая сущность человечью,
Слов обличительных поток низвергнув длинный,
Желая погубить его безвинно!?»
Дух сатаны с ухмылкою лукавой
Приблизился: «Творец, покрыт ты славой!
Но у творения в душе есть слабый пласт –
За жизнь свою всё человек отдаст!
Коснись лишь плоти бренной и кости,
Увидишь – будешь ли тогда в чести?!»
«Ну что же, – отвечал ему Господь, –
Позволю испытать Иова плоть.
Но его душу Я оберегаю,
Тебе её касаться запрещаю!»
И удалился сатана без слов...
Проказой лютою покрыт Иов
От темени до кончиков ступней.
«Вот прок от непорочности твоей! –
Жена сказала, – Бога похули
И с тем в своём несчастии умри!..»
Он ей ответил: «Речь твоя бездумна,
И говоришь, как будучи безумна!
Неужто доброе от Бога принимать,
Лишь будем, а худое отвергать,
Не возымев в страдании терпенья
И не найдя на сердце утешенья!?»
И Господа ни в чём не обличил,
Устами перед ним не согрешил,
А в пепле сел, и стал себя скоблить,
И безутешно плакать и вопить:

Глава 3

«Погибни день, в который я родился,
В который сказано: «Зачался человек».
Да будет тьмою день, когда продлился
После рождения мой злополучный век!
Не воссияет свет! Обложит туча!
Сойдёт тень смертная, разверзнется земля!
И бездною зияющая круча
Да поглотит тот день, что проклял я!
Померкнут звёзды, будет ночь безлюдна!
Да обладают ею мрак и тьма!
Да будет проклята! И станет беспробудной…
Денница не взойдёт будить меня!!!

Зачем не умер я, идущий из утробы?
И не скончался в чреве заключён?
На то ли я рождён и принят, чтобы
Быть безутешным горем огорчён?
На что страдальцу свет? Скорбящие душою
Зачем живут, коли находят ад?
Охотнее под крышкой гробовою
Нашли бы смерть, чем отыскали клад!
На что дан день такому человеку,
Чей путь закрыт, который окружён
Темницей мыслей, и над кем опеку
Господь оставил; чей тяжёлый стон,
Как воды льётся вместе со слезою,
Чей плач и вздох не вынесет земля?!!
Нет мира мне и нету мне покоя…
Чем заслужил своё несчастье я?!!
Ибо ужасное, чего я ужасался,
Меня постигло, и, чего я так боялся,
Пришло ко мне, отрады больше нет...
К кому идти, чтобы сыскать ответ?!

Глава 4

Прослышав, как пришлось ему страдать,
Друзья пришли Иова утешать:
«Услышишь ли, коль станем говорить?
Хотя кто может слову возбранить?
Вот ты, кто часто многих наставлял,
И гнущие колени укреплял,
Был облегченьем терпящему муки,
Тех поднимал, чьи опускались руки,
Тебя ж коснулось – сразу изнемог
И духом пал. Каков же в этом прок
От слов твоих, на кои уповали
И слушающим силы придавали?
Богобоязненность твоя и непорочность
Не крепость ли души и духа прочность,
Не упованье ли твоё и свет надежды?
Неужто разумом ослаб, как те невежды?
Оравшие нечестье погибают
И от Господня гнева исчезают,
И сеявшие зло его пожнут,
Душе своей приюта не найдут.
И праведней ли Бога человек,
Чей короток в храминах бренных век?