поэзия - не о вкусах спорят - 2- 8678

Август Май
не о вкусах спорят - 2
06:12
Публикация номер 8678

изменения в словесности одновременно нам представляются и эпохальными, принципиальными, но и не сущностными, когда искусство не меняет своей сути, и этот аспект представления мы невольно распространяем на все стороны искусства, на все его функции, просто закрывая глаза на очевидные изменения и запрещая себе выявлять не очевидные, ещё лишь намечаемые, или уже явившиеся, но, как великое, невозможные быть охвачеными нашим зашоренным взглядом.

изобразительность - музыкальность - знаковость -

 вот три фундаментальные формы каждого из видов искусства, в каждом принимая особенный лик - в поэзии, в словесности, как ни изумительны образцы непосредственного её совмещения с музыкой - в песне - и ныне особенно - с картинкой, - изобразительность дана через словесное описание, что является бессомненным литературологическим тезисом, и вряд ли дублирование через какие-либо простые попытки синтезировать изображение со словами, в порядке юмора - писать буквами, которым придавать картинные украшения, или сделать из известной графики текста что-то еще более изощрённое - такие пути насыщения теста рисунком - вряд ли дадут больше, чем причудливые мастерские находки, не станут особыми выразительными средствами
потому,
что сам

способ изобразительности через описание знаками, словами,

- имеет идеалистическую природу,

сущностно и имманентно присущую природе словесного искусства, и лишь гипотетическое появление нового синтетического искусства, подобного театру и кино, сможет подтвердить идеальность собственно словесного искусства, искусства, обращенного к внутреннему миру воспринимающего, когда идеи и чувства доводятся не через посредников в виде картин и звуков, а символами и знаками речи воспроизводят внутри человеческого сознания, духа, всю полноту восприятия вместе со смыслом и чувством.

конечно, редкие художники слова сознательно направленно ставят себе задачу воздействия текстом на внутренний мир человека, но все, осознающие свою позицию художника, выражают своё именно направленное на внутренний мир другого человека, причём, что важно - непосредственный читатель-слушатель текста есть резонирующий транспорт художественного воздействия, направленного на широкую аудиторию, публику, огромная часть которой этот текст непосредственно не воспримет, даже фрагментарно, лишь проникаясь радиацией его от реально воспринящих текст агентов данного художественного произведения.

и тут некое "преимущество" словесности перед  искусством визуального и звукового изображения становится фундаментальным, как ни странно это прозвучит, делая "наглядность" вспомогательным, - а передачу внуть человека смысла и чувств знаками - основным художественным орудием.

однако, возникновение такого на вид мало меняющего в знаковой природе материала искусства электронного носителя тех же букв, слов и их конструкций, стоит рассмотреть в перспективе как некую основу возникновения некоего принципиального идеального матриала, ну, примитивно - например, цифровой код пока что бинарный в основе неизбежно будет направляться в сторону поиска большей компактности, и здесь какова бы ни была форма будущего кода, она как сверхкомпактная сделает даже всю коммуникацию человеческого вида  не речевой, а "эфирной", и многое - тут я позволю фантазировать себе - даст будущим эдисонам и яблочковым - (что) - как раз система идеалистической "кодировки" собственно речевой художественной словесности, и поэзии - как непосредственного генератора компактных и неограниченнвх смысловых комбинаций, способных передавать бесконечной сложности внутренние духовные состояния.

мы привыкли поражаться воздействию изобразительного искусства и очарованию музыки, но стоит задуматься о том, что их средства в чем-то подобны гипнотическому воздействию, явно более сильному, чем воздействие словом в обычной речи, но запредельно примитивному, вызывающему   восхищение лишь непосредственным получением результата воздействия, однако, заведомо неспособного передавать воздействие сложнейших душевных состояний.

художник слова - начнём с декламатора - владеет достаточно богатым арсеналом и инструментарием воздействия на человека, его умение вызвать смех и слёзы потрясает публику и специалистов - но когда говорят о воздействии гениальных произведений литературы, которые вполне оставляют безразличными не только малокультурных чмо, но и не воздействуют на человека культурного, когда он не готов, нет настроя на восприятие художественного произведения, - это с одной стороны кажется свидетельстом отсутствия у словесности вообще такого свойства - воздействовать на душу человека - но столь же общепринято считать, что гениальные произведения каким-то образом, даже вряд ли возможным для анализа, конкретного представления, воздействуют на общество, хотя и это отрицается посредством вполне теоретико-нигилистического максимализма, исходящего из того, что,
- раз произведение не ликвидировало нечто негативное, скажем, преступность, пусть какой-то её части,
- оно не воздействует, а лишь является какими-то кружавчиками на покрывале системы интсрументов воздействия на человека - законов, силы, обманов, традиций и т.д.

но при всей незримости воздействия искусства на общество и кажущейся очевидной недейственности отдельного художественного произвения, стоит заметить, что нынешний примитивный психологизм в областях, где требуется поиск причин поступков и действий, скажем - в практической юриспруденции, в исторических исследованиях, в политике - отрабатывая массивы таких мотиваций - всегда чуть ли ни по умолчанию берет некую социальную "среду", лишь иллюстративно обращаясь к художественным произведениям, и вряд ли в социологии пока возможны темы "косвенного" воздействия искусства и произведений искусства на социум и поступки человека.

не хочу сказать, что будут открыты некие таинственные механизмы воздействия конкретных словесных конструкций на конкретные поступки или мотивы, но что словесность художественная воздействует на внутренний мир человека, горнило всех его возможных поступков и мотивов - это понятно, и настоящий поэт "хочет или нет" - здесь имеет некие неочевидные, на вид куда менее действенные и результативные инструменты, чем певец или юморист, актёр или политик - но стоит видеть, что поэт проникает внутри души так глубоко, что его результаты вряд ли следует считать скромными.

            04 февраля 2021 года примерно 07:20

***