Мое Приднестровье, мой дом родной. Стих-е о Родине

Людмила Кудрявцева Тирасполь
Т.С. Краснящих, воспитатель
Г.В. Бойко, заведующий
Рыбницкий д/с №2
г. Рыбница, Приднестровье

МОЕ ПРИДНЕСТРОВЬЕ, МОЙ ДОМ РОДНОЙ

Представлены современные подходы в дошкольном образовании по социально-нравственному
развитию с учетом поликультурного воспитания (приобщение ребенка к культуре своего народа).
Раскрываются цели, задачи и содержание работы дошкольного учреждения, направленные на
социально-нравственное воспитание детей.
Ключевые слова: дошкольное воспитание, история малой родины, семья.

Родина – это святое,
Малое и большое.
Родина в детском сердечке –
Отчего дома крылечко.
Родина – запах ромашки,
Кляксы на промокашке.
Родина – песни раздолье,
Родина – хлебное поле,
Родина – мамины руки,
И колыбельные звуки.
Родина там, где родился –
Там, говорят, пригодился.

Людмила Кудрявцева
http://stihi.ru/2010/12/14/5151

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего,
познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека,
величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя
созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и
гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей
страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать
чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст,
по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Мы очень
гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего
края, воспитываем к нему любовь и уважение.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение
к отечеству, наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям
необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его
культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других
народов.

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к
матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим
окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется
и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но,
пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее
окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а
затем и со страной, ее столицей и символикой.
Родное село, родной город, родная республика. Надо показать ребенку, что малая Родина славится
своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание
любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием
доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности,
независимо от цвета кожи и вероисповедания.
В число важнейших целевых социально-политических ориентиров ПМР входит преумножение
приднестровского народа в его численности, повышение качества его жизни, труда и творчества,
укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие
национальной культуры.
Дошкольное образование – первооснова общей системы образования и первичная составная
часть системы непрерывного образования. В современных условиях развитие системы дошкольного
образования направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей
дошкольного возраста. Это означает, что дошкольное образование призвано обеспечить для любого
ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при
обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения.
В Приднестровской Молдавской Республике сложилась уникальная система дошкольного
образования, которая обеспечивает всестороннее полноценное воспитание, обучение и развитие детей
дошкольного возраста.
Соответственно данному национальному приоритету определяется цель государственной
воспитательной политики – воспитание высоконравственной, творческой, компетентной личности,
укорененной в духовных и культурных традициях Приднестровья, принимающей судьбу своего народа
как свою личную, осознающей свою ответственность за настоящее и будущее Приднестровья.
Целью и задачами программ дошкольного образования является:
Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей
семье, городу, селу, республике, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей
родного края.
; Воспитывать у ребенка любовь и уважение к своей семье, родному краю, защитникам
Отечества.
; Знакомить детей с обычаями и традициями своей Родины; с профессиями и занятиями
взрослых людей в республике.
; Развивать экологическую культуру, гуманное отношение ко всему живому через творческую
деятельность.
Поиск и разработка изменений в дошкольное образование закрепляет ряд методических
рекомендации и нормативно-правовых документов, вышедших в последние годы. В частности, Закон
ПМР «Об образовании», Закон ПМР «О дошкольном образовании», Закон ПМР «О языках», Устав
МДОУ «Рыбницкий детский сад №2 общеразвивающего вида», программа «Детство», республиканский
компонент ГОУ «ПГИРО» г.Тирасполь, рекомендации по экспертизе образовательных программ
дошкольных образовательных учреждений, Проекты содержания государственного образовательного
стандарта для дошкольных образовательных учреждений, Доктрина развития образования.
Приднестровье отличается значительным своеобразием, поскольку эта территория издавна
являлась зоной активных контактов многих населявших ее народов, в первую очередь молдаван,
украинцев и русских, что создало благоприятные предпосылки для поликультурного воспитания детей.
Именно через знакомство, изучение, анализ фольклора народов Приднестровья возможно развить
нравственные чувства, обеспечить комфортность детей внутри культурного пространства, обеспечить
укоренение ребенка в родной национальной культуре.
Народно-музыкальное творчество нашей республики – уникальное явление в общей европейской
культуре. Здесь в большей мере сохранилась древнеславянская культура, нашли развитие культура
современных славянских, угро-финских, романских народов. Взаимопроникающее влияние этих культур
создало неповторимое и, видимо, наиболее колоритное народное созвездие, которое стало неотъемлемым
признаком для всех народов, проживающих на этой земле.
Для всех народов Приднестровья характерна культурно-бытовая общность. Миграции народов,
длительные контакты между ними, общее вероисповедание способствовали сближению национальных
культур, их взаимному обмену.

Проводя параллель между национальными культурами (русской, молдавской, украинской) нашего
региона, можно с уверенностью сказать, что все они в своей совокупности имеют общее. Бесспорно, в
первом ряду нравственных ценностей – гуманные качества: доброта, внимательность, бескорыстная
помощь, справедливость, любовь к матери, дружелюбие, честность и правдивость, юмор.
Молдавско-украинско-русские общности в фольклоре являются проявлением древних дружеских
связей этих народов, основанных на этнической близости. Наибольшая общность есть между древними
молдавскими, украинскими и русскими обычаями. Современным исследователем Бостан Г.К. было
зафиксировано постоянное, исторически закономерное, аналогичное, а порой и тождественное
художественное воспроизведение сюжетов и мотивов в фольклоре молдаван и восточных славян: в
календарно-обрядовых циклах (общехозяйственные колядки и щедривки), семейно-обрядовом комплексе
(молдавские свадебные орации у украинцев), народной лирике (русские и украинские сказки у молдаван
и молдавские сказки у русских и украинцев); в танцевальном искусстве (возникновение молдавских
народных танцев “Русяска”, “Казэчаска”); в возникновении народных инструментов (дудка –флуер,
флейта-кувикл, най, волынка-чимпой, гусли-кобза). Объединяющей основой новогодних фольклорных
комплексов у многих народов является символическое подражание пахоте и посеву: у восточных
романцев – это “Плугушорул”, как обычай; у украинцев – хождение с плугом и волами и условное
изображение пахоты. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное,
нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении
ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что
предполагает глубокое знание фольклора, традиций и обрядов. Какими же могут быть практические
шаги в данном направлении?
Педагогические принципы работы ОДО по ознакомлению дошкольников с малой родиной:
; доступность;
; непрерывность;
; научность;
; системность;
; преемственность;
; культуросообразность.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию
дошкольников в нашем дошкольном учреждении представлена следующим образом:
I. по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей:
; младший возраст (3-4 года);
; средний возраст (4-5 лет);
; старший дошкольный возраст (5-6, 6-7 лет).
II. последовательность решения комплекса поставленных задач: определяется по разделам.
1. «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2. «Вот эта улица, вот этот дом».
3. «Город, в котором я живу».
4. «Приднестровье – моя республика».
1 раздел «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя
равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом
разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка
ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось
испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство
гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.
Формировать интерес к своей родословной.
2. Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями. 3. Воспитывать у
детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать
посильную помощь.
3. Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Цель: Воспитание бережного отношения к малой Родине через её познание.
Задачи:
1. Формировать представления детей о географических, климатических, социальноэкономических особенностях малой Родины, местоположении города, климате, природе и полезных
ископаемых, символике родного края.
2. Расширять представления о природных богатствах приднестровской земли, в особенности
города, села: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
107
3. Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать
понятие о заповеднике.
3 раздел «Город, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, героях труда и Великой Отечественной
Войны, о защитниках Приднестровья, достопримечательностях города, социально-экономической
значимости города.
Задачи:
1. Формировать представление об исторических корнях города.
2. Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости
города.
3. Воспитывать уважение к героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
4 раздел «Приднестровье – моя республика».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в республике и культуре, которую
они представляют;
учить бережно относиться к национальным языкам, традициям народов, живущих в республике.
Задачи:
1. Формировать представление об истории Приднестровской Молдавской Республики.
2. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей народов республики, их жизни, быту,
культуре, языку, традициям.
3. Формировать представление об основных профессиях жителей республики.
4. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Педагоги отбирают из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему:
растительный и животный мир родного края, труд людей, традиции, общественные события и т.д.
Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными,
вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан
сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо
выделить наиболее характерное для данной местности. Это позволяет формировать у дошкольников
представление о том, чем славен родной край (своей историей, традициями, достопримечательностями,
памятниками, лучшими людьми).
Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является
организация педагогического процесса на основании тематического планирования, что позволяет видеть
разные аспекты явлений: социальные, нравственно-эстетические, естественнонаучные, художественноэстетические и др. Кроме того, “погружение” в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети
разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении
совместных утренников, вечеров досуга, выставок. При этом старшие дети могут поделиться с
младшими опытом, подготовить материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и
для занятий с малышами, сделать подарки для них и т.п. Так создаётся детское сообщество.
При работе по ознакомлению с малой родиной необходимо учитывать, что “круг тем” подвижен.
Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города ребёнком
за счёт рассматривания дома, улицы, района, города с новых позиций и установления новых связей с
тематическими блоками путём обогащения их новым жизненным опытом. При повторном возвращении к
материалу краеведческое содержание постепенно наполняется новыми понятиями, смыслами и
ценностями. Так, с малышами дом может рассматриваться как место жизни или труда взрослых, а со
старшими детьми – как место, связанное с жизнью известного человека, как исторический объект,
памятник архитектуры и др.
Каждый момент ознакомления дошкольников с малой родиной должен быть пронизан
воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи
приобщения детей к малой родине, ее истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть
решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения
обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на
краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания
дошкольников:
; Формировать любовь к родному краю и интерес к прошлому и настоящему Приднестровской
Молдавской Республики.
; Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
; Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в
городе (селе, районе), сопричастности к этому.
; Развивать уважительное и бережное отношение к селу, городу, республике
(достопримечательностям, культуре, природе).
; Формировать умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и
отражать это в своей деятельности.

Начиная со второй младшей группы знакомим детей с семьей, домом, детским садом. В старшей –
знакомим детей с историей родного города: почему город возник именно на этом месте, объясняем
названия улиц, показываем репродукции памятников, организовываем экскурсии. Одно из занятий
посвящаем знакомству с гербом родного города. Но сначала рассказываем детям о том, что такое герб,
когда и где впервые возникли гербы, что на них изображалось.
Самым сложным в работе по знакомству с малой родиной является составление рассказов для
дошкольников, так как в методической литературе таких рассказов очень мало. В своей работе мы
пользуемся методическими рекомендациями Н.В. Алёшиной.
; Рассказы сопровождаются наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами,
схемами, рисунками.
; В процессе рассказа обращаемся к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание,
вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, дать возможность попробовать догадаться самому.
; Не называем дат, т.к. они затрудняют восприятие материала. Используем в своей речи такие
выражения: «Это было давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы», или
«Это было очень – очень – очень – давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете».
; Используем доступную для детей лексику, объясняем значение незнакомых слов.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с
семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует
развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и
другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального
поведения.
Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя
выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
; Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
; Оформление групповых комнат.
; Благоустройство ОДО.
; Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
; Природоохранные акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в
ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитии речи, музыке, изобразительном
искусстве.
Также проводится большая работа по диагностике уровня знаний, умений и навыков
познавательного, социально-нравственного развития воспитанников.

ИСТОЧНИК:
ГОСАДМИНИСТРАЦИЯ г. РЫБНИЦА И РЫБНИЦКОГО РАЙОНА
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТ им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО
РЫБНИЦКИЙ ФИЛИАЛ ПГУ им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО,
Михаило-Архангельские чтения
Материалы VIII международной научно-практической конференции
15 ноября 2013 г., стр. 104-108.

УДК 004.2/.9+[124.2.5+26/28]+304.2+[321/324+329]+[330+336/338]+
+[371/378+37.01/.04]+[391+396+398]+501+[7.021+7.044/.046]+
+81-25/-26+616.126+796:378
M69
M69 Михаило-Архангельские чтения: материалы VIII международной научно-практической
конференции (15 ноября 2013 г., г. Рыбница) – Рыбница: 2013. – 667 с.
ISBN 978-9975-4092-8-5