Фильм Л. Орловой Весна. Тайные знаки будущему

Зера Черкесова Новеллы
 В 2007 году или 08 я неожиданно подсела, что называется, на ретро-фильм "Весна" Гр.Александрова, с Л.Орловой, сыгравшей в фильме сразу две роли:артистки оперетты Шатровой и ученой-астронома Никитиной. Поздно вечером, после всех дел и уборки я включала комп и снова ставила компакт-диск с своим фильмом. Сейчас, в 2021 году это снова повторилось:безотчетная тяга к "Весне", и опять другие фильмы Орловой меня не тянет так уэ, как этот? Мистика?

Не скажу, сколько раз я пересмотрела "Весну". Счёт идет, думаю, на десятки. Мое настроение сразу подымалось до звёзд с первых кадров и тактов гениальной музыки Исаака Дунаевского. Снова и снова пересматривая, я испытвала состояние, которому нет точного определения, но которое Аристотель назвал катарсисом, каковое бывает от подлинно великих произведений искусства. Интересно, что другие фильмы Орловой меня не особенно тянуло пересматривать, как "Весну". А ведь это ее последний фильм, бенефис. То есть не последний, строго говоря, но в сознании зрительской аудитории, "Весна" - последний фильм, в котором блистала Любовь Орлова во всем своем великолепии, пусть и заметно, что длань неумолимого времени уже наложила на ее чело первую тень отцветания, хотя далеко не увядания. Это как последняя роза лета. Еще краски ярки и аромат благоуханен, но уже первые отметины на одной-двух лепестках венчика, чуть поникших. Этого еще можно не заметить, если не приглядываться. И хотя Любовь Петровна приложила все мыслимые и немыслимые усилия в этом фильме, все время ставя себя в выгодный ракурс и контекст, чтобы выглядеть и казаться максимально молодой, уже ощущаешь мааленькую пока неестественность, чуточку наигранность - рядом с теми же девушками, марширующими на параде вначале фильма, все, как одна, в белых платьях; в кордебалете оперетты. Роль ученой Никитиной была ей наиболее органична. В кадрах же, где она беседует с режиссером(нар.арт. Н.Черкасов), гуляет с ним по ночной Москве, возвращается домой счастливая, а также кадры сделанного эпохального открытия, и где стоя у окна, она нервно-счастливо курит под грохот весенней грозы - Орлова настолько притягательна, что выглядит лучше, чем кадры, в которых Орлова играет простоватую и наивную невостребованную артистку кордебалета в оперетте.

Чечётка ей удалась. И "Журчат ручьи" тоже. И роль в оперетте спела и станцевала блистательно. Талант не пропьёшь:)) И все же, сумей вовремя Любовь Петровна осознать, что время неумолимо и обмануть даже черно-белой пленкой, которая она настояла снимать "Весну" вместо имевшейся в изобилии трофейной цветной пленки, поскольку расхоже мнение о якобы молодящем эффекте ч/б; и что большой экран и зрительские глаза и даже уши тоже проблематично обмануть(тембр и интонации Орловой тоже уже не очень юные в фильме)- сколько прекрасных ролей мы могли бы получить, в которых блистала бы возрастная Орлова, но не менее великолепная. А она цеплялась до последнего, до смешного. Гротеска. До "Скворца и лиры"... В котором она была искрометна, эффектна в свои 70, но до чего убого выглядели ее потуги изображать племянницу своей "тети".

И все же, сейчас, пересматривая для настроения "Весну", я внезапно догадалась и сделала сенсационное открытие: "Весна"- фильм-пророчество! Л.П.Орлова и Г.Алексанров, можно предположить, отдавали себе отчет в том, что это, возможно, последнее их творение. Сталин, их Благодетель, уже был стар и впадал в немощь. Александров, как режиссер, клонился к своему закату. А звезда Любови Орлова, увы, начинала заходить. Смотрите, сколько в фильме музыки и концертных номеров. Как волшебно пели "Заздравную" Дунаевского Вера Красовицкая и романс "Тихо, так тихо, на землю спускаются грёзы" Надежда Казанцева в номерах оперетты. На этом фоне прелестный эстрадный пустячок "Журчат ручьи" в исполнении Верочки Шатровой(Л.Орловой) не выглядело чем-то экстраординарным, как и  продемонстрированные ей умение носить в 45 лет балетную пачку и пуанты.

Эпизод в начале фильма, в котором прекрасная незнакомка отвечает ищущему помрежу "похожую на Никитину":"не знаю, я не москвичка", словно специально подчеркнуть снова, что можно принять ее за Орлову. А похожа! Гораздо более, чем Олеся Судзиловская в наши дни, взявшаяся сыграть Орлову. Ту незнакомку в реале оказывается звали Манефою. Забытое имя.

Зная, как Любовь Орлова дорожила своим успехом и имиджем первой и недосягаемой на все времена в прошлом, настоящем и будущем — я вдруг догадалась:в фильме должно быть что-то сокрыто особенное. Чего еще никто не разглядел и не додумался.
И в "Скворце и лире", последнем фильме Орловой, опошленном ярлыками и гомерически осмеянном - тоже. А вот насчет "Скворца" - иные и догадались! Но об этом в другой раз.

Есть знаки и послания будущему! Неслучайно "Весна" уже не просто кинокомедия, этап "Веселых ребят", "Волги-Волги" и "Светлого пути" пройден, наступили новые времена. "Весна" это уже научная фантастика, антиутопия, фэнтези!
Да, уже нельзя удивить и покорить только чечёткой и водевильными сюжетиками и песенками опереточных субреток. Значит, фильмы Орловой окончательно устареют и уйдут в хлам? Она не могла бы этого допустить!

И только вчера, пересматривая в который раз, но уже после перерыва "Весну", я увидела эти послания будущему!

Вот они.
1) В оперетте на сцену во время представления, в сцене пения получившей главную роль наконец в театре Шатрова, свисают блестящие звёзды, но они странным образом напоминают.. замыленную надоевшую картинку... коронавируса! Сюжет при этом какой-то странный, с персонажами типа Ильи-Муромца, а она вроде Спящей красавицы, расколдованной.
Что за ерунда, скажете! А я отвечу словами Фаины Раневской в этом же фильме:"Не скажите".

2) Фраза "Ну кто же не знает профессора Козырева!" Посмотрите, кто не смотрел, а кто знает фильма, поймут. Но до сих пор мы воспринимали это комической сценкой, не более. Но в обсерватории... профессор Козырев. Как мы же не догадывались! И произносит это Орлова, хотя она "не знакома с профессором Козыревым". И сам проф Козырев, реальный, на миг появился в кадре. И опять, как и в предыдущей сцене п1, эти знаки посылает нам Любовь Орлова! Это не даётся другим персонажам.

3) Лекция Никитиной по экскурсии об энергии Солнца:это намек на термоядерный синтез. Да и экскурсия киношников в Институт Солнца...Все же открытым текстом, а мы не понимали, увлеченные комедийной фабулой!

"Весна" оказывается вовсе не водевилем, хотя серьезное содержание нарочно обернуто в фантик веселого мюзикла. "Весна" это, если хотите, может оказаться капсулой в будущее о реальных достижениях советской науки, включая УТС и овладения энергией времени(проф. Козырев!). И, возможно, тайны жизни(ДНК, генная инженерия).

Антураж, в котором выступает Шатрова в театральной роли в оперетте в качестве солистки, — напоминает сюжеты русских сказаний и былин, и это может оказаться намеком на ведические знания! Ведь аллюзии...Мы просто раньше не замечали, потому что не знали столько, сколько узнали теперь.
Ну это моя версия, возможно, фантастическая. Даже то, что Черкасов реально гигант, что казалось странным, ведь рядом с ним Орлова, и так невысокая, выглядит совсем пигмейски, как и прочие, может оказаться неслучайными. Он кажется каким-то пришельцем из сказаний о титанах прошлых цивиизаций. А Николая Черкасова насилу и уговорили, по легенде сама Любовь Петровна встала на колени пред ним, умоляя сниматься с ней в роли Режиссера.

Ну и наконец Институт Солнца АН СССР - почему никто не обращает внимания на то, что название так созвучно Солярису! Городу Солнца Кампанеллы. Солярису Лема. И это задолго до появления романа С.Лема.
 
 
Но ведь с древних времен наиболее надежным донесением до будущих поколений знаний были сказки. Легенды. Былины. Эпос.  Не случайно, теперь и это понимаешь, что в фильме столько места отводится, казалось бы вне сюжета и контекста, - разговорам про побасёнки...Вначале, в середине и в финале. "А вот протекли века, а побасенки живут и продолжают волновать людей..." —  декламирует народный артист Николай Черкасов мистического Гоголя. Давайте пересмотрим.
Продолжение следует...

06/02/2021

 
http://stihi.ru/2023/01/05/380
Научное содержание комедии Весна Л. Орловой
 

 
 http://stihi.ru/2021/02/07/558
Фильм  Г.Александрова и Л.Орловой "Весна". Тайные знаки будущему.


 http://stihi.ru/2016/07/25/7766
Любовь Орлова навсегда. О сериале "Орлова и Александров".




http://stihi.ru/2021/09/20/455
http://stihi.ru/2022/10/08/6714
Ссылки на мои эссе и очерки о фильмах, спектаклях

https://zera-cherkesov.livejournal.com/125171.html