Чувашская стойкость

Светлана Феттер
Кадыкова Ольга Александровна родилась 5 октября 1943 года в поселке Ибреси Чувашской АССР.
О своих родителях она рассказывает так:
Мать -  Мария Васильевна Кадыкова – телефонистка в леспромхозе.
Отец - Кадыков Александр Яковлевич был призван на службу в армию в мирное предвоенное время,  в Белоруссии.
Солдат уже готовился к демобилизации ...  как вдруг 22 июня 1941 года началась война.  Когда немцы стали бомбить город Витебск, Александра  засыпало землей от разорвавшегося неподалеку снаряда. Получил он еще и пулевые ранения.
Лежал долго в госпитале. Из госпиталя вернулся домой, как "годен к нестроевой службе". Награжден медалью.
В теле его  было 2 пули, одну удалили хирурги во время операции, а вторую достать было нельзя. Носил в себе её до самой смерти. Впоследствии он и умер от этой пули. Вернее - от того, что пуля начала свое смертельное движение  по кровотоку .
Дома, в Чувашии, в родном селе Ибреси,он  продолжил  работать на благо Отечества,- в школе  учил детей  как военрук.
Встретил свою любовь - Марусю, красивую и бойкую девчонку. Женился.
В 1943 году родилась дочь Ольга.
Очень любила она своего отца. Рассказывая о нем, плачет.
Также Ольга Александровна рассказывает о том, сколько пришлось пережить в то тяжкое послевоенное время. Но люди не сдавались, много работали, и в первую очередь выручало сельское хозяйство.
Было очень строго с воровством -  к нему даже причисляли собирание колосков с убранного поля ( без разрешения на это). Сестру отца даже судили и посадили за это на 10 лет. Нам, не знавшим этих тяжких времен,  это кажется ужасным, конечно же.*
Продолжим рассказ об Ольге. Она очень хорошо училась в классе, была комсомолкой, спортсменкой-лыжницей. Брала на соревнованиях первые призы.
Впоследствии, во время учебы  техникуме, продолжила занятия спортом  и заработала разряд мастера спорта по лыжам.
По окончанию школы уехала учиться на строителя-отделочника, проработала 3 года на стройке, а потом пошла учиться в техникум (Министерство строительства и транспорта) в город Саратов. После окончания учебы - по комсомольской путевке поехала работать в Магнитогорск, в " Стройпуть".
 И началось ее путешествие по городам нашей страны, везде была на передовой, везде трудилась на славу. Её посылали и в Целиноград , и в Москву, и в Челябинск, и в Казахстан (Красный яр, Кокчетав)на строительство жилых домов и ж/д вокзалов, и в "Южтранссибстрой" ( Карталы).
Много дорог исколесила Ольга Александровна. Свою душу отдала для улучшения жизни  советского человека...
Наконец, приехав  в Павлодар в 1975 году,она осталасьв этом городе уже навсегда.
Устроилась в " Павлодартрансстрой" сначала нормировщицей, потом стала повышать свою квалификацию - мастер, прораб, старший прораб. Получила квартиру.
Когда открылся чувашский центр в Доме Дружбы,  она постоянно посещала мероприятия чувашского этнокультурного объединения, ходила на концерты, даже выступала с хором " Сеспель".
 Ольга Александровна свою родную Чувашию не забывала, ездила в гости к матери частенько. Мама дочерью гордилась. Дома все стены были оклеены её грамотами и благодарственными письмами.
Ольга Александровна вырастила прекрасную дочь Татьяну.
 Танечка, закончив машиностроительный техникум, не остановилась ,- получила еще 2 высших образования (  Павлодарский индустриальный институт и в  Алмаата получила экономическое образование). Работала сначала на предприятии контролером ОТК, потом экономистом.
У Ольги Александровны - ныне пенсионера - два замечательных внука.
Дай же Бог ей здоровья еще на долгие годы!

на фото -  Ольга Александровна на концерте в горсаде.
 Кадр из документального фильма - "Чуваши. Казахстан - моя вторая родина"






* "...Чтоб вы знали, колоски были разные не только по сортам, но по строгости ответственности за сбор.
Самые наказуемые – колоски, собираемые на стадии созревания пшеницы, ржи, гречихи и пр. злаков. Надо было взять холщовый мешок, забраться «в самую центру» поля, затихариться и, сидя на корточках, тихонько обшелушивать колоски над сумой. Маменька с подружкой Кузнечихой нашелушивали за день до пяти килограммов зерна. За сезон – до 16 пудов, аккурат подпадая под закон ...
Колоски номер два собирались после вывоза с полей основного урожая. Дети собирали то, что оставалось. Это тоже было запрещено, ибо все колхозное и государственное, но гоняли за такие колоски меньше.
Третьи колоски собирались весной – сразу после снега. Отдача от таких колосков была невелика, но их все рано собирали, потому что голод не тетка. У наших к лету оставалась одна кислая капуста. 20 соток огорода плюс налоги, как на единоличников, - много останется? Эти колоски тоже запрещали собирать.
 Дурь несусветная, но низзя..." ( статья в https://avn-msk.livejournal.com/2146474.html)

статья - в "Книгу памяти"