Чакона Баха. Сим победишь...
цель и предназначение -
вершить Преображение
души человеческой:
духовный факел, подобно Прометею,
поднять: вначале в Небо,
а после восхождения
вернуться с тем огнем на землю.
*
Столь гигантская концепция не всеми охватывается:
так, Чакона Баха для многих заканчивается
на первых долях
сто тридцать седьмого
такта... но, тем не менее,
непонятое многими это произведение
пользуется всемирной славой.
Чакона, как жанр -
это эмоционально открытые
вариации на басовую линию,
на неизменную серию гармоний.
Основное
средство развития в чаконе –
не полифония,
а фактура.
Итак, прозвучап первый аккорд... в путь!
*
Душа начинает путь. Это уже первоначальная Личность.
Её внимание приковывает метрическая
загадочность,
начинающаяся «из-за»:
из-за такта,
но, как бы,
в такт.
Тема усваивается интуитивно –
но именно
так
это и требуется:
ум растерян...
поэтому тема
поражает сердце.
Четыре аккорда берутся
как бы не вместе, но звучно,
чтобы та "неуютность"
призывая вперёд,
заставляла искать Того -
Того Иного.
Вторая фраза, напротив,
играется очень стройно –
но теперь слух не находит
в аккордах
той полноты: беспокойство сохраняется.
Басы удваиваются
так,
что восходящий ряд октав
звучание прерывает:
ставится "запятая"
между мотивами, становится паузой,
длина которой сокращается,
и не дожидаясь
доли, аккорд вновь
стремится вперёд,
уходя от ритма,
звучит намеренно тускло-безчинно:
прикрывая глаза, сердцем видит Вершину,
нам не хватает дыхания: эта страшная высь
словно стяг в небе: "Сим победишь"... » -
© Copyright:
Тома Мин, 2021
Свидетельство о публикации №121021102401