Сюрпризы подсознания

Александр Аловский
       Смысловой разбор стихотворения «Парус» или сюрпризы подсознания

     Довольно интересная литературная история приключилась со мной однажды. Собственно литературной ее называть не совсем правильно, скорее, это мистическая история, связанная с моим увлечением литературой вообще и стихами М.Ю. Лермонтова в частности. В свое время, будучи старшеклассником,  я увлекался поэзией Лермонтова, читал о Лермонтове, заучивал многие его стихи наизусть, смотрел, посвященные его творчеству, телепередачи, очень уж мне нравились рассказы И.Л. Андроникова о Лермонтове, написанные в полудетективном жанре. В школе я «проходил» Лермонтова, наизусть надо было выучить его стихотворение «Парус», прочитать «Герой нашего времени». Кстати, мне  на экзамене по литературе очень повезло, достался вопрос о Печорине. Ну, это к слову.  Вот именно стихотворение «Парус» мне на душу не легло, как говорится. Выученное наизусть, оно довольно быстро забылось, и уже через пару-тройку лет я не вспомнил бы его навскидку, пришлось бы хорошенько напрячься. И вот однажды приснился мне сон. Он был настолько ярким, что, когда я проснулся, помнил весь сон в деталях. Это состояние было настолько необычным, что я не покривлю душой, если скажу, что ни до, ни после я ничего подобного не испытывал даже приблизительно. Было ощущение прорыва какой-то плотины, преодоления преграды, и от этого радость и чувство обновления, которые, впрочем, омрачались смыслом открывшегося знания. Со временем воспоминания об этом сне не только не исчезли, а наоборот, устоялись, приобрели определенную форму и содержание, постоянно побуждали меня возвращаться к ним. Наконец, я решил, что если запишу эти воспоминания, то освобожусь от них. Я  сел за стол и записал свой сон. 
     Наверное, уже ясно, что мой сон касался стихотворения Лермонтова «Парус». Это, как я уже отметил, не самое любимое мое стихотворение Лермонтова, но именно оно оказалось в моем подсознании тем произведением, которое наиболее полно отражает характер и судьбу самого автора. Почему? Всего двенадцать строк и такие далеко идущие выводы! Но ведь любое мнение человека субъективно, если это мое мнение, то так и надо к этому относиться. Как говорится, я художник, я так вижу.
     Итак, парус. Почему именно парус, а не, например, птица в небе? Парус, точнее, морское судно может оказаться в ситуации, когда от него не зависит жить или умереть. У птицы всегда есть возможность спрятаться, если обстоятельства становятся критическими. Здесь условно можно провести аналогию с известным произведением М. Горького, сравнить (в конце этой заметки станет очевидной разница между этими образами).
     Парус изображен на фоне морских и воздушных просторов, что характеризует несопоставимость индивида с пространством и временем, в которых он существует. Упоминание о морском тумане подчеркивает неопределенность бытия вообще, недоступность  конечных смыслов жизни. Открытое море выглядит бескрайним, а парусов мало, он одинок. Парус белеет, белый цвет, это цвет чистоты и непорочности, но это внешний признак, так он выглядит. Парус покинул родной берег, вернется ли он когда-нибудь домой, неизвестно. Парус держит курс к далеким берегам. Но с какой целью? А она должна быть серьезной, ведь он покинул родной берег без твердой уверенности вернуться. Из очередной строфы мы узнаем, что цель его поисков – не счастье. Как же это возможно? Счастье – широкое понятие, тем более что каждый вкладывает в него свой смысл, но, безусловно, счастье всегда цель любых устремлений человека, неважно, осознает он или нет, в чем эти устремления выражаются. Кто-то хочет счастья себе, а кто-то всему человечеству и в этом находит свое счастье и т. п. Вероятно, Лермонтов, говоря о счастье, имеет в виду устоявшийся в обществе штамп, что такое счастье. И действительно, кто из нас не вкладывает в понятие счастье мир, любовь, достаток, комфорт и т. д. Возвращаясь к оценке устремлений паруса, мы отмечаем «увы» Лермонтова как сожаление. Но чье оно: самого автора или его читателя? Скорее, все-таки второе. А в чем тогда счастье по Лермонтову? Он совершенно ясно об этом говорит в своем «Парусе». Забегая вперед – это покой! Ведь, имея в виду последнюю строку стихотворения, именно покоя должен искать парус. Но в путешествии паруса мало что говорит о покое: волны играют, а мы уже отметили несопоставимость масштабов паруса и морского пространства, где «игра» моря может обернуться трагедией для паруса, ветер свищет, а это уже не легкий бриз, очевидно, преддверие бури – мачта уже «гнется и скрыпит». Здесь нужно обратить внимание на то, что именно бурю и призывает парус. Чтобы понять абсурдность его призыва с «нормальной» точки зрения, Лермонтов рисует картину Мира, окружающего парус. И он прекрасен! Всего две строки, но в них Лермонтов выразил традиционное понятие счастья, связанное с природой, а это, безусловно, одна из важных составляющих счастья, как понимает его большинство людей. Прочтите эти две строки последнего четверостишия. Красиво, правда?
      А «мятежный» парус просит бури! Мятежный, как мы знаем, означает протест против устоявшегося положения вещей, но не пассивный протест, а деятельный. Здесь стоит обратить внимание, что мятежность паруса выразилась лишь в том, что он стремится туда, где буря. Сам парус не устраивает никаких катаклизмов, так как не может противостоять морю, но он может присоединиться к буре. В этом состоит определенный парадокс. С одной стороны парус «мятежный», с другой – сам не бунтует. Но он ждет бури, стремится к ней. С какой же целью он это делает, ведь в буре не обрести покоя, а, как мы помним, в покое счастье по Лермонтову. «Вот и ответ»! Если при прекрасной погоде парус с трудом выдерживает напор ветра и игру волн, то буря его погубит. И слова «как будто» - не сомнение, а утверждение. Суть в том, что парус стремится к смерти, в надежде обрести счастье и видит это счастье в абсолютном покое, забвении. В этом и объяснение одиночества паруса, подобная цель не может объединять. И вот, белый парус, бегущий по лазурным волнам под золотыми лучами солнца, оказывается одиноким латентным самоубийцей, призывающим бурю, ищущим ее, чтобы обрести вечный покой.
     Как все мои рассуждения о «парусе» сообразуются с характером и судьбой самого М.Ю. Лермонтова можно, наверное, судить по-разному. Я нахожу определенные параллели и стыковки. Это, безусловно, никак не умаляет гениальности Лермонтова-поэта, тем более не оправдывает его убийцу, как не оправдывает Иуду то, что Христос должен был испить свою чашу.
Засим прощаюсь.