По тонкому льду

Иван Евдокимович
Однажды, не помню в каком году,- приблизительно в 61-м. В начале зимы были сильные морозы без снега и ветра. Озеро Чебаркуль покрылось зеркальным льдом. Рыбаки вышли на лёд, хотя толщина его была всего 2-3 см.. Мы детской ватагой пошли по льду к рыбакам. Сначала было очень боязно. Лёд трещал под ногами, растрескивался, но не проламывался, выгибался волной перед идущим. Мы пробивали во льду дырки углами каблуков обуви и прыгали рядом, а из дырок взлетали фонтанчики воды.
 Там, где были пузыри газа подо льдом, мы, придя на другой день, пробивали отверстия и поджигали газ, он горел с шумом и, хлюпнув, погасал.  Ещё мы накрывали такие отверстия консервной банкой с пробитым дном и подносили огонь к дырке в дне банки. Банка взлетала в воздух от взрыва газа под ней.   
 И так, мы, рассеявшись по льду, скользя ногами по его поверхности, опасаясь проломить его топнув, дошли до рыбаков, которые расположились вокруг острова Голец. Меня удивило то, что остров был будто бы насыпан из не очень крупных валунов. Растительности на нём не было, а от мыса Коса под водой к нему тянулась каменная гряда. Отстоявшаяся вода была прозрачна и через тонкий лёд гряда хорошо просматривалась там, где было не очень глубоко.
 Через лунки мы наблюдали за поведением рыб. Когда опускалась мормышка, к ней подплывали мелкие окуньки и чебаки, но, не тронув её, отплывали в сторонку. К ней подплывали рыбки покрупнее и осматривали, расположившись вокруг веером. Некоторые пробовали, но очень осторожно и не зацеплялись за крючок. И вот, когда из отдаления подплывал крупный окунь раскрыв пасть с намерением проглотить наживку, подлетал окунёк поменьше и выхватывал мормышку из-под носа и попадался на крючок.