Платон мне друг, но истина дороже

Феофан Горбунов
«Платон мне друг, но истина дороже»

Посвящено отцу формальной логики – Аристотелю.

Первая часть.

Средневековые монахи,
Зачитывались тем, что он,
Писал. Читали курсы лекций,
О нём в великих странах там.

Учителем был двух царей он,
Там в Македонии тогда,
Касандра, Македонского, и -
С Египта Птолемея, взял.

(К себе в ученики)

Его идеями дышала,
Эпоха целая. Его,
Тогда все гением считали,
Но – он лишь человеком был.

(Задумавшимся, о том, что же такое наш мир)

Свидетельствам древним согласно,
Позднеантичных авторов,
Коротконог был Аристотель,
И заикался в спорах он.

Картавил. Говорлив без меры.
А за остроту языка ж,
Страсть к украшениям, нарядом,
Его – недолюбливали.

(Так же описывался философ в русском «Сказании
Об эллинском философе, премудром Аристотеле» -
«Образ же имел для возраста своего, средний. Глава
Его не велика, голос его тонок, очи малы, ноги тонки.
А ходил в разноцветном и хорошем одеянии. А перстней
И цепей золотых охоч был носити…)

Философ этот умывался,
Там «тёплым маслом» и жалел,
Времени даже и на сон там,
Работал, шар в руке держав.

(Бронзовый шар)

Когда ж засыпал Аристотель,
Шар падал в блюдо там тогда,
Но из металла – с того шума,
Он просыпался сразу ж там.

384 год до нашей эры.

В фракийском городе Стагира,
Родился Аристотель тот.
На полуострове был город,
В восточной части там его.

(Полуострова – Халкидика).

Фестиды, матери – не знал он,
Та умерла. Его ж отец,
Никомах – личным врачом станет,
Царя, Аминты -Третьего.

Отец очень баловал сына,
Как мог. Но тоже рано он,
Умер. И юноша два года,
В доме опекуна там жил.

(Проксена - который не жалел для него денег на учителей)

В 17 лет же Аристотель,
Чувствующий признание,
К наукам там, отбыл в Афины,
Изучать философию.

(Там находилась Академия самого известного
 На тот момент Философа – Платона, 367 год до н. эры).

Впрочем же, самого Платона,
В Афинах не было тогда,
И он сначала там учился,
У Исократа ритора.

Риторика – это искусство,
Чтоб убеждать людей. И он,
Юношей, очень той увлёкся,
Вызвала интерес большой.

Среди его трудов недаром,
Окажутся уже потом,
«Риторика», «Топика» так же,
«Первая аналитика».

(Так же – «Об истолковании. В них Аристотель
Положил начало не только ораторскому искусству,
Но и филологии, первым рассмотрев части речи, слоги и звуки)

Но именно Платон научит,
Там Аристотеля потом,
Его азам всем постиженья,
Основам мироздания.

Но отношения меж ними,
Учеником – учителем,
Ровными не всегда там были,
Противоречия - меж них.

Быстро молодой Аристотель,
Там от Платона отойдёт.
В самостоятельный пустился,
Путь изысканий. Спорил с тем.

(То и дело вступая в жаркие споры с учителем)

Вторая часть.

Не было там аудиторий,
Ни классов, и Платон учил,
Учеников, ходя по садам,
Той Академии тогда.

Однажды им навстречу вышел.
Там Аристотель. И с таким,
Обрушился напором с злобой,
На Платона набросился.

С вопросами. Платон в то время,
Там будучи уж пожилым,
Обиделся же, стушевавшись,
И сразу же в свой сад ушёл.

(Тем, кто хотел его послушать, приходилось
Идти к учителю в сад)

В дело философ там вмешался,
Ксенократ Халкидонский. Он,
Учеников собрал Платона,
Велел Платона защищать.

(Убедил их более активно отстаивать позицию
Учителя. В конце концов, любимые аллеи для
Прогулок были возвращены Платону)

А в чём же разошлись они,
Этих великих два учёных?
Из - за учения спор шёл,
То – «Об идеях» у Платона.

Платон считал – мир состоит,
Весь - из материальной части,
Кроме неё ещё ж есть мир -
Идей, который – бестелесный.

(Аристотель же считал, что идеи составляют
сущность материальных вещей и никакого
отдельного мира для них нет).

Третья часть.

В пылу ж полемики там их,
То, об идеях, Аристотель,
Ту фразу там и произнёс,
Став знаменитой в этом свете:

«ПЛАТОН МНЕ ДРУГ, НО ИСТИНА ДОРОЖЕ»

Но тем не менее тогда,
Пробыл в Афинах Аристотель,
Всё ж 20 лет. До смерти там,
Великого тогда ж Платона.

После чего с друзьями он,
Малую Азию отбудет,
В город Ассос.  Где сам тиран,
Гермий, его лекции слушал.

Причина, по которой же,
Покинет Аристотель город,
Афины -  то, политика,
Вмешается там в это дело.

(Он был послом города к македонскому царю Филиппу (2),
И его миссия окончилась провалом).

Три года пробыл при дворе,
Гермия, этот Аристотель.
Но вынужден покинуть был,
Малую Азию он тоже.

(После попытки тирана сбросить персидское иго)

Провалится восстанье то,
И Гермия тогда ж распяли…
Персидский царь то приказал,
То, был тогда Артаксеркс – Третий.

Не повторить чтоб ту судьбу,
Бежал философ, прихвативши,
Племянницу Гермия там,
То, Пифиаду. Женой – станет.

Подарит девочку ему,
Которую назвали так же.
Философ переселится,
На остров Лесбос с семьёй этой.

(Где посвятил себя изучению природы и
 наблюдениям за животными)

Всё ж дивидендов не дало.
Посольство то к царю Филиппу (2),
Тем афинянам. Стало лишь,
То Аристотелю полезным.

343 год до н. э.

Царь пригласил тогда его,
Учителем стать там для сына,
Будущего властителя,
Великого, то, Александра.

(Александра Македонского)

Посвятил восемь лет тому,
Оставил юношу лишь после,
Того, как тот займёт, там трон,
Отца. И властвовать там станет.

Мыслитель пользовался там,
У Александра уваженьем.
Подогревал умело в нём,
К наукам интерес глубокий.

И укрощал страстность души.
Благодаря учителю, тот,
Будущий полководец смог,
Поэзию полюбить очень.

(Даже во время походов Македонский не
Расставался с «Илиадой» Гомера)

Филипп был очень поражён,
Успехами своего сына,
Что ради Аристотеля,
Восстановил с руин Стагиру.

(Которую разрушили македоняне)

Однако Аристотель тот,
В поход на восток с Александром,
Не отбыл. А вернулся он,
В Афины. И осел на долго.

13 лет там проведёт,
Основав собственную школу,
Философов в Ликее, он,
«Лицей» - отсюда шло названье.

(Местности на северо – востоке Афин, окружавшей
 храм Аполлона Ликейского)

Именно эти годы все,
Для Аристотеля там станут,
Самыми плодотворными,
Во всей жизни его научной.

(Разрабатывая КОСМОЛОГИЮ, он пришёл к выводу:
«Что причиной возникновения МИРА, мог стать только БОГ.
Который и есть ПРИЧИНА РАЗВИТИЯ И ПРОГРЕССА»)

Благодаря идее той,
Себе он обеспечил славу,
У христиан – учёных, и,
Средневековья - богословов.

«Теорию познания» -
Особенно он проработал.
Так же и «Логику» ещё ж,
Что изучают и сегодня.

(«Теория познания» – по которой человек мог познавать
Окружающий мир ОПЫТНЫМ ПУТЁМ, основываясь
на СОБСТВЕННЫХ ОЩУЩЕНИЯХ, ЗАПОМИНАНИИ
И ПРИВЫЧКАХ).

(«Логика» - включает в себя теорию МЫШЛЕНИЯ,
ФОРМЫ мышления, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ,
СУЖДЕНИЙ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ)

(Задача ПОЗНАНИЯ МИРА состояла в ВОСХОЖДЕНИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА ОТ ПРОСТЫХ ВЕЩЕЙ
К ВЕРШИНАМ АБСТРАКЦИИ, которое должно было
Основываться на ЛОГИЧЕСКИХ И ОПЫТНЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ)

Четвёртая часть.

Увы, последние же дни,
Философа, омрачены там,
Были – тогда, бегством его,
С Афин – со смертью Александра.

А недовольные тогда,
Его симпатией к народу,
Македонян – греки его,
Обвинять стали в атеизме.

(Обвиняли Аристотеля)

И в отхождении его,
От почитаний божеств разных,
И духов их. Пришлось бежать,
Там Аристотелю С Афин тех.

(Чтобы не разделить участь Сократа, осуждённого на смерть)

Личная жизнь – закончилась.
Жена первая там скончалась.
Вторая же – рабыня там,
Герпеллида – сына подарит.

Который рано там погиб.
Потом и умерла дочь тоже,
От первого брака ж его,
То – Пифиада. Жены – имя.

И стал, как в юности своей,
Тот Аристотель – одиноким.
Прибежищем последним, он,
Избрал город Халкис в то время.

(На острове Эвбей)

Дни были ж его – сочтены…
Через два месяца он умер,
Желудок у него болел,
Преследовал всю жизнь недуг тот.

Все сочинения его,
В ящики свалены там были,
И сброшены были в подвал,
Где очень сильно пострадали.

До нас дошла лишь только треть,
Его наследия…  Причём, там,
Лишь в переводах были те,
Только на языки востока.

«В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ ПРОРОКОВ НЕТ» Именно
На Востоке Аристотеля любили, читали, и издавали
 его труды. В христианской Европе труды великого
мыслителя издали лишь в 15 веке)