ч. 3 Как написать сценарий, повесть?

Зера Черкесова Новеллы
 
Итак, что первое в искусстве написания книги, сценария, либретто и т.д.?
Замысел!
Ведь мы это хорошо знаем, но именно на этапе формулировки замысла ошибаются 95% сценаристов, по утверждению автора цитируемой книги, которую не стану называть и тем более цитировать, а то неровен час удалят мои заметки-конспекты-размышения по прочтении - "по требованию правообладателя".

Если вы не знаете, в чем замысел-зерно, не можете точно сформулировать его, то никакие ухищрения потом не спасут ваш сценарий и, соответственно, фильм, по нему снятый(если до этого вообще дойдет). Автор прав в своей метафоре:если нет крепкого фундамента, то строительные работы на втором этаже и к примеру, красивая лепнина на стенах, не прибавят зданию устойчивости.

Добавлю от себя:мой любимый пример с жёлудем, из которого развивается мощный дуб. Из семечка содержащего код ДНК, то есть всю информацию об организме, развиваются все живые организмы на Земле. И в каждой клетке содержится код ДНК, почему можно укоренить листик в воде и получить растение в горшке, как обычно разводят комнатные растения черенкованием.

Итак, замысел. Автор приводит примеры, большинство из которых мне не о чем не говорят, потому что я не смотрела этих американских фильмов, а посему по ходу примеряю на нашем материале.  Походу лишь в качестве памятки: автор упоминает Майкла Крайтона, как, на его взгляд, одного из лучших американских писателей, широко экранизированного, потому что его романы удачны для именно сценариев и экранизаций, да и, вероятнее всего, уже заранее и пишутся в таком расчете. При этом автор делает сомнительный комплимент популярному писателю, сообщая, что произведения М.Крайтона не обладает психологизмом Чехова и мастерством сюжета Диккенса, но киноэкранизации по его книгам имеют огромный успех. За Чехова спасибо, но, думаю, автор предвзят. Вот еще одно мнение по произведениям М.Крайтона, словно перекличкой встретившееся в эти же дни.

Как раз вчера слушала общественного деятеля и блогера Пламена Паскова, этого популярного оратора наших дней(не всё же Иоанна Златоуста, или Жана Жореса увенчивать лаврами, каждому времени своих златоустов). И Пасков вспомнил и назвал очередной ролик цитатой из Майкла Крайтона, которого он также считает великолепным писателем современности, но при сем настоятельно отговаривает... смотреть фильмы по его романам. "Даже и не приближайтесь к фильмам, потому что нужно читать книги Майкла Крайтона! Иначе вы потеряете больше половины. А цитата из М.Крайтона:"жизнь всегда найдет путь, ибо даже слабый росток пробивает сквозь асфальт". И по образному разъяснению П.Паскова:росток - это символ всепобеждающей Жизни, а асфальт - символ смерти того, что было изначально под асфальтом, травы, но и из под асфальта пробивается слабый росток и жизнь возрождается в своих правах! И в этом мудрость её. "Жизнь всегда найдет путь!". Это красивая идея произведения.

Нужно на досуге посмотреть книги Майкла Крайтона, дважды встретилось за пару дней. И всё в превосходных степенях и независимо друг от друга и даже взаимо- противоречиво:смотрите фильмы по его сценариям! И не приближайтесь к фильмам, они профанация, а читайте лит.основу, произведения этого писателя.

 Однако мы говорили о замысле.
Как же создать хороший замысел?
По утверждению автора книги о сценарии, замысел необходимо формулировать одной чеканной фразой-зерном, из которого вырастет росток и расрастется мощным древом, и это путь к органичности и цельности произведения.
 
Пример автора. Голливудский блокбастер, х/ф "Парк юрского периода" по роману Крайтона это замысел:"что будет, если свести двух ярких представителей эволюции в битве:динозавра и человека?".

Да, я знаю, Голливуд увлекается такими далекими от реальности надуманными сюжетами. Могу продолжить:Кинг-Конг, и т.д. Мне скучны подобные сюжеты, но они широко рекламируются и имеют коммерческий успех.

Примеры эти приводятся для того, чтобы понять:точно формулируйте замысел, причем одной фразой! Голливудские деятели(продюсеры, режиссеры)- народ занятой и слушать то, что вы длинно размазываете или читать - не станут, и правильно сделают. Учиться лаконизму и убедительности. Это я уж от себя.
Одной фразой! Требует автор. Формулировать замысел.

Мы это делали? Нет. Вот поэтому ничего не двигалось, увязало в болоте частностей, потому что изначально тебе, как автору, неясен был замысел, и  ты не мог бы сказать его одной фразой. Только туманные общие словеса, о чем ты пишешь.

Помните? - это я уж из нашего кино-материала приведу пример:в х/ф "Доживем до понедельника", что недавно снова с удовольствием пересмотрела и написала киноведческий отзыв-статью, см ссылку внизу.

Так вот, момент, когда 9"А" пишет сочинение на сдвоенном уроке("У меня под это дело урок забрали", сообщает учитель истории). На доске три темы:про Базарова из "Отцов и детей". Про Катерину из "Грозы". И на свободную тему: "Моё представление о счастье".

Класс пишет, но один ученик постоянно вертится, взгляд блуждает, начинает и вычёркивает...Уже и первый урок из двух забранных под сочинение подходит к концу, а он еще ничего не написал(напишет потом, стихами, прославится скандально, но сейчас ещё не написал ничего!).

Учительница, и она же классный руководитель, Светлана Михайловна всё это замечает, зорко наблюдая за своими учениками, и менторским тоном, но справедливо замечает ему:

  "А знаешь, почему не пишется? Потому что тума-ан в голове. Кто ясно мыслит, тот хорошо говорит и пишет".

Вот. Совет от нашей кино-учительницы литературы! И мы не лыком шиты. Не только Голливуд.

По сути, автор об том же. Нет ясности замысла — не будет и хорошего сценария(то же сочинение, даже школьное, реферат, рассказ, роман, что угодно).
Это потом мальчик понял свой замысел и сформулировал:

 "Счастье - это когда тебя понимают".

Поупражняться практически можно так:припоминать просмотренные фильмы, спектакли, читанные книги —  и формулировать одной фразой их замысел, что лежит в основе каждого проанализированного таким образом произведения. Замечу здесь для ясности сути процесса:это совсем не означает, что вы поймете замысел также, как автор. Напротив, это будет наша трактовка - читательская, зрительская, слушательская, исполнительская. Но мы поймем для себя:как возможно развилось произведение из этого выведенного нами возможного замысла-зёрнышка — хотя не исключено, что автор даже и не думал именно таким образом и для него это был бы сюрприз. Обычно умные колючие критики, которых не любят авторы, и артисты-интерепретаторы именно удивляют авторов своим неожиданным прочтением их поизведений. Так что бояться не нужно, что вы не то и не так поймете в том "что хотел сказать автор".

В книге этого совета нет, это я от себя ...А автор предлагает писать списки своих замыслов, вести их как дневник. Что тоже не лишено пользы и смысла.

Например, о чем замысел х/ф "Доживем до понедельника"?
Не так-то просто и ответить...

А если мы сами собрались писать и не знаем собственного замысла, то тем более о чем дальше вещать миру?!

Продолжение следует
21/02/2021 - 21ч50м-22ч.25м(35 м)
 
 
 
http://stihi.ru/2021/09/23/5963
Бог пишет сочинения тоже по плану

http://stihi.ru/2021/09/20/501
Ссылки на мои эссе очерки о фильмах, спектаклях

-------------------
Как написать хороший сценарий, повесть, роман, новеллу, либретто, сценарий ёлки и праздника:

http://stihi.ru/2021/01/27/50
Эссе о поэтическом вдохновении. Благодать

http://stihi.ru/2021/02/21/9185
ч. 1 Как написать сценарий?

http://stihi.ru/2021/02/21/9180
ч. 2 Искусство сценария, повести

http://stihi.ru/2021/02/21/10024
ч. 3 Как написать сценарий, повесть?

http://stihi.ru/2021/04/01/6415
Ч. 4 Как написать, повесть, сценарий?

 
 21.02.2021 23:06

https://zera-cherkesov.livejournal.com/83531.html
https://zera-cherkesov.livejournal.com/182516.html