Господа офицеры и памятник Дзержинскому

Самарский Михаил
               

      Споры о восстановлении памятника Дзержинскому на Лубянке не утихают с самого первого дня, сразу после того, как его изваяние сняли и перевезли на пустырь неподалеку от нового здания Третьяковской галереи. В октябре 1991 года по решению Президиума Моссовета памятник Дзержинскому в числе прочих памятников, снятых с пьедесталов, был помещен в парк искусств «Музеон».
   
      Казалось, бы что ещё нужно апологетам марксизма-ленинизма? Радуйтесь, новая власть не стала рушить памятник. Ан нет, настаивают: ставь агиоглита на место, хотим возврата «Железного Феликса» на Лубянку. Но! Как обычно, фанаты Дзержинского (прошу прощения за употребление неологизма) не особо вдаются в подробности нашего недалёкого исторического прошлого – их требования противоречивы по самой сути. Всё это происходит от недостатка знаний и фактически слабоватого образования. Дело в том, что памятник Феликсу Эдмундовичу никогда не стоял на Лубянке. Лубянская площадь абсолютно бессовестно, как и многие исторические объекты,  была переименована советскими властями в честь Дзержинского после его похорон в 1926 году. А памятник на переименованной площади был установлен только 20 декабря 1958 года. На какой Лубянке собрались восстанавливать памятник нео-большевики?

      Мало вам памяти? В СССР имя Дзержинского было присвоено городам и сёлам, заводам, фабрикам, кораблям и другим объектам. На улицах городов появились памятники, бюсты «Железного Феликса». Его имя присваивалось улицам и площадям, школам и институтам. Даже в 2013 году его имя в России носили 1342 площади, улицы, проспекта и переулка. Сколько можно? И вот тут главный вопрос! Кому? В конце концов, давайте мыслить рационально и логично. По сути, власть в России захватили неучи. Сталин не доучился в семинарии, но стал «эффективным менеджером». Великая просветительница  Надежда Крупская изымала из библиотек сказки для детей и запрещала даже Чуковского.  И таких «спецов» в советской России было полным полно. «Новый мир» для нас (тогда для будущих поколений) строили не учёные, не интеллектуалы, не профессионалы, а малообразованные, дорвавшиеся до власти пламенные революционеры.

      Вспомним биографию Дзержинского! В семь лет Феликс стал учеником Императорской гимназии, но высокий статус учебного заведения не произвел на мальчика никакого впечатления. Он не говорил по-русски (кстати, как и мальчик Джугашвили), поэтому был оставлен на второй год в первом классе. Дзержинский не окончил гимназию. После 8-го класса ему вручили свидетельство, где единственной хорошей отметкой была четверка по Закону Божьему. Он с детства мечтал стать служителем церкви и все остальные науки его не интересовали. Но в 19 лет юноша увлёкся идеями революции. И понеслось: до 1917-го Дзержинского арестовывали одиннадцать раз, и каждый раз отправляли в ссылку или на каторгу. Наверное, там надзиратели читали ему лекции по экономике, философии, юриспруденции, русскому языку и литературе.
      
      Что же произошло после февральской революции? Дзержинского амнистировали и, вот тут у Феликса попёрла карьера. Он становится членом Московского комитета большевиков. Во время октябрьского переворота даже захватывал главпочтамп.  В декабре 1917 года  с одобрения СНК была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, Дзержинский был назначен её председателем. Каторжанин со стажем, конечно, знал, как бороться с этими социальными недугами.  Будучи главой карательного учреждения, Дзержинский являлся ключевой фигурой при проведении большевиками Красного террора. С марта 1919 Феликс становится наркомом внутренних дел. С февраля 1920 года - председателем Главного комитета по всеобщей трудовой повинности. С 14 апреля 1921 по 6 июля 1923 — Народный комиссар путей сообщения РСФСР. С 6 июля 1923 по 2 февраля 1924 — Народный комиссар путей сообщения СССР.

      Ну, прямо и  швец, и жнец, и в дуду игрец! Многие ставят в заслугу Дзержинскому заботу о детях. Нужно заметить, что на тот момент по официальным данным в России около 7 000 000 детей являлись беспризорными. Феликс Эдмундович ещё был и председателем комиссии по улучшению жизни детей (то есть по борьбе с детской беспризорностью). Тут всегда возникает закономерный вопрос: а кто же сделал этих детей беспризорниками? Кто уничтожил родителей этих несчастных ребятишек?

      В 1924 году революционер-семиделуха возглавляет Высший совет народного хозяйства. Заметьте, человек без образования занимает высшие государственные должности и руководит очень ответственными учреждениями. Ну, что моги эти амбициозные недотёпы-каторжане построить? Какой к чёрту «Новый мир»? Они по старинке и занимались уголовной деятельностью: грабили народ, уничтожали крестьянство, занимались, как сегодня сказали бы наши современники, недобросовестной рекламой,  в смысле, агитацией и шиковали на награбленное. Погуглите, поищите в сети, и вы найдёте меню для Феликса Эдмундовича. В то время, когда народ пух от голода, «Железный Феликс» питался деликатесами – врачи рекомендовали, ничего не поделаешь. 

      Не могу не вспомнить о том, как  после октября Дзержинский дружил с Троцким. Да-да, по утверждению Сталина Феликс был активным троцкистом. Сегодня смешно читать сладкие высказывания Иосифа Виссарионовича. Мы же прекрасно понимаем, чем это закончилось бы? А говорил товарищ Сталин следующее: «Дзержинский голосовал за Троцкого, не просто голосовал, а открыто Троцкого поддерживал при Ленине против Ленина. Вы это знаете? Он не был человеком, который мог бы оставаться пассивным в чём-либо. Это был очень активный троцкист, и всё ГПУ он хотел поднять на защиту Троцкого. Это ему не удалось… Самое лучшее — судить о людях по их делам, по их работе. Были люди, которые колебались, потом отошли, отошли открыто, честно и в одних рядах с нами очень хорошо дерутся с троцкистами».

      Мне кажется, Феликсу Эдмундовичу несказанно «повезло», что он успел умереть в 1926 году. Мы помним биографии советских наркомов внутренних дел. Доживи «Железный Феликс» до 30-х годов, лежать бы ему рядом с Ягодой, Ежовым, Берией и пр.

      В завершении своей заметки хочу спросить: так кому же мы хотим восстановить памятник?  Сегодня сторонники возвращения памятника, рассказывая нам о заслугах Дзержинского,  с пеной у рта вещают: он свято верил в марксистскую идею и буквально отдал ей всего себя, служив идее до смертного одра. И что? В истории человечества было много тех, кто верил в разные идеи и за них погибал. Однако не всем мы стремимся ставить памятники.

      Удивляет руководство «Офицеров России», направившее в прошлом декабре обращение генпрокурору Игорю Краснову с просьбой дать оценку переноса в 1991 году памятника Дзержинскому и принять меры для возвращения этого монумента выдающегося скульптора Евгения Вучетича. Скульптор выдающийся – спору нет. Но речь идёт о личности, изображённого в его скульптуре. Как могут офицеры ратовать за своего палача? Вы хоть представляете, сколько офицеров, патриотов Отечества были загублены этим деятелем. Приведу лишь один эпизод из жизни Дзержинского. В 1904 году молодой Феликс пытался активировать взрывчатку на офицерском собрании в городе Ново-Александрии, намереваясь массовым убийством русских офицеров спровоцировать смуту. Не вышло. Его напарник в последний момент струсил, и бомба не взорвалась.

      Полистайте исторические книги, господа офицеры. Задумайтесь, кому вы хотите восстановить памятник.