День родного языка. Весёлая грамматика

Дружана
Предлагаем вашему вниманию стихотворения авторов ДРУЖАНЫ, их произведения сделают изучение родного языка увлекательным, помогут активизировать знания ребят, развить чувство языка и умение внимательно всматриваться в языковые явления. Учителям-словесникам, родителям советуем использовать их при работе с детьми. Учиться надо весело и с интересом.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА

РАСУЛОВА ИРИНА

Н- и -НН- в ИМЕНАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

 Кувшинчик стариННый
 Расписанный глинЯНый,
 С сушЁНой малиной,
 На ткаНой салфетке,
 Где вышиты метки,
 Красуется в шкафчике,
 Соседствуя с ларчиком,
 Невиданным, страННым,
 С серебрЯНым кантом.

 На полке стоят деревЯННой
 За дверцею тонкой стеклЯННой,
 Что с ручкой витой оловЯННой.

       *****
 ОЛОВЯННЫХ пять солдат
 Дружно выстроились в ряд
 На подставке ДЕРЕВЯННОЙ
 С танцовщицею СТЕКЛЯННОЙ.
 *** ***

 ВесеННий ветерок
 Загасил костерок.
 ЧугуННый котелок
 Воришка уволок.

 За песчАНой кочкой
 Прятался ночью.
 ТумаННым утром
 Утащил утварь.
 ***

 Песня лебедИНая
 На весеННей льдине,
 На солнце тающей,
 Замереть заставила.
 
 Пели о любви
 Лебеди вдали.

 ***
 ВетрЯНая мельница
 Крыльями машет,
 Зерно в ней мелется
 Для хлеба, для каши.

 ***
 След утИНый
 В куче муравьИНой.
 Утка глупая,
 Совсем юная,
 К водЯНой кромке шагала,
 В муравейник попала.

___________________________________________________________

 Правописание НН и Н в прилагательных:
 
 ПИШИ -НН-
 1. В основе Н + суффикс Н
 чугуН+Н+ый
 2.С суффиксами -ОНН- , -ЕНН-
 авиациОННый , тыквЕННый
 Но! ветрЕНый день

 ПИШИ -Н-
 1. с суффиксами -АН- , -ЯН- , -ИН-
 песчАНый , лебедИНый
 2.отглагольные прилагательные
 тканый - НО!соткаННый
 рваНый - НО! порваННый

 ИСКЛЮЧЕНИЯ: оловЯННый , деревЯННый , стеклЯННый

***
ЗАПОМИНАЛКА для двойной «Ж»

Если хочешь научиться,
Где двойную «Ж» писать,
То запомни: «вожжи», «дрОжжи»,
«Можжевельник» и «жужжать»,
А еще словечко «жжёный».
Вот теперь ты, брат, – учёный!
(И. Асеева)

***
ИРИНА РАСУЛОВА

Ё и О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ и Ц

   ПЧЁЛКА

 Села пчЁлка на чЁлку.
 Крылышки чешет.
 Щёлк по щЁчке
 Иголкой колкой.
 Жало не жалко?
 В пыльце рыльце.
 Лапки сладки.
 Животик, как желточек.
 Аромат ромашки,
 Нектар с белой кашки.
 Жужжит над медком,
 Поела тайком.
 Чаю
 Не желает.

 В колокольчик забралась,
 Соку вдоволь напилась.
 Носик точёный,
 Бочок, как бочонок.
 Пора в улей!
 Полетела пулей.

 На пасеку поеду,
 Ее медку отведаю.
 **********

 Забралась в крыжОвник,
 А там шОрох.
 Напугал медвежонок.
 Бегу по шоссе,
 Устала уже.
 В клочьях капюшОн,
 Выбросила вон.
 Треснул шов.
 Уже близко кров.
 -Шофер! Подвези!
 -Кончился бензин.
 Добралась домой еле,
 Теперь лежу в постели.
 ************
 
 После шипящих согласных в корне слов пишем "Ё" -пчЁлка
 Но есть слова, составляющие исключения.Они во втором стишке, но еще не все.
***

Слова с -ДИР-, -МИР-, -ПИР-, -СТИЛ-
 
         ФОРУМ

 Собрали форум правила,
 Девиз их: Пишем правильно!
 
 Устали дети разбирать,
 Где "И" ,где "Е" когда писать.
 Не разберутся в слове -
 И двоечек наловят.

 Постель ли надо расстилать,
 Носочки ль вечером стирать,
 У них одни лишь думы:
 - Как правила все трудны.

 Так, может, всё нам упростить,
 И буквой «Е» всё заменить?

 Тут буква "А" сказала речь:
- Хочу вас всех предостеречь.
 Я "И" не дам в обиду,
 Мы дружим не для виду.

 За -ДИР-,-ТИР-,-МИР-,-СТИЛ-,
- ПИР- и -БИР- стою всегда на страже.
 С "Е" в ссоре мы, а с буквой "И"
 Стоять нам рядом важно.

 Не стал им форум возражать,
 Друзей решили поддержать.

 ***** *****
 РазБИРАю -уБЕРу
 ЗаСТИЛАю-поСТЕЛю
 ЗаПИРАем-заПЕРли

***

КОРНИ -РАСТ- -РАЩ- -РОС-

 ВыРАСТить тыкву в четыре обхвата
 Как-то весною решили юннаты.
 
 Плод им выРАЩивать так надоело,
 Летом РАСТение совка доела.
 ***

 РОСло рядом с тыквой
 Семейство бобовых,
 РАСТёт и поныне,
 Соседей ждёт новых.

 ***
 ЗаРОСли буйны смородины красной,
 Солнышком каждый РОСТОЧЕК обласкан.
 ***
 Я скромный вывела цветок,
 В земле проклюнулся росток,
 Потом немножечко подрос,
 И получился кустик роз.

 ***
 (исключения)

 В Ростове Ростислав ростовщик
 Много денег притащил.
 Он корабль снарядил
 За ростками плыть в Росток.
 Лучше б ехал на Восток.
_______________________________
 
 Если ударение не помогло определить написание "О" или "А",
 то 1.Перед -СТ- или -Щ- - пиши "А"
 2.В остальных случаях "О"
 3 Исключения:росток, ростовщик,Ростов, Ростислав, но: отрасль
___________________________________________________
 совка - с.-х. вредитель
 юннаты - юные натуралисты

***
ЗАПОМИНАЛКА для дефисов в местоимениях
КОЕ, ЛИБО, ТО, НИБУДЬ –
Про дефис не позабудь!
(Кое-что, что-либо, когда-то, когда-нибудь…)
Запоминалка для «НАдеть» и «Одеть»
Одеваем (кого?) Надежду,
НАдеваем (что?) одежду.
***
«ОДЕТЬ И НАДЕТЬ» Стихотворение

http://stihi.ru/2019/03/25/4668

Запоминалка для «носков» и «чулок»
Носки короткие – слово длинное: «носков»,
Чулки длинные – слово короткое: «чулок».
(С. Белорусец)
*** *** ***

ВАЛЕНТИНА ЧЕРНЯЕВА

ГРАММАТИКА- 1

Грамотно пиши слова:
Ч, Ш, Щ — с буквой А.
Например: площАдка, чАшА,
ЩАвель, рощА, чАщА, кашА.

И не с Ы слова пишИ,
Ч, Ш, Щ — с буквой И!
ЧИж, щИпцы и шИрина,
ЧИнка, шИна, тишИна.

И представь (я не шУчУ!),
Ч, Ш, Щ — с буквой У!
КоршУн, щУка, шуба, чУдо,
ЧУшь, шУруп, чулан, причУда.

С «Ч-Ш-Щ» прошли уже,
Точно так и с буквой Ж:
А, У, И за Ж пиши,
Но не буквы Я, Ю, Ы.

Например, пожИтки, жИдкость,
ЖАба, жИзнь, жУрнал и жИрность.
У жУка жИвот — в ажУре,
Журавель жИл в абажУре.

Но! Но! Но!
 
Как стихотворение,
Помни исключение:

И «ЖЮри», «парашЮт»
Правил тех не признают!
 Не поддалась и дрессуре
Буква Ю — стоит в «брошЮре»!

ГРАММАТИКА-2

После Ц в словах пиши
Ты не Ы, а букву И,
Например: цИклон, вакцИна,
ЦИркуль, цИфра, медицИна.

И запомни назубок
До конца весь мой урок,
Как стихотворение —
Из правил ИСКЛЮЧЕНИЕ:

«В доме все легли уж спать,
Учит сына Ряба-мать:
— ЦЫц, цЫплёнок! ЦЫпочка!
Здесь цЫган на цЫпочках!»

ГРАММАТИКА-3

Разными словами
Наш язык богат.
Есть слова такие,
Что в конце «шипят».

Это — реЧЬ и полноЧЬ,
ХвоЩ, манеЖ, скрипаЧ,
ГореЧЬ, гроШ, ВоронеЖ,
БреШЬ, чертёЖ и граЧ.

Надо ль ставить мягкий знак?
Правило запомни так:
Слово «роскоШЬ» — женский род,
Мягкий знак в конец пойдёт.

Правило не забывай,
«Женские» слова смягчай!
Если слово — род мужской,
Значит мягкий знак — долой!

Проведём-ка тренировку
На смекалку и сноровку.
Если в слове — мягкий знак,
То вскинь руку, будто флаг.

Если знака в слове нет,
То рукой маши «привет».
Ты, читатель мой, готов?
Начинаю чтенье слов:

ЛандыШ(?), молодёЖ(?), малыШ(?),
МелоЧ(?), чиЖ(?), гараЖ(?), камыШ(?),
МуЖ(?), товариЩ(?), ноЧ(?), багаЖ(?),
РоЖ(?), мыш(?), ветоШ(?), тиШ(?), мираЖ(?)
БроШ(?), мяч(?), стороЖ(?), борЩ(?), вираЖ(?),
Лещ(?), меч(?), стриЖ(?), калаЧ(?), тираЖ(?).

*** *** ***
ОЛЬГА КЛИМЕНКО 6

пЕрепел, перепЕл - омографы

Воробей чирикал звонко,
Ворон каркнул как сумел.
Вдруг раздался голос громкий:
пЕрепел всех перепЕл!

Где росла трава густая
Перепёлки жили стаей.

***
По калачу и поколочу - омоформы

Был очень добрым хлебопёк-
Испёк малиновый пирог.
ПО КАЛАЧУ хотел всем дать...
Да, только где же всех искать?

Все разбежались, кто-куда.
Какая же стряслась беда?

- Он нам сказал "ПОКОЛОЧУ"?
- По голове иль по плечу?

***
Туш и тушь - омофоны

-Когда оркестр вдруг грянул ТУШ,
Из шкафа вниз упала ТУШЬ.

И чёрной лужей разлилась...
- А,что оркестр?
- Сыграл нам вальс!

***
Прозаик и про заек - омоформы

Писал рассказ ПРОЗАИК
Про кролика, ПРО ЗАЕК.
Писал, писал...да, позабыл:
"А, кто из них домашний был?"

***
Стать и стать - омоформы

Пони мечтал СТАТЬ
Большим скакуном,
Стремя с уздечкой
Всегда есть на нём.

СТАТЬ и походка
Его хороши...
"Останься таким же!"-
Кричат малыши:

"Милый наш пони,
Останься малышкой,
Чтобы без страха
Катались детишки!"
 
***
Немой - не мой...

Утренний город, сонный, НЕМОЙ,
Странный, холодный, серый, НЕ МОЙ...

Обувь НЕ МОЙ - торопясь убегай
В яркий, цветущий и праздничный край.

***
Дорогой...

Подарил мне ДОРОГОЙ
Перстень очень ДОРОГОЙ.

Раз пошла лесной ДОРОГОЙ -
Там грабитель с бородой...

***                ОЙ!!!
Бука у бука...

Голодная БУКА стояла у БУКА,
А панда хрустела зелёным бамбуком!

***
Тараканы и катраны - скороговорка

Два картавых таракана плыли на катамаране,
Окружили тараканов в океане два катрана.

Ловко кинули арканы
На катранов тараканы!

На арканах два катрана
Вдаль уносят тараканов.
***
Катран — это мелкий вид акулы, длина которого достигает чуть больше полутора метра, а вес – до 12 кг.

ОЛЬГА ШАРКО 2

Омоформы. Углы

А ты уверял, будто глыбы ПОКАТЫ,
И нас убеждал до момента, ПОКА ТЫ
Не съехал внезапно с верхушки У ГЛЫБЫ…
Ах, знай мы заранее -  спилили УГЛЫ БЫ!
***

Омоформы. На ферме

Серьёзно озабочен фермер СКОТТ!
Меню сменил его рогатый СКОТ:
Сожрал пальто и принялсЯ ЗА БОТЫ.
Разиня Скотт!  Вот не было ЗАБОТЫ!

ФРИДА ПОЛАК

ПАДЕЖИ
.
Именительный.
Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.
.
Родительный.
Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Нет у меня братишки
И корабля – ни одного,
И Винни-Пуха-мишки...
.
Дательный.
Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Хомяку? А может, Рите?
… Лучше я себе возьму.
.
Винительный.
Ой, в игрушках – кавардак!
Не пойму я сам никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Ленку? Кубики? Лото?
.
Творительный.
Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
С сестрёнкой? А писать... пером
Или цветным карандашом?
.
Предложный.
Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О Тане, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Чему нас учит школа…
.
И вот теперь все падежи
Я заучил на память.
Друзья попросят - "Подскажи!" -
Скажу - "Учите сами!"


СПАСИБО ВСЕМ АВТОРАМ ЗА СТИХОТВОРЕНИЯ!

Команда Страны Детства