Живой урок

Нинэль Красницкая
По аллее осеннего парка, засыпанного разноцветной листвой, идут, взявшись за руки
пожилая женщина и мальчик лет шести. Они что-то обсуждают, и видно, что им хорошо вместе. Вот они сворачивают с центральной аллеи на грунтовую дорожку и выбирают
скамейку, освещённую солнцем. Женщина явно довольна, что можно отдохнуть, а мальчик начинает с энтузиазмом что-то чертить прутиком на влажной почве дорожки, наскоро очистив её от листьев.

 - Вот, смотри, бабушка, это Я ( мальчик рисует человечка), а это мама и папа
   ниже по дорожке появляются ещё два примитивных человечка). Ведь у каждого
   человека должны быть папа и мама. Верно?

 - Да, конечно. К чему ты клонишь?

 - А дальше рисуем дедушек и бабушек.

 - Это твоя вторая строчка. А сколько их на этой строчке вместе?

 - Всего - четыре. Это мои любимые бабушка Наташа, бабушка Юля, дедушки Юра и
   Володя.

 - Будешь дальше рисовать?

 - Конечно, сейчас я тебя нарисую. Ты ведь мама бабушки Юли, а кто её папа не
   знаю. Вот и папу другой бабушки тоже ни разу не видел, только бабушку Лиду.
   Они живы?

 - Об этом поговорим потом. Не отвлекайся. Сколько же на твоей третьей строчке?

 - Уже восемь!

 - Давай поговорим о наших предках дальше. У меня ведь тоже были и мама, и папа,
   и даже пра-бабушки и пра-дедушки. Если их продолжать рисовать, то пожалуй,
   дорожки не хватит. Однако, видишь  - на каждой строчке число наших предков
   удваивается. Таким образом, можно узнать, сколько их было, например, в эпоху
   Царя Ивана Грозного, кстати, первого русского Царя. До него были Князья.
   А знаешь, когда он жил? - В шестнадцатом веке. Это 500 лет назад.

     Мальчик бросил своё занятие, присел на скамейку и приготовился слушать. Его
   интерес был неподдельным - он раньше считал, что цари - сказочные персонажи.

  - Видишь, каждая строчка - это новое поколение людей - повторяется, примерно,
   через 25 лет. Значит, поколение, которое жило 500 лет назад разместилось бы на
   двадцатой строчке.
   Нетрудно подсчитать, сколько тогда жило наших предков, предков нашей семьи, в
   то время. Ведь на каждой строчке вдвое больше, чем на предыдущей. Я только что
   подсчитала.

 - А ведь правда, бабушка, они на самом деле должны были жить, иначе и нас бы не
   было!
 
 - Это число немного больше миллиона. Представляешь, только наша семья, имеющая
   всего десяток ныне живущих кровных родственников, имеет миллион исторических
   родственников той эпохи!

 - Здорово! Круто!

 - А знаешь ли ты, сколько в шестнадцатом веке жило людей на Руси? - Всего
   шесть с половиной миллионов. Так что же, всего шесть таких семей, как наша,
   имеет "своих собственных" предков? - Нет, конечно. Ведь нас теперь 146
   миллионов живёт, а это миллионы семей.
   Какой отсюда следует вывод? - Все предки для людей, проживающих в нашей
   стране, ОБЩИЕ ! Мы все - БРАТЬЯ  И  СЁСТРЫ! История наша тоже ОБЩАЯ!

 - Мне захотелось узнать, бабушка, как люди жили тогда, и что было, когда нас ещё
   не было?
 
 - Следующий раз я тебе расскажу и почитаю на эту тему. Есть много интересных
   историй.
     А теперь, мой дорогой внук, ты знаешь, как мы должны относиться друг к
   другу, изучать свою историю, ценить подвиги предков, любить свою страну!