Поэт - достояние республики

Айша Курбанова
                Айша Курбанова,
                член Союза писателей России

                (Отзыв о творчестве Владика Батманова)

              Узнав от аварской поэтессы Тубхат Зургаловой, что секретарем Правления Союза писателей Республики Дагестан является молодой лезгинский поэт,  публицист и общественный деятель Владик Батманов, я заинтересовалась его творчеством, зашла на его страницу http://stihi.ru/avtor/vladik19&s=200 и не пожалела об этом, так как его стихи в переводе на русский язык искренни, ритмичны, лаконичны.
              У молодого поэта много произведений, написанных на родном лезгинском языке, среди которых встречаются блестящие переводы, где излюбленной темой является тема любви к матери.
              Когда человек пишет стихи со школьных лет, не обратить на него внимания невозможно. Поэтому неудивительно, что он после окончания учебы в МБОУ «Хорельская СОШ» поступил на филологический факультет Дагестанского Государственного Университета и в Социально- педагогический институт (заочно), стал стипендиатом Главы РД.
               Молодые люди, рано проявляющие себя на творческом поприще, – достояние республики, на них рассчитывают, из них пестуют личностей.
Да, не каждому начинающему поэту в 17 лет удаётся издать авторский сборник. А у Владика Батманова в 2012 году вышел сборник стихов «Соловей», вслед за этим в 2017 году в Дагестанском книжном издательстве вышла в свет его вторая книга «Ласточка», где опубликовано стихотворение «Соловей».
               Соловей  – один из самых распространенных образов в восточной лирике. Сулейман Стальский тоже создал стихотворение «Соловей», используя  рефрен:

 
На яблоне, в листве густой,
Поет бессменный соловей,
Как чист, как нежный голос твой,
О, вдохновенный соловей!
Поешь от мира,  отрешась,
Беспечен, счастлив ты сейчас.
Ах, дела нет тебе до нас,
Благословенный соловей!

           У Владика Батманова стихотворение о соловье получает иную интерпретацию. Поэт не просто восхищается певчей птицей, а предлагает дружбу «Сродним же сердца, соловей». Автор изображает стремление  литературного героя потчевать  птицу, как гостью, излить ей свою душу.
 
Всю жизнь на деревья обречь?
Иди ко мне, друг, – не перечь.
Вести с тобой сладкую речь –
Хочу у крыльца, соловей.
Куда ты летишь, на беду,
Оставив меня в сём саду?
Будь гостем и пой на ходу –
Сродним же сердца, соловей.
 
             В стихотворении «Ах, как жаль...» Владик Батманов, точно так, как и Сулейман Стальский, пользуется  рефреном.

Душа изнывает от раны, тоска изглодала.
«Стареешь ты, Мама, – шепчу, – жизнь тебя обуздала.
Хочу, чтобы Отчину, Родину не покидала!
Как жалостно, Мама, как жаль,  что стареешь при мне,
И черные пряди твои поддались белизне.
(…)

Нас в детстве баюкала в теплых объятиях лично,
И, спать уложив,  хлопотала по дому прилично.
Тобою гордиться я буду всегда и публично.
Как жалостно, Мама, как жаль, что стареешь при мне,
И черные пряди твои поддались белизне.

               Желание и возможность участвовать в литературных конкурсах – это немалый стимул для развития творческих способностей молодых пишущих. Кроме того, интерес к конкурсу придаёт им веру в свои силы, даёт надежду на успех.
Победа в конкурсе – это радость, обязывающая и влекущая творца писать ещё лучше.
             Думаю, не ошибусь, если скажу, что звание лауреата премии им. Ю. Хаппалаева и победа во Всероссийском литературном конкурсе «Родная речь» дали Владику Батманову немало душевных порывов для дальнейшего развития творчества. 
В стихотворении «В твоих глазах» лирик восклицает:

Любовь читаю я в твоих глазах,
И голос страстный слышу в снах моих.
Он адским пламенем сжигает душу мне
Ту душу, что принадлежит тебе.
Из плена чар своих не выпускай
Мне слаще этот ад, чем тихий рай.

             Не каждый пишущий предпочтёт «сладкий ад» «тихому раю». Но лирическому герою мало спокойного рая с его неведомыми таинствами, он желает познать неведомые рубежи с любимой, если даже многих пугает адский огонь.
 На сайте http://stihi.ru/avtor/vladik19, в своём резюме Владик Батманов пишет: «Любимым моим делом в свободное время является сидеть у моря и размышлять о жизни, там же писать стихи; смотреть на звездное небо и черпать у него вдохновение для своей души; провожать закаты, смотря на пылающий огненный шар алого цвета; слушать мелодию дождя летним вечером и пытаться прислушаться к поэзии природы, у которой, я уверен, нам есть, чему научиться; наблюдать за двигающейся в ночном небе луной, которая бежит по бесконечным просторам неба, и наверняка не знает, что ему нет конца.
            Всё это мне дает энергию, силу, а главное – вдохновение для моего творчества. И я верю, что с каждым разом мне удается наполнить теплом всё больше и больше сердец, влюбленных в лезгинскую литературу. Ведь в каждом сердце есть недоступные струны, которых можно заставить прозвучать лишь силой ПОЭЗИИ...»
            Упомянутая сила поэзии заставляет звучать душевные струны поэта, извлекая любовь к матери, к родному народу, краю, в котором вырос, к окружающему миру, который помогает ему распознать, где благо и где досада.
 
Есть много матерей на белом свете,
Таких, что в целом мире нет родней.
Для матери всего важнее – дети
И та не мать, коль бросила детей.
Все разные, но нежностью похожи,
Всех ласка и забота единит.
Для матери дитя – всего дороже,
И та не мать, что в сторону глядит.

                В стихотворении «Болеет сын»  Владик Батманов очень точно передаёт образ матери, её волнения и тревоги, когда её дитя болеет. На самом деле, любая мать готова все боли ребёнка, все удары судьбы принять на себя, лишь бы её ребёнок был здоров и счастлив.

Болеет сын… На маме нет лица,
Её душа в сомненьях и тревоге.
К постели мать подходит без конца,
Погладит лоб… И думает о Боге.
Собой заняться – руки не хотят,
Восходит солнце – мать не видит света.
Ей кажется, весь мир тоской объят –
Болеет сын….  Всего важнее это.

             Немецкий философ и социолог Арнольд Гелен писал: «Мама – самый родной, самый близкий и бесценный человек на свете. Она крепко любит, всегда приласкает и пожалеет, защитит и сохранит от всех бед. «Мама!» – мы произносим, когда больно или страшно. Мама необходима и в минуты счастья».
             Слова основателя философской антропологии подтверждаются в стихотворении В. Батманова «Наставления мамы», где молодой поэт знакомит читателей вековыми традициями народов Дагестана, почитающими святость материнства, знакомит с этическими нормами, соблюдаемыми в родных краях. 

Сын, береги спокойствие отца –
И совестливым будь, и предан Богу.
Всегда ведь у отцов болят сердца
За сыновей, отправленных в дорогу.

Скажу и дочке: чти законы гор,
Не обезумь, влюбленности в угоду.
Коль что случится – матери позор,
А значит – и всему большому роду.

              А в стихотворении «Зачем же, мать?» лирик пишет:
 
Зачем же, мать, зачем ты кормишь его?
Тебя предавший раньше – предаст и вновь.
Я не могу спокоен быть оттого,
Что я не вижу «Ях-намус» у сынов.
 
Зачем же, мать, ты выкормила того,
Кто пренебрёг потом твоим молоком?
Ты не спала ночами ради него,
А он – он скоро станет тебе врагом.
 
             Российский и советский писатель, журналист Константин Паустовский писал: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
Имея в виду родной язык, Владик Батманов пишет:

Лезгинский язык я с пеленок познал,
Его блески тлеют углями камина.
Весь мир его гордость и звонкость узнал,
Читая стихи Сулеймана, Эмина.

            Известный русский писатель и мыслитель Лев Толстой писал: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу». В произведениях Владика Батманова видна любовь к душе человека. В стихотворении «Я звоню» поэт пишет:
 
«Звоню тебе, а ты не отвечаешь.
Умоляю, ответь мне, я жду давно.
Молчишь неделю и меня терзаешь,
Поговори минуточку, скажи «алло». (…)

Нежно и кротко со мной поговори,
Как мне живется, с улыбкой расспроси.
Не губи заветную мою мечту,
И руками разведи мою беду.
 
              Такая же любовь к душе человека видна и в стихотворении «Любимая»:
 
«Мы гости в этом мире званные,
Но лишь тобою сердце ранено,
Я не предам, ты будь уверена.
К чему ж нам ссоры, моя любимая?

Желанием, звёзд с неба не достать,
Тебя не видя, мне покой не знать,
Когда рука в руке, нам благодать.
Замедли же свой шаг, любимая».
 
             Когда слышишь строки из песни в исполнении Петкуна Голубева Макарского: «В раба мужчину превращает красота
             И после смерти мне не обрести покой
             Я душу дьяволу продам за ночь с тобой»
и читаешь строки из стихотворения Владика Батманова «Дорожи своим мужеством», чувствуешь, как отличается склад ума, совокупность эмоциональных и культурных особенностей народов Дагестана от менталитета европейских народов.
              У каждого дагестанского народа есть своё понятие о традициях, которые передаются из поколения в поколение. Они оставляют свой отпечаток на воспитании подрастающего поколения. Поэтому предупреждения мудрых аксакалов в Дагестане не игнорируются. 
 
Красавицу увидев, не теряй,
Влюбленный, восхищенного рассудка.
Заговорит с тобою – отвечай
С достоинством, но вежливо и чутко.

Ни честь свою, ни мужество своё
Швырять к ногам красавицы не надо.
Слегка навеселе? – Храни чутьё,
Не покупайся ласковостью взгляда.
 
 
              Жители селения Хорель вправе гордиться Владиком Батмановым, депутатом Молодежного Парламента МР «Магарамкентский район» Республики Дагестан, руководителем секции лезгинских писателей СП РД, редактором лезгинских передач на радио «Страна Гор», Почетным сотрудником Международного Союза Литераторов «Гюлистан», членом общественно-культурного центра «Кюринские Зори» и членом Союза писателей России.