На погосте

Сергей Псарев
                Когда мы после Изборска приехали на погост Сенно, дневная жара сменилась вечерней прохладой. Храм был закрыт, и у ворот нас встретили лаем две собаки: маленькая и большая... Подойдя ближе, они начали приветливо вилять хвостами и ластиться. Понятно, что лиц у собак нет, а видно, что улыбаются. Злости у них сроду не воспитывали. Для порядка на погосте им достаточно было голос подать. За свою незлобивость, видно, и страдали часто. Обе собаки носили на теле какие-то старые увечья. На кладбище они появились на свет, здесь потом и умрут.               
                Это место на Псковской земле с давних пор известно чудными «крылатыми» воротами, похожими на взлетающего белого аиста. Их неизвестный создатель жил со своей фантазией в голове. Таких ворот больше нигде нет. А еще возле местного храма Георгия Победоносца, есть двухпролетная звонница, каких в этих местах встретишь мало. Стоит подойти вплотную к ее стенам и тебе кажется, что она уходит к самым облакам. Бить в колокола на звоннице нужно «по-псковски», прямо с земли. Несложный механизм состоит из колоколов, специальных рычагов и длинных приводных веревок. Такой необычный для других мест способ имеет здесь многовековую историю. Взялся я за веревки, а в колокол не ударил, тишину нарушить не посмел. Глянул вверх и показалось, что оттуда ко мне пришел гудящий звук. Он рождался в стенах звонницы и потом сливался с зеленым шумом кладбищенских деревьев.
                Вышел за кладбищенские ворота и загляделся на пламенеющую полоску заката, на спускающуюся на цыпочках ночную тень. В такое время одноглавый храм на широком бугре со сползающим с него кладбищем стал казаться миражем из другого времени. Меня всегда манила такая старина. Посмотришь на нее и мерещится тебе история из далекого прошлого, словно читаешь ее на стенах сложенных из местного камня-плитняка.
                В 1904 году Николай Рерих нарисовал погост Сенно на своей картине. Ему тоже приглянулись крылатые ворота. Получилось, что он и другим людям на них глаза открыл. С тех пор не прекращалось сюда паломничество. Теперь картина для погоста, что охранная грамота. Его нужно беречь, нельзя рушить и застраивать. Место это красоты необыкновенной. Запал погост в душу и мне, каждый год сюда приезжаю. Тишину слушаю, на время остановившееся смотрю. Может, чему и научусь...

На фото - погост Сенно