Памяти Чередниченко Валерия Демьяновича

Летчик Александр Карпов
         
         Однажды, в одну из летных смен ночью при минимуме погоды, мне довелось лететь с проверяющим на борту, командиром полка, полковником Чередниченко, а по сему, надо было все делать четко по Инструкции экипажу. Летали мы в ту смену с посадочным курсом 190 градусов, и одна маленькая особенность этого курса посадки не позволяла летчикам выполнять один важный пункт Инструкции по эксплуатации радиовысотомера.
          Дело в том, что в районе 3-го разворота находилась маленькая «горушка» из-за которой, если верить штурманам и их формулам, и была рассчитана относительная (относительно торца взлетно-посадочной полосы) высота полета по кругу 700 метров, а радиовысотомер «РВ-2», выставленный согласно Инструкции на первый большой диапазон 600 метров, уж больно не «любил» пролет этого «гиблого» для него места, потому что в момент пролета над этой самой «горушкой» истинная (от самолета до поверхности земли) высота полета составляла всего 200 метров и радиовысотомер, предупреждая летчиков об опасности, все время начинал там дико «бесноваться», включая свою звуковую и световую сигнализацию. В полку все летчики, и я в том числе, зная эту особенность, при полетах по «БК» (большая коробочка – прямоугольный маршрут полета по «кругу» с четырьмя разворотами) с этим курсом сразу ставили «РВ-2» на малый диапазон 120 метров, что требовалось делать гораздо позже по Инструкции экипажу.
          Передо мной встала дилемма, как поступить: по «уму» или по Инструкции, ведь на борту находился такой проверяющий! Я решил отдать предпочтение Инструкции и стал с «ужасом» ожидать подлета к третьему развороту.
          Радиовысотомер, окрыленный тем, что им наконец-то начали  пользоваться, как это рекомендовано Инструкцией, при подлете к третьему развороту резво и радостно раз десять проквакал первый раз и столько же раз озарил кабину яркими вспышками своей красной лампочки. Боковым зрением я успел заметить, как Чередниченко нервно заерзал на своем кресле, но промолчал. Через несколько секунд все повторилось снова, и я подумал, что же будет дальше - ведь такой радости у радиовысотомера - предупредить летчиков об опасности, пока мы будем пролетать над «горушкой» будет еще раз восемь (из одного моего эксперимента). Однако, когда «РВ-2» в третий раз попытался нас предупредить о грозящей нам опасности, Валерий Демьянович опять нервно, даже более нервно, чем в первый раз, резко заерзал на кресле и раздраженным голосом дал мне четкую команду: «Да выключи ты его к такой-то матери!!!», что я немедленно и с большим облегчением сделал. Далее полет продолжился и закончился строго по Инструкции экипажу.

PS.

Чередниченко Валерий Демьянович (14.09.1939 г.), выпускник Ейского истребительного училища летчиков 1960 года сразу попал под "хрущевское" сокращение на миллион двести тысяч личного состава ВС СССР в 1961 году. Повторно был призван на военную службу в марте 1962 года. Вся служба Валерия Демьяновича проходила на Кольской земле в Заполярье. Он прошел путь в нашем 924 гвардейском морском ракетоносном Киевском Краснознаменном ордена Суворова II степени авиационном полку от правого летчика-помощника командира корабля на самолетах "Ту-16" до командира полка. В 1976 году он принял полк от своего предшественника полковника Гудкова Ю.С. в "плачевном" состоянии. За три года напряженной службы под руководством Чередниченко В.Д. личному составу удалось достичь почетного наименования "Отличный полк" и прочно удерживать его на протяжении многих лет. Валерий Демьянович сам был не только замечательным летчиком, но и инструктором-методистом по всем видам летной подготовки днем и ночью. Он вложил много своих сил и энергии при подготовке молодых командиров экипажей к самому сложному виду летной подготовки - дозаправке топливом в воздухе. Он всегда принимал отчаянно смелые решения на выполнение летных смен в самых сложных погодных условиях, давая возможность летному составу полка набираться настоящего боевого опыта. Он доверял нам, своим летчикам, а мы верили ему, когда он сам возглавлял группу руководства полетами и очень четко руководил экипажами в воздухе. При нем полк был подготовлен по всем видам боевой подготовки днем и ночью, почти все командиры и штурманы кораблей были специалистами первого класса, который они заслуженно получали через 3-4 года после назначения на эти должности.
В 1984 году Валерий Демьянович был назначен на вышестоящую должность летчика-инспектора Авиации КСФ (Краснознаменный Северный флот) по боевой подготовке и продолжал обучение летного состава авиационных полков, летающих на самолетах "Ту-16".
В 1991 году полковник Чередниченко Валерий Демьянович, летчик-снайпер, награжденный двумя орденами "За службу Родине" был уволен в запас и уехал на постоянное место жительства в город Киев.
Упоминание о нашем командире полка есть на моей странице в поэме "Полеты 924 гмрап" и в рассказе "36 часов".
В начале мая 2018 года Валерий Демьянович приезжал в Заполярье на празднование 80-летнего юбилея своего родного полка, в котором он прослужил 22 календарных года. 24 мая 2018 года Валерий Демьянович, на 80-м году жизни умер.

Глубоко символично, что 14 сентября 2019 года, в День 80-летия нашего легендарного командира, на одном из военных аэродромов авиации Северного флота состоялся торжественный митинг авиаторов морского полка и ветеранов нашего 924 гвардейского полка по случаю присвоения одному боевому самолету собственного наименования: «Валерий Чередниченко».

Стоят и смотрят в небо, и нету их родней,
Седые командиры крылатых кораблей.
Мечтой полны одною: летать, а не ходить,
А может быть не стоит так души бередить?
Сердца стучат, как молот, давление к вискам,
Они конечно могут подняться к облакам!
Небесные дороги – то вниз, то в высоту…
И тот, кто дорог многим, сегодня на борту.
Вот, снова из эфира звучит «добро» на взлет!
И имя командира уносит самолет.
И, со стихией споря, с улыбкой, не спеша,
Над Баренцевым морем летит его душа…

Автор стихотворения Валентина Кирьянова. 14 сентября 2019 года.

март 2021 года