Враг вождя

Феофан Горбунов
Враг вождя.

Посвящено татарскому политику, руководителю
Российской мусульманской коммунистической
Партии – Мирсаиду Султану - Галиеву.

Первая часть.

Сегодня имя Мирсаида,
Султана же – Галиева,
Мало кто помнит. А в начале,
20 – х годов, знали все.

Одним из самых был известных,
Политиков. Являлся ж он,
В национальном там движенье.
Народов всех Восточных стран.

Им занимаемая должность -
Он заместителем там был,
«Наркомнаца». Руководитель -
РМКП. Была там та.

(Нарком по национальным вопросам. РМКП –
Российская мусульманская коммунистическая партия)

Та Революция разбудит,
Национальное движение,
Окраин всей страны огромной,
Надежду люди обрекут.

Забитые самодержавьем,
Народы Средней Азии,
Татары, чуваши, башкиры,
Воспрянут духом наконец.

Что наконец – то их услышат,
Их чаяния всех поймут,
К светлой жизни все потянулись,
Поверили в новую власть.

Немало интеллектуалов,
Татарских, искренне тогда,
Поверили той новой власти,
Среди них и учитель был.

(Сельский учитель Мирсаид Султан – Гаоиев.

С первых революционеров,
Первой волны тогда ещё ж,
Людьми не бедными те были,
С дворян были, с других слоёв.

Те при царизме получили,
Образование тогда,
Доход имели постоянный,
Султан – Галиев нищим рос.

(Полжизни боролся с нищетой)

Этим и объяснить же можно,
Что в революцию пришёл,
Довольно поздно он,
В «17 – м», в 25 лет.

(Мирсаид родился в 1892 году в деревне Елимбетово
Уфимской губернии)

Семья бедствовала, питаясь,
Лишь ржаным хлебом с чаем там.
Отца, учителя мектепе,
(Татарской школы), знали все.

Семя, в которой тогда было,
Детей 12, часто там,
Переезжала из деревни,
В деревню. Жизнь такой была.

Частые эти переезды,
Революционеру же,
Будущему, имели очень,
Большое там значение.

Султан – Галиев знал о жизни,
Татар, их бедной части всей,
Не понаслышке, иль из книжек,
Иль пересказов там других.

Из собственных знал наблюдений.
В отцовской школе Мирсаид,
До 15 лет учился,
При этом он много читал.

(Не только татарскую литературу, и русскую
 классику, но и Коран, изучал персидский и турецкий языки)

1907 году

В этом году в 15 лет, он,
В Татарскую школу пошёл,
Учительскую. Чтобы позже,
Как и отец, учить детей.

Он познакомился в той школе,
Со многими тогда из тех,
Кто видными же потом станет,
Революционерами.

(И деятелями национального движения)

Не ограничивался только,
Он интересами тогда,
Татарского народа. Также,
Был интерес к странам другим.

(И что происходило в других мусульманских странах)
 
Вторая часть.

1911 год

В этом году Султан - Галиев,
Закончит уже школу ту.
Женился. И отправится он,
В большую жизнь, полной тревог.

(Где его ожидали тяжкие испытания)

До революции татарам,
В империи Российской, всё ж,
Было не просто жить. Считались,
За веру их - изгоями.

«Русификация» в те годы,
И «христианизация»,
На полную катушку шли там,
И за татар тогда ж взялись.

Власть помогала и активно,
Тем, кто желал слиться тогда ж,
С религией преобладавшей,
С народом русским навсегда.

Но тем, кто пожелал остаться,
Частью мира исламского,
Было тогда там очень сложно,
Боролась с этим власть тогда.

И Мирсаид же поначалу,
В русле культуры там творил,
Традиционной – переводы,
Толстого, других делал там.

Писал рассказы, статьи также,
На разные темы тогда.
И только после переезда,
В Баку – он твёрдо осознал.

Себя считал он частью мира,
Общего мусульманского.
Преподавать же пригласили,
Его тогда в этот Баку.

1914 год

(В одной статье Султан – Галиев заметил: «МУСЛЬМАНЕ
ДОЛЖНЫ ПОЗАБОТИТЬСЯ О СЕБЕ САМИ, ВЕДЬ
МАЛО КТО ЗАБОТИТСЯ О НАС»)

Его духовное развитье,
Во многом протекало там,
Для других даже незаметно,
Он сам воспитывал себя.

(Султан – Галиев долго вырабатывал в себе то
Мировоззрение, которое сделало его известным
всему миру и привело к трагической гибели)

До революции же знали,
Его немногие. Хотя уже,
Участие принял он в Первом,
Съезде мусульман всей страны.

Отнюдь, не на ролях ведущих,
Его избрали «всего лишь»,
Секретарём там Исполкома,
Совета мусульманского.

Но настоящий взлёт был позже,
Оригинального мыслителя,
Политика, что там пытался,
С исламом – коммунизм смирить.

1918 год

В тот год в Казани займёт должность,
Большую. Председателем,
Станет он комиссариата,
Наркомнаца РСФСР.

(Председатель Центрального мусульманского комиссариата
Наркомнаца РСФСР, и председатель центральной мусульманской
Военной коллегии при Народном комиссариате по
Военным и морским делам)

К тому моменту на виду был,
Уже там. Замом был тогда,
Татарского социалиста,
Мулланура Вахитова.

Авторитет Вахитова же,
Непререкаемым там был.
Он «Обращение» подпишет,
Там с самим Лениным тогда ж.

(Обращение – «Ко всем трудящимся мусульманам
России и Востока» от 20 ноября 1917 года)

Тогда этот Султан – Галиев,
Уже был там большевиком.
Хотя симпатии его всё ж,
К исламу больше были там.

(Приверженность к большевизму объяснял так: «Меня
Влечёт к ним та любовь к моему народу, которая
Неотъемлемо сидит во мне… Лишь они прекратили войну.
Лишь они добиваются того, чтобы национальностям передать
 Их судьбы в собственные руки…»)

Декабрь 1918 года

Он как знаток по мусульманским,
Проблемам, был там оценён.
Именно Мирсаид сумеет,
Найти к башкирам там подход.

(К башкирам – мусульманам во главе с будущим
Лидером басмачей -  Ахметом – Заки Валидовым
(Валиди)

На сторону советской власти,
Башкиры перейдут тогда ж,
Что обеспечит там победу,
Большевиков над Колчаком.

Третья часть.

Людей, способных убеждать там,
Ценили. И поэтому,
Султан – Галиев в Москву призван,
«Главным» там сделали его.

По мусульманским всем вопросам.
Помощником ближайшим стал,
Сталина. В первое же время,
Друг друга понимали те.

(Находили точки соприкосновения)

1923 год

Но Сталин вряд ли тогда долго,
Терпеть мог там рядом с собой,
Авторитетного и также,
И независимого там.

Помощника рядом такого…
Кем был при нём тот Мирсаид,
Но клубок их противоречий,
Подошёл к обострению.

Над головой к тому моменту,
Главного мусульманина,
Страны – уже нависли тучи,
Всё далеко уже зашло.

Глядя с сегодняшнего дня же,
Трудно поверить, что тогда,
Большевики были лояльны,
Терпимы к мусульманам там.

Что даже создать разрешили,
Компартию там мусульман!
А ещё ж тот Султан – Галиев,
Хотел и армию создать.

(Российскую коммунистическую мусульманскую
Партию и мусульманскую Красную армию!)

1921 год

Поддержал тогда нарком Сталин,
«Советских шариатистов» там!
Но новый мятеж исламистов,
Охватил Северный Кавказ.

И Татарию, Бухару с Хорезмом.
То, Мусульманский конгресс там,
То, Туркестана в Самарканде -
Республику провозгласит.

(В апреле 1922 году провозгласил, Туркестанско – тюркскую независимую
республику с полным возрождением законов шариата!)

Май 1922 года

Большевики восстановили,
Те ликвидированные,
В Средней Азии суды, раньше,
То шариатские, опять.

Вернут мечетям и медресе,
Имущество также всё их,
И возродили управленье,
Вакфов. Вернули «пятницу».

(Разрешили празднование пятницы вместо воскресенья.

Разрешат выборность имамов.
И многое ещё ж тогда.
А в декабре другого года,
Власть Совещанье разрешит.

(То, совещание мулл под лозунгом: «Советская власть
Не противоречит исламу»

(ВОИСТИНУ ЧУДНЫ ДЕЛА ТВОИ, ГОСПОДИ!)

Но всё это, что разрешили -
«Восточная вольница» вся,
Курировал что Мирсаид там,
Не долго длилась там совсем.

До тех пор всё это там длилось,
Пока советская та власть,
Не почувствовала, что стала,
Достаточно сильной уже.

С Султан - Галиевым же раньше,
С политиком – разобрались…
То в «23 – м» году. Сталин,
Там раньше ж «взялся» за него.

(1921 год)
 
Скомпрометировать задумал,
«Татарина главного» вождь.
Он его в Крым тогда ж направил,
Где царствовал красный террор.

Мирсаид же там к своей чести,
Имея связь с татарами,
Местными. Быстро разобрался,
В той ситуации в Крыму.

(И по мере сил помог остановить зверства Землячки и Бела Куна)

(1922 год)

А на 10 - м уже Съезде,
Советов, Всероссийском же,
Выступил там Султан – Галиев,
С резкой критикой «Сталина».

(Сталинского проекта «автономизации»)

Что интересно, той же точки,
Зренья, придерживался сам,
Ленин. Но его тогда мненье,
Осталось незамеченным.

А выступленье Мирсаида,
Встретили там уже в штыки.
И Сталин даже отказался,
Руку оппоненту подать…

Четвёртая часть.

Гонения начались вскоре.
Ещё же там в «22 – м»,
Слежку уже организуют,
Там за Султан – Галиевым.

Которая там установит,
Его контакты с Валиди…
С послом ещё же там турецким,
С Ирана, коммунистами.

И всё это там было в тайне,
От ЦК партии, к тому ж,
От её лидеров. А это,
Там не прощалось никому.

(Главного мусульманина» обвинили: «В мелкобуржуазном
Национализме»)

Он уже, как антипартийный,
Антисоветский элемент,
Был исключён из партии там,
И арестован ко всему ж.

На тот момент ещё ж там Сталин,
Не был всесилен. Защищать,
Татар лидера, тогда стали,
Видные там большевики.

(Фрунзе, Лидер узбеков  Икрамов, и даже Троцкий…)

После того освободили,
Султан – Галиева. Но, всё ж,
В опале он там находился,
Книгу задумал он писать.

(Надеясь реабилитироваться перед соратниками)

1928 год…

Наступил второй акт той драмы,
Задуманной тогда ж вождём,
Новым уже – Сталиным, ясно,
Мирсаид арестован вновь.

Как мусульманский стал пособник,
Троцкого. Снова обвинён,
Был в «национал – уклонизме»,
И сослан был на Соловки.

(Ещё был обвинён в создании контрреволюционной организации)

Агония с арестами там,
С освобождениями же,
Длилась до 1940 – во,
Вплоть до расстрела там его.