Белые снегири - 37 - 2 -

Владимир Остриков Белые Снегири
2. СТАТЬИ, ЭССЕ, ОЧЕРКИ

Валерий ИВАНОВ
(Московская область, г. Ногинск)

КОМПОЗИТОР ДАНИЛА КАШИН

С творчеством этого композитора музыкальный мир знаком мало. А между тем он автор многочисленных прекрасных прелюдий, замечательных романсов, элегий, опер, военных маршей 1812 года. Он был первым пианистом России, дирижёром больших оркестров. Свои произведения этот композитор создавал в конце восемнадцатого – в первой половине девятнадцатого веков. Часть своей жизни он прожил на Богородской земле и его творчество тесно связано с нашим родным краем.
      Зовут нашего земляка Данила Никитич Кашин. Родился он в 1771 году, а в 1842 году скончался. До 1799 года Кашин был крепостным композитором  генерала Гаврилы Ильича Бибикова. Получив вольную, Данила Никитич значительно расширил свою творческую деятельность, но тесное общение с Бибиковым продолжалось до самой смерти генерала в 1803 году. Пока точно неизвестно где родился Кашин. Местом рождения композитора мог быть Санкт-Петербург, где жилибратья Гаврилы Ильича. Данила Кашин мог родиться в семье дворовых отца Гаврилы Ильича, жившего с сыновьями  в Санкт-Петербурге. Они были большими любителями музыки и театра. Известно, что в юные годы Данила был успешным учеником театральной школыБибиковых в этом городе.
         Первый исследователь биографии Данилы Кашина писал, что Данила мог родиться в одном из подмосковных поместий Гаврилы Ильича Бибикова. Этим поместьем могло быть село Гребнево Богородского уезда. В годы своего образования Богородский уезд включал в свой состав и земли нынешнего Щёлковского района. В наше время восточная часть города Фрязино вплотную примыкает к Гребневу. В этом селе был построен театр, где играл оркестр из крепостных музыкантов, устраивались балеты, выступали крепостные танцовщицы, обученные учителями музыки и балетмейстерами. Первый биограф Кашина не сомневался, что Данила начинал своё музыкальное образование в Гребневе, обучаясь у капельмейстера оркестра Бибикова.
    У Гаврилы Ильича Бибикова была ещё усадьба в Москве, его дом с колоннами и сегодня стоит на Пречистенке (№17). Купил он эту усадьбу после ухода в отставку в 1781 году. Появилась возможность заняться Бибикову музыкой и в Москве. Но вернусь к судьбе Данилы Кашина. Пока неизвестна дата, когда Кашин попал к Гавриле Ильичу, но многие события из жизни композитора хорошо знакомы его биографам. Большое влияние на творчество Кашина оказал знаменитый итальянский композитор Джузеппе Сарти, который прибыл по контракту в Санкт-Петербург в 1784 году. В это время юный Кашин был в этом городе успешным учеником театральной школы Василия Ильича Бибикова. В 1787 году Сарти перешёл на службу к князю Таврическому Григорию Потёмкину, который был назначен генерал-губернатором  завоёванных на юге Россией земель. В этом году Даниле Кашину было 16 лет, он окончил театральную школу, хорошо обучен музыке и итальянскому языку.
Сарти вместе с Потёмкиным отправляется на юг в 1787 году. Гаврила Ильич Бибиков, заплатив за обучение, договаривается с Сарти, чтобы он при проезде через Москву взял к себе на учёбу Кашина. Этот потёмкинский поход на юг России послужил будущему композитору  и дирижёру отличной школой: повлияла грандиозная организаторская и сочинительская деятельность Сарти.Находясь в этой поездке, Кашин сочиняет музыку, дирижирует огромными хорами. После смерти Потёмкина в 1791 году Сарти переходит на службу к графу Шереметеву и переезжает в Москву.
Кашин возвращается к Гавриле Ильичу Бибикову и активно участвует в создании его оркестра. Очень быстро оркестр был создан, Кашин выступал как дирижёр и как исполнитель своих произведений и сочинений известных композиторов. Концерты давались в Гребневе, других подмосковных усадьбах, а также в Москве. Первым среди русских исполнителей он вводит в концертную практику молоточковое фортепиано. Этот инструмент по сравнению с клавесином более яркий и звучный, он рассчитан  на большие залы с многочисленными слушателями. День 17 марта 1790 года, когда Кашин исполнил свои произведения: фортепианный концерт и оркестровую увертюру, может отмечаться как День первого русского концерта на фортепиано. Кашин стал возглавлять крепостной оркестр Бибикова, а в 1791 году совместно с иностранными музыкантами организовал музыкальную школу для крепостных «мальчиков». Школа начала работать в московском доме Бибиковых. Учение было основано на правилах и традициях музыкальной Академии в Неаполе. «Мальчиков» начали обучать инструментальной и духовной музыке, сочинительству. Но вскоре Кашин вместе с Бибиковым  возвращается в Гребнево, а крепостной театр Бибикова в Москве исчезает.Бибиков уезжает вместе с крепостным оркестром из Москвы из за изменившейся внутренней политики Екатерины второй.Именно в это время, 10 августа 1791 года, был День освящения Храма Гребневской Богоматери. От него аллея и сегодня ведёт к пруду. В Гребневе кипела музыкальная и театральная жизнь, в которой Данила Кашин играл одну из главных ролей. Прекрасная акустика в Большом Дворце с залом в два этажа позволяла устраивать разнообразные концертные представления.Только после коронации Павла первого, в 1798 году, Бибиков вместе с семьёй, музыкантами и актёрами возвращается в Москву. 7 марта 1798 года состоялся грандиозный концерт в Москве, в его программу были включены два произведения Кашина в авторском исполнении. Кашин выступал также в качестве дирижёра огромного оркестра из более чем двухсот лучших российских музыкантов. В 1799 году Кашин был освобождён от крепостной зависимости и перед ним открылись новые возможности. С 1800 года Кашин сотрудничал с Московским Университетом: руководил хором студентов, сочинял музыку, устраивал симфонические концерты. С 1806 года Кашин издавал «Журнал отечественной музыки». Все годы до своей смерти в 1842 году Кашин работал очень напряжённо, создал много музыкальных произведений, написал оперы, собрал и обработал огромное количество русских народных песен. В 1840 году он повторяет свой опыт 1790 года – открывает в Москве «Музыкальный класс».
        Биографические материалы из жизни Кашина я взял из книги Георгия Ровенского «Данила Кашин – крепостной композитор». Георгий Васильевич Ровенский по моему приглашению приезжал из города Фрязина в Ногинск на встречу в нашем Клубе любителей классической музыки и поэзии «Звучание» 11марта 2015 года.Краевед, кандидат технических наук  Ровенский автор более 70 книг по истории Щёлковского края. Во Фрязине ежегодно проходят Фестивали искусств имени Данилы Кашина и Георгий Васильевич рассказал нам об этих музыкальных праздниках. Очень интересным был его рассказ о Даниле Кашине и его окружении, прозвучала аудиозапись одного из произведений композитора. Затем мы слушали выступление пианистки Ларисы Замковой и певицы Анны Пономаренко из Ногинской детской школы искусств. Они исполнили вариации и песню Данилы Кашина.
Встреча с Ровенским закончилась, но музыка Кашина не давала мне покоя, я думал о продолжении общения с её исполнителями. Вскоре мне удалось узнать имена непосредственных организаторов музыкальных фестивалей Кашина, проходящих во Фрязине.Одного из них, пианистку Марину Раздобурдину, я пригласил  выступить в нашем клубе «Звучание» с концертом, посвящённым Кашину, но разные обстоятельства препятствовали её приезду. И всё таки наша встреча произошла: Марина Раздобурдина (она же Марина Архангельская) приехала в Ногинск не одна, а со своим мужем-музыкантом Андреем Сазоновым. Наша встреча состоялась в Ногинской детской школе искусств 12 октября 2016 года. Более пятидесяти членов клуба «Звучание» услышали чудесную музыку в исполнении замечательных музыкантов. В ходе концерта Марина Архангельская рассказывала о Кашине, его музыкальных сочинениях.
       Наши гости Марина и Андрей начали встречу с салонной музыки Данилы Кашина: звучала «Элегия». Андрей играл на альте, Марина ему аккомпанировала на рояле. Затем Марина исполняла русскую народную песню в обработке Кашина «Чернобровый, черноокий»: она пела и играла на рояле. После этого мы услышали ещё одну русскую народную песню с музыкой Кашина: песня «Среди долины ровныя» звучала в исполнении Андрея Сазонова. Его пение завораживает слушателей. Андрей  альтист, композитор, певец и педагог. Он много лет играл на альте в знаменитом ансамбле «Концертино» с Андреем Корсаковым. Поэт Сергей Савельев написал стихи о Кашине, одно из этих стихотворений прочитала нам Марина. Андрей Сазонов написал много песен на стихи Савельева.
        Сазонов пишет песни и на слова других поэтов. Мы услышали в авторском исполнении песню «Голубиные облака» на стихи Сергея Есенина. После этого звучали вариации на тему русской народной песни «Рукавичка», играла Марина Архангельская. Здесь отчётливо слышна колористика  в музыке: Кашин как художник расцвечивает инструмент. Современник Кашина с Украины композитор Максим Березовский получил прекрасное образование в Италии. Одну из частей его сонаты, написанной в 1772 году, мы услышали в исполнении альтиста Андрея Сазонова и пианистки Марины Архангельской. Затем эти музыканты исполнили сонатину в двух частях Джузеппе Сарти. Во втором отделении своего выступления наши гости продолжали рассказывать о творчестве Кашина, исполнили две части одного из произведений композитора Ивана Хандошкина – основоположника русской скрипичной школы. Прозвучали «Канцона» и «Охота». Иван Хандошкин учился в Италии у знаменитого композитора Тартини.
     В последние годы своей жизни Кашин написал много маршей и хоровой музыки. Его марш «Защитникам Петрова града» распевал после войны 1812 года весь Петербург. Знаменитый марш Данилы Кашина «Ликуй, Москва! В Париже Росс!» исполнили наши гости: пел Андрей Сазонов, на рояле ему аккомпанировала Марина Архангельская.
      Так закончилась и вторая встреча в нашем клубе «Звучание», посвящённая композитору Даниле Кашину. К музыке этого замечательного композитора, нашего земляка, оказавшего большое влияние на музыкальную жизнь России, мы будем постоянно возвращаться на наших встречах в клубе любителей классической музыки и поэзии.
                8. 11. 2016 г.

 ЗДОРОВЬЕ ДУШИ В КЛУБЕ «ЗВУЧАНИЕ»

      В программе «Активное долголетие» наиболее востребованными для людей, начиная с 55-летнего возраста, оказались 10 направлений.  Среди этих направлений нет на мой взгляд одного из важнейших средств оздоровления: приобщения к классической музыке – вершине культуры. А между тем здоровье человека складывается из здоровья физического и здоровья духовного. Поэтому я предлагаю внести в эту программу одиннадцатое направление: классическую музыку.
        С первых лет после создания в феврале 1997 года Ногинского клуба здоровья «Движение» мы использовали классическую музыку на своих встречах. Вышедшая в те годы книга Дона Кэмпбелла «Эффект Моцарта» вызвала у меня настоящий восторг. На встречах в клубе в центральной  библиотеке  города мы слушали  аудиозаписи произведений Моцарта, о лечебном воздействии музыки рассказывали специалисты. Тогда же я познакомился с главным музыкотерапевтом  России Сергеем Вагановичем Шушарджаном, приобрёл его книги. Шушарджан дипломированный врач, доктор медицинских наук, профессор. Ещё он профессиональный оперный певец, баритон, закончил консерваторию. Музыкотерапия это наука о лечении музыкой. В журнале «Физкультура и спорт» я опубликовал тогда статью о нашем клубе «Движение» под названием «Нас лечит Моцарт».
        Я по образованию инженер, не имею музыкального образования, но классическую музыку полюбил и слушаю много лет. Классическая музыка делает людей духовно богаче, она сильнейший антидепрессант.  В этом я убедился на своём опыте, посещая концерты в Москве, слушая мою любимую радиостанцию «Орфей», на её волне 99,2 FM круглосуточно звучит классическая музыка. Шли годы моего общения с великой музыкальной классикой – величайшим достижением человеческого духа. В начале 2009 года по радио «Орфей» я услышал голос человека, который необычно интересно рассказывал о музыке, о её тайнах, волшебных знаках. Его зовут Михаил Казиник. Трудно перечислить все титулы этого одного из самых эрудированных людей нашего времени. Музыка, поэзия, литература, театр, изобразительное искусство, все сферы великой культуры охватывает его творчество. В интернете можно посмотреть фильмы Михаила Семёновича Казиника, услышать записанные его радиопрограммы. Казиник автор уникальных книг о классической музыке, поэзии, культуре. Его концерты проходят в разных странах мира, в России, в том числе в Москве. 
          С 2011 года ещё добавились у меня Международные школы Михаила Казиника . На занятиях в таких школах, которые проходят в разных городах России и за рубежом, «школьников» всех возрастов Михаил Казиник приобщает к великой музыке Вечности. Занятия в школах Михаила Казиника значительно обогатили мои знания в области музыки, поэзии и натолкнули меня на мысль создать в Ногинске клуб любителей классической музыки и поэзии. Первая встреча нашего клуба, который я назвал Ногинский клуб любителей классической музыки и поэзии «Звучание», состоялась 19 марта 2014 года. Она прошла в Ногинском центре культуры и творчества «Глухово».  С тех пор встречи в клубе «Звучание» проходят один, а иногда два раза в месяц. Большинство членов клуба здоровья «Движение» стало активно участвовать во встречах клуба «Звучание». В свою очередь, некоторые любители музыки стали приходить на встречи в клубе «Движение». Таким образом люди пытаются установить баланс  между здоровьем физическим и здоровьем духовным. Если образно сравнить эти клубы с людьми, то первый из них это уже взрослый двадцатидвухлетний человек, а второй ещё маленький пятилетний ребёнок, но они идут вместе, взявшись за руки, взаимно дополняя и обогащая друг друга. В единстве их сила! Слово «культура» в переводе означает «возделывание». Культура физическая это «возделывание», укрепление тела, а культура духовная – «возделывание» души, её обогащение. Только культура способна объединить по-настоящему людей, она укрепляет ещё и социальное здоровье. Классическая музыка – вершина культуры. Приобщившись к такой музыке, человек вдруг начинает чувствовать свои невероятные возможности восприятия той космической энергии, которая породила Баха и Шекспира, Моцарта и…каждого из нас.
         
В основном я провожу встречи в клубе «Звучание» в Ногинском центре культуры и творчества «Глухово», тщательно готовлюсь к каждой из них.  Руководители этого центра предоставляют нам прекрасный зал с проектором и всем необходимым для проведения встреч.  Всего за все годы в клубе «Звучание» состоялось 87 встреч. Встречи посвящаются юбилеям и дням рождения великих композиторов, музыкантов, поэтов, на каждой из них звучит прекрасная классическая музыка, показываются музыкальные документальные фильмы, видеозаписи игры замечательных музыкантов. На встречах можно узнать много нового и интересного о классической музыке и великой поэзии, услышать голоса великих певцов и чтецов. Я приглашал на встречи замечательных музыкантов, лауреатов международных конкурсов, мы с удовольствием слушали их выступления. Надеюсь, что общение с «живой» музыкой на наших встречах будет продолжаться.
        Классическая музыка обладает колоссальной целительной силой. Прежде всего, она сильнейший антидепрессант, поэтому она ещё и лекарство без побочных эффектов. Внимательно слушая такую музыку, мы настраиваемся на волну гигантской космической энергии, благотворно действующую на нас. Классическая музыка выравнивает работу правого и левого полушарий мозга, создавая баланс между логической и эмоциональной формами деятельности. Каждое произведение классической музыки имеет необычайную гармонию, радость, остроумие, и человеческая душа, которая воспринимает такую музыку, выстраивается вслед за ней по законам красоты и гармонии. Классическая музыка это пища для нашего ума, нашей души. Такая музыка нужна для нашего социального здоровья. Музыка высших сфер, музыка Вечности объединяет людей, повышает их интеллект, делает их добрыми, терпимыми друг к другу, у них исчезает озлобление, агрессивность. Классическая музыка помогает пожилым людям  справляться с симптомами болезни Альцгеймера, улучшить координацию при болезни Паркинсона, способствует замедлению процесса старения организма.
         Ногинский клуб любителей классической музыки и поэзии «Звучание» приглашает на свои встречи людей всех возрастов. Человек на этих встречах чувствует в душе радость, открывает её прекрасные тайники, забывает о своей боли, спасается от хандры и всех невзгод. Происходит оздоровление через силу Слова, Музыки и Поэзии. Встречи в клубе бесплатны и происходят в третью среду каждого месяца с 12 до 14 часов. Иногда происходят и дополнительные встречи в другие дни месяца. Клуб постоянно принимает в свой состав всех желающих. Чтобы стать членом клуба «Звучание», надо просто придти на одну из его  встреч и, по возможности, продолжать с ним общение и дальше.
Ногинскому центру культуры и творчества «Глухово» необходим салонный рояль, Если он появится, то мы сможем на наши встречи приглашать замечательных пианистов и устраивать «живые» концерты классической музыки.               
                Некоторые мысли членов клуба «Звучание»
     Галина Андреевна Купцова, 83 года: «С удовольствием посещаю встречи в клубе «Звучание». Слушаю замечательную музыку, узнаю много интересного из жизни великих композиторов, музыкантов и поэтов. Ухожу в приподнятом настроении. Я называю эти встречи «праздником души».
       Надежда Николаевна Корсунова, 77 лет: «Раньше почти не слушала классическую музыку. На встречах в клубе «Звучание» стараюсь приобщиться к этой музыке. При внимательном её слушании у меня возникает ощущение чувства полёта над землёй».
       Вера Витальевна Киселёва, 66 лет: «Встречи в клубе «Звучание» проходят очень интересно, содержательно, в дружеской обстановке, мы там общаемся, я узнаю много нового. Звучит прекрасная музыка. Происходит «полёт души».
       Людмила Григорьевна Литвиненко, 69 лет: «Узнаю много нового, интересного на встречах, чувствую себя намного моложе».
        Людмила Александровна Мурашова, 90 лет: «На встречи в клубе «Звучание» прихожу даже тогда, когда не очень хорошо себя чувствую. Встречи проходят очень интересно. Внимательно слушаю классическую музыку, она полезна для моей души, моего здоровья».

                22.11. 2019 г.