1984 и МиМ - пророчества о нашем времени

Илья Уверский
Перечитал Дж.Оруэлла "1984". Благодаря поверхностному распространенному мнению и фильму по книге, я думал, что роман является пародией на Сталинское время, антикоммунистическая паранойя.

Аналогии довольно очевидны. Усатый диктатор, плакаты которого развешаны по всему городу. Голдштейн - Бронштейн - Троцкий. Три старых коммуниста в лице Каменева, Зиновьева и Бухарина, которых обвинили в заговоре с Троцким, затем заставили признаться, а затем расстреляли (Московские процессы).

Кстати, в романе действительно упоминается известный прокол на процессе, когда эти трое намеренно давали показания, легко опровергаемые их нахождением в другом месте.

История О.Мандельштама, который после конфликта с председателем Массолита Толстым прошел через систему психиатрического лечения за свою литературную и оппозиционную деятельность (его сдал сожитель, чтобы получить жилплощадь). А затем, как и его супруга, исчез в неизвестном направлении. Хотя супруга долго скрывалась, осталась жива и возродила его творчество.

****

В реальности же сталинский слой оказался лишь ширмой, верхним слоем, под которым пряталось пророчество о нашем времени и обществе. Фактически, в настоящее время в России роман следует срочно запретить, так как он настолько грубо обличает происходящее в настоящее время, что становится как-то страшно. А если я приведу ряд цитат из этого романа, то эта статься перестанет проходить цензуру (если разбираться по сути, то роман произрастает из 13 главы Апокалипсиса, где его содержание изложено в более краткой форме - на пол.странички).

Впрочем, так получилось, что роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" также рассказывает о сталинских временах. После того, как немецкий шпион и убийца Воланд вселился в особняк Николая Второва, чтобы организовать свое знаменитое шоу-Варьете, в романе в зашифрованном виде рассказывается о Сталине-Пилате, его кровавой луже и смерти. Также рассказывается о бывшем налоговике с его дневником Лаврентий Берии (Левий Матвей), московских процессах, казни троих разбойников-коммунистов, убийстве Кирова, завлеченного в западню своей любовницей. О писателе, похожем на Есенина (Иван Бездомный), и о писателе, похожем на О.Мандельштамма(Мастер), прошедшего через психушку. И т.д. Обо всем этом писал не только я, но и многочисленные булгаковеды.      

Парадокс заключается в том, что как и в случае с романом "1984" сталинский слой - это лишь верхний, очевидный слой романа. В реальности, роман представляет собой скрытое пророчестве о настоящих временах.

Все это конечно же удивительно. Оба романа посвящены теме борьбы свободной личности, любви, против диктатуры, бездушной государственной бюрократической машины. И все это на фоне равнодушия, посредственности и глупости народных масс, потребляющих дешевые развлечения, порнографию, ложь и пропаганду.

Парадоксально и то, что роман "Мастер и Маргарита" построен вокруг поэмы о Великом инквизиторе, которую обсуждают Берлиоз с Иваном Бездомным (также как Иван Карамазов с Алексеем). Роман "1984", если вчитаетесь в диалоги главных героев, продолжает тему Великого инквизитора, развивая тему продажи свободы за хорошую, но рабскую жизнь. Лично мне очевидно, что автор был знаком с Ф.М.Достоевским.

***

Но я отвлекся.
Напомню, что я попытаюсь понять, что за истерика случилась у Маргариты в романе "Мастер и Маргарита", и почему столько раз повторяется 84, в связи со следующим абзацем:

"— Латунский! — завизжала Маргарита.  — Латунский! Да ведь это же он! Это он погубил мастера.

     Швейцар у дверей, выкатив глаза и даже подпрыгивая от удивления, глядел на черную доску,  стараясь  понять  такое чудо: почему это завизжал внезапно список жильцов. А Маргарита  в это время уже поднималась  стремительно вверх по лестнице, повторяя в каком-то упоении:

     — Латунский — восемьдесят четыре! Латунский — восемьдесят четыре...
Вот налево — 82, направо — 83, еще выше, налево — 84.
Вот и карточка — "О. Латунский".

О.Латунский, это не одно и тоже, что О.Брайен, но близко.

***

Это отрывок из главы "Полет". Напомню, что прямо перед этим эпизодом Маргарита читает табличку.

 "В конце  его ее  внимание  привлекла роскошная громада  восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела,  что фасад дома  выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: "ДОМ ДРАМЛИТА".

     Маргарита щурилась  на надпись, соображая, что бы могло означать  слово "ДРАМЛИТ"."

Напомню, что это одна из ключевых фишек романа "1984", да и "Алисы в зазеркалье" тоже. Т.н. "новояз" или "новоречь" (я читал новый перевод Леонида Бершидского, который весьма неплох, так как перестает постоянно отсылать в СССР) - в нем соединяются 2 слова в одно, так чтобы отключать мозг слушателя.

***

Таким образом, у нас уже 2 совпадения (помимо того, что романы, по своей сути, являются братьями-близнецами).

Много ли это? По мне так достаточно. Но может быть еще что-то есть? Поконкретней?
Что же, пройдусь по порядку.

***

ДВОЕДУМ И ШИЗОФРЕНИЯ

Еще одна фишка романа "1984" - двоедум, или двоемыслие. Аналогичный термин имелся в сталинские времена, за него и расстреливали. Но у Булгакова и Оруэлла значение термина немного шире. В романе "МиМ", правда, используется слово "Шизофрения". Этой болезнью заболел Иван Бездомный (см. главу "Раздвоение Ивана", эта глава пародирует аналогичную проблему Ивана Карамазова).

***

МЫСЛЕПРЕСТУПЛЕНИЕ - ПОЛИЦИЯ МЫСЛЕЙ

Еще одна фишка романа "1984" - мыслепреступление. Эти занимается полиция мыслей, работающая в министерстве любви.

Обратите внимание вот на этот диалог.

"Побелев  лицом,  Маргарита вернулась к скамейке. Рыжий глядел  на  нее, прищурившись.

     — Я ничего не понимаю, — тихо заговорила Маргарита Николаевна, — про листки еще можно узнать... проникнуть, подсмотреть... Наташа подкуплена? да? Но  как  вы  могли  узнать  мои  мысли? — она  страдальчески  сморщилась  и добавила: — Скажите мне, кто вы такой? Из какого вы учреждения?

     — Вот скука-то,  — проворчал рыжий  и заговорил громче: —  Простите, ведь я сказал вам, что ни из какого я не из учреждения! Сядьте, пожалуйста.

     Маргарита беспрекословно  повиновалась,  но все-таки, садясь,  спросила еще раз:

     — Кто вы такой?

     — Ну хорошо, зовут меня Азазелло,  но ведь все равно вам это ничего не говорит.

     — А вы мне не скажете, откуда вы узнали про листки и про мои мысли?

     — Не скажу, — сухо ответил Азазелло".

****

ИСПАРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Другая фишка - ИСПАРЕНИЕ. Управление будущим через стирание и корректировку прошлого. В реальности Оруэлл разложил в романе целую философию, суть которой в разоблачении нового мирового порядка. Его основная цель заключается в установлении полного контроля над коллективным сознанием через пропаганду, постоянную корректировку истории. Исторические события, документы, личности, имена просто стираются, как будто бы их и не было.

МиМ - "—  Мне  кажется  почему-то, что вы  не  очень-то кот,  — нерешительно ответил мастер, — меня  все равно в больнице хватятся, —  робко добавил он Воланду.

     — Ну чего они будут хвататься! — успокоил Коровьев, и какие-то бумаги и книги оказались у него в руках, — история болезни вашей?

     — Да.

     Коровьев швырнул историю болезни в камин.

     —  Нет документа, нет и человека, — удовлетворенно  говорил Коровьев, — а это — домовая книга вашего застройщика?

     — Да-а...

     —  Кто прописан в ней? Алоизий Могарыч? — Коровьев  дунул в  страницу домовой  книги,  —  раз, и нету его,  и, прошу заметить, не  было.  А  если застройщик удивится, скажите, что ему  Алоизий снился.  Могарыч? Какой такой Могарыч? Никакого Могарыча не  было. — Тут прошнурованная книга  ИСПАРИЛАСЬ из рук Коровьева. — И вот она уже в столе у застройщика.

     —  Вы правильно сказали, — говорил мастер, пораженный чистотой работы Коровьева, — что раз нет документа, нету  и человека. Вот именно меня-то  и нет, у меня нет документа" ("Извлечение мастера").

"1984" - "Сайм исчез. Просто не явился утром на работу. ... Список выглядел также как, как раньше, без всяких зачеркиваний, только стал на одну фамилию короче. Сайм перестал существовать - да и не существовал никогда".

"МиМ" -  "Ну,  а с теми-то что же  случилось?  Помилуйте! Ровно ничего с  ними не случилось, да и случиться не может, ибо никогда в действительности  не  было их,  как  не  было и симпатичного  артиста-конферансье, и  самого  театра, и старой  сквалыги  пороховниковой  тетки, гноящей  валюту в  погребе,  и  уж, конечно,  золотых труб  не было и  наглых поваров. Все  это  только снилось Никанору Ивановичу  под  влиянием  поганца  Коровьева.  Единственный  живой, влетевший в этот сон, именно и был Савва  Потапович — артист, и ввязался он в это только  потому, что  врезался в  память  Никанору Ивановичу  благодаря своим частым выступлениям по радио. Он был, а остальных не было".

****

ЖЕНЩИНА С РЕБЕНКОМ
 
Описание, как женщина с маленьким ребенком гибнет от сброшенной на них бомбы ("1984" - почти самое начало, "МиМ"- "При свечах").

***

ГЛАЗА

МиМ -  "— Верю! — наконец воскликнул артист и погасил свой взор, — верю! Эти  глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам,  что основная ваша  ошибка заключается  в  том,  что  вы  недооцениваете  значения  человеческих  глаз. Поймите,  что язык  может  скрыть истину, а  глаза —  никогда!  Вам  задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду овладеваете  собой и  знаете,  что нужно сказать, чтобы укрыть  истину,  и  весьма  убедительно говорите,  и  ни  одна  складка  на  вашем  лице  не  шевельнется,  но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на  мгновение  прыгает в  глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!"

"1984" - "Маскировать чувства, контролировать лицо давно стало давно стало инстинктом. Но в какой-то двухсекундный промежуток выражение глаз вполне могло выдать его. И как раз в этот момент случилось важное - а может, лишь почудилось. На секунду он встретился взглядом с О.Брайеном".

"Никогда не выказывать обиду! Малейшее движение глаз может выдать".

***

КАК УПРАВЛЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ

"1984" - "Кто управляет прошлым, тот управляет будущим. Кто управляет настоящим, то управляет прошлым" (в романе это также называется "Управление реальностью" или "Двоемыслие").

"МиМ" - "— Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?

     — Сам человек и  управляет, — поспешил сердито ответить  Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.

     —  Виноват,  —  мягко  отозвался  неизвестный,  —  для  того,  чтобы управлять,  нужно,  как-никак,   иметь  точный  план   на   некоторый,  хоть сколько-нибудь  приличный  срок. Позвольте  же  вас спросить, как  же  может управлять   человек,  если  он   не  только   лишен   возможности  составить какой-нибудь план хотя бы на  смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем,  в тысячу, но не  может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? И, в самом деле, — тут неизвестный повернулся к Берлиозу, — вообразите, что вы, например,  начнете  управлять,  распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во  вкус, и вдруг у вас... кхе... кхе... саркома легкого...

— тут  иностранец сладко усмехнулся,  как  будто  мысль  о саркоме  легкого доставила ему удовольствие, — да, саркома, — жмурясь, как кот, повторил он звучное  слово, —  и вот ваше управление  закончилось! Ничья судьба,  кроме своей собственной,  вас более  не интересует. Родные вам начинают лгать, вы, чуя неладное, бросаетесь к ученым  врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как первое и второе,  так  и третье — совершенно бессмысленно, вы сами понимаете.  И  все это  кончается  трагически:  тот,  кто  еще  недавно полагал, что он  чем-то управляет,  оказывается вдруг  лежащим неподвижно  в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку  от  лежащего  нет  более никакого,  сжигают  его  в печи. А  бывает  и еще хуже: только  что  человек

соберется съездить в Кисловодск, —  тут  иностранец прищурился на Берлиоза, — пустяковое, казалось бы,  дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно  почему вдруг  возьмет  — поскользнется и попадет  под  трамвай! Неужели  вы  скажете, что  это он сам  собою  управил так? Не правильнее  ли думать,  что управился  с ним кто-то  совсем  другой? —  и здесь незнакомец рассмеялся странным смешком".

Парадокс заключается в том, что в первой главе Воланд ведет себя так, как будто он посмотрел фильм "День сурка". Заранее знает марку сигарет Ивана, цепочку событий с масличком, говорит о страховке, называет себя путешественником, рассказывает о прошлых событиях и т.д. Т.е. Воланд управляет будущим через путешествия во времени (шутка).

***

ТЬМА

"1984" - "Наконец ему удалось вызвать в памяти образ О.Брайена. "Встретимся там, где нет тьмы", - сказал ему О.Брайен. Уинстон теперь знал, что он имел ввиду, или по крайней мере, догадывался. Там, где нет тьмы, - это в воображаемом будущем, которое для него никогда не наступит, но к которому можно прикоснуться тайным предчувствием".

"МиМ" - "— Мерзавец! — отозвалась та, оборачиваясь, и тут же услышала за собой голос рыжего:

     —  Тьма,  пришедшая   со   средиземного   моря,   накрыла  ненавидимый прокуратором город.  Исчезли  висячие  мосты, соединяющие  храм со  страшной Антониевой  башней...   Пропал  Ершалаим,  великий   город,  как  будто   не существовал на  свете...  Так пропадите  же вы пропадом с  вашей  обгоревшей тетрадкой и сушеной  розой! Сидите  здесь  на скамейке одна и  умоляйте его, чтобы он отпустил вас на свободу, дал дышать воздухом, ушел бы из памяти!

     Побелев  лицом,  Маргарита вернулась к скамейке. Рыжий глядел  на  нее, прищурившись".

****

МОНГОЛЬСКИЕ ЛИЦА И ЧЕЛОВЕК С БОРОДОЙ

"1984" - "Никто не знает, что будет с ними дальше: только немногих вешают как военных преступников. Остальные просто исчезают - видимо, в каторжных лагерях. Круглые монголоидные лица сменились более европейскими, грязными заросшими, измученными. Глаза над высокими скулами, порой до странности цепкие, встречали взгляд Уинстона и снова скользили мимо. Колонна заканчивалась. В последнем грузовике Уинстон заметил пожилого мужчину. Всклокоченная борода покрывала все его лицо. Он стоял в полный рост, скрестив перед собой запястья, будто бы уже привык к кандалам".

"МиМ" - Интересные замечания Коровьева  перестали  занимать  Маргариту. И раскосые  монгольские глаза, и  лица белые и черные сделались безразличными, по  временам сливались,  а  воздух между ними  почему-то  начинал дрожать  и струиться. Острая боль, как от иглы,  вдруг пронзила правую  руку Маргариты, и,  стиснув зубы,  она  положила  локоть  на тумбу.... 

     Ни Гай Кесарь  Калигула,  ни Мессалина уже не заинтересовали Маргариту, как  не заинтересовал ни один  из  королей, герцогов, кавалеров,  самоубийц, отравительниц,  висельников  и  сводниц,   тюремщиков  и  шулеров,  палачей, доносчиков,  изменников,  безумцев,  сыщиков,  растлителей.  Все   их  имена спутались в  голове, лица слепились в одну  громадную лепешку, и только одно сидело мучительно в памяти лицо, окаймленное действительно огненной бородой, лицо Малюты Скуратова".

***

ОСТАВЬ МЕНЯ

"1984" - "- Пока что нам везло, - сказал он. - Но скоро все закончится. Ты молода. Ты выглядишь нормальной, чистой. Будешь держаться подальше от таких, как я , проживешь, может быть, еще лет 50".

"МиМ" -   "— Бедная моя,  бедная, — сказал  я  ей, —  я не допущу, чтобы ты это сделала. Со мною  будет нехорошо, и я не хочу, чтобы ты  погибала  вместе со мной.

     — Только эта причина? — спросила она и приблизила свои глаза к моим.

     — Только эта.

     Она страшно оживилась, припала ко мне, обвивая мою шею, и сказала:

     — Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя".

****

ВИНО, ТОСТ ЗА ВОЖДЯ И БУНТЫ

"1984" - "Это называется вино, -  сказал О.Брайен с легкой улыбкой. - Вы наверняка читали о нем в книгах Внешней партии, боюсь его достоается совсем немного.
Лицо его снова посерьезнело, и он поднял бокал.

- Я думаю, будет уместно начать с тоста. За нашего вождя - за Эммануэля Гольдштейна".

"МиМ": "Насытившись, он похвалил вино:

     — Превосходная лоза, прокуратор, но это — не "Фалерно"?

     — "Цекуба", тридцатилетнее, — любезно отозвался прокуратор.

     Гость приложил руку к сердцу, отказался что-либо еще есть, объявил, что сыт. Тогда Пилат  наполнил свою чашу, гость поступил так  же.  Оба обедающие отлили немного вина  из  своих  чаш в блюдо с мясом,  и прокуратор  произнес громко, поднимая чашу:

     — За  нас,  за тебя,  кесарь,  отец римлян, самый дорогой и лучший  из людей!".

***
РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ

"1984" - "Книгу невозможно уничтожить. Даже если исчезнет последний экземпляр, мы сможем воспроизвести ее почти дословно".

"МиМ" -  "— Я, к сожалению, не могу  этого сделать, — ответил мастер, — потому что я сжег его в печке.

     — Простите, не поверю,  —  ответил Воланд, —  этого  быть  не может. Рукописи не горят.  — Он повернулся к Бегемоту и сказал: — Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман".

***

МЫ ПОКОЙНИКИ

"1984" - "-Мы покойники, - сказал он.
= Мы покойники - послушно откликнулась Джулия.
- Вы покойники, - произнес металлический голос у них за спиной"....
- Вы покойники, - повторил металлический голос...".
 

"МиМ" - "Все в порядке,  —  сказал Азазелло. Через  мгновение он был  возле поверженных любовников. Маргарита лежала, уткнувшись  лицом в коврик. Своими железными руками Азазелло повернул ее как куклу, лицом к себе и  вгляделся в нее. На его  глазах  лицо отравленной менялось. Даже  в наступавших грозовых сумерках  видно  было,  как  исчезало  ее  временное  ведьмино  косоглазие и жестокость и буйность черт. Лицо покойной посветлело и, наконец, смягчилось, и  оскал  ее  стал  не хищным,  а просто женственным страдальческим оскалом. Тогда  Азазелло разжал ее белые зубы  и  влил  в  рот  несколько капель того самого вина, которым  ее  и отравил. Маргарита  вздохнула, стала подниматься без помощи Азазелло, села и слабо спросила:

     — За что, Азазелло, за что? Что вы сделали со мною?

     Она увидела лежащего мастера, содрогнулась и прошептала:

     — Этого я не ожидала... Убийца!

     — Да нет же, нет, — ответил Азазелло, — сейчас он встанет. Ах, зачем вы так нервны!

     Маргарита  поверила  ему сразу, настолько  убедителен был голос  рыжего демона. Маргарита вскочила, сильная  и  живая,  и  помогла напоить  лежащего вином.  Открыв  глаза, тот  глянул  мрачно  и  с  ненавистью  повторил  свое последнее слово:

     — Отравитель...

     —  Ах!  Оскорбление является обычной  наградой за хорошую  работу,  — ответил Азазелло, — неужели вы слепы? Но прозрейте же скорей.

     Тут мастер поднялся, огляделся взором живым и светлым и спросил:

     — Что же означает это новое?

     — Оно означает,  —  ответил Азазелло, —  что  вам пора.  Уже  гремит гроза,  вы  слышите?  Темнеет.  Кони роют землю, содрогается  маленький сад. Прощайтесь с подвалом, прощайтесь скорее.

     — А, понимаю, — сказал мастер, озираясь, — вы  нас убили, МЫ МЕРТВЫ. Ах, как это умно! Как это вовремя! Теперь я понял все".

****
В МОЕЙ ВЛАСТИ

"1984" - "Пока мы будем разговаривать, помни пожалуйста, что в моей власти в любой момент сделать тебе больно, так больно, как я захочу. Хорошо? Если будешь мне врать, попытаешься уклониться от ответа или даже притвориться глупее, чем ты есть на самом деле, сейчас же заорешь от боли. Это понятно?".

"МиМ" -  "— Я, Игемон, никого не призывал к подобным  действиям, повторяю. Разве я похож на слабоумного?

     —  О да, ты  не  похож  на слабоумного,  — тихо  ответил прокуратор и улыбнулся какой-то страшной улыбкой, — так поклянись, что этого не было.

     — Чем хочешь  ты,  чтобы  я  поклялся? — спросил,  очень  оживившись, развязанный.

     —  Ну, хотя  бы жизнью твоею, — ответил  прокуратор, —  ею  клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это!

     — Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил,  игемон? —  спросил арестант, — если это так, ты очень ошибаешься.

     Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:

     — Я могу перерезать этот волосок.

     — И в  этом ты  ошибаешься,  — светло  улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, — согласись,  что  перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?"

****

ТЫ БОЛЕН - ПАЛЬЦЫ ГЛАВВРАЧА

Диалог главного психиатра клиники Стравинского с Иваном Бездомным и О.Брайена с Винстоном практически убивают своими аналогиями. Просто без комментариев, волосы встают дыбом.

Но Вы скажете, хорошо, но главная фишка диалога - пальцы О.Брайена. Он постоянно показывает 4 пальца Винстону, пока тот не входит в полную апатию. А что с пальцами у Стравинского?

Посмотрим:
  "— Я — нормален.

     — Ну вот и  славно, — облегченно  воскликнул  Стравинский, —  а если так, то давайте рассуждать логически. Возьмем ваш вчерашний день, — тут  он повернулся, и ему немедленно подали иванов  лист. —  В поисках неизвестного человека, который отрекомендовался вам как  знакомый Понтия Пилата, вы вчера произвели следующие  действия,  —  тут  Стравинский  стал загибать  длинные ПАЛЬЦЫ,  поглядывая  то  в лист,  то на Ивана, — повесили на  грудь иконку. Было?

     — Было, — хмуро согласился Иван"

****

ОБНУЛЕНИЕ

"1984" - "Не воображай себе, Винстон, что потомки за тебя отомстят. Потомки о тебе не узнают. Тебя выудят из потока истории. Мы превратим тебя в газ и рассеем в стратосфере. От тебя ничего не останется - ни имени в архивах, ни живого воспоминания. Ты обнулишься и в прошлом, и в будущем. Раз - и нет тебя, никогда не было и не будет".

"МиМ" - "Но вот что осталось совершенно неясным для следствия — это побуждение, заставившее шайку похитить  душевнобольного,  именующего  себя мастером,  из психиатрической клиники. Этого установить не удалось, как  не удалось добыть и  фамилию  похищенного больного.  Так  и  сгинул он  навсегда  под  мертвой кличкой: "Номер сто восемнадцатый из первого корпуса".

****

ЧТО В НЕХОРОШЕЙ КВАРТИРЕ?

"1984" - "- Что в комнате 101?
О.Брайен не изменился в лице. Он сухо ответил:
- Ты знаешь, что в комнате 101, Винстон. Все знают, что в комнате 101".

"МиМ" - "В  квартире  №  50  побывали, и  не раз,  и  не  только  осматривали ее чрезвычайно тщательно,  но и выстукивали  стены в ней, осматривали  каминные дымоходы, искали тайников. Однако все эти мероприятия никакого результата не дали, и ни в один из приездов в квартиру в ней никого обнаружить не удалось, хотя  и совершенно понятно было, что в квартире кто-то есть, несмотря на то, что все лица, которым так или иначе надлежало ведать вопросами о прибывающих в  Москву иностранных артистах, решительно и  категорически утверждали,  что никакого черного мага Воланда в Москве нет и быть не может.
"МиМ""

****

ВСЯКАЯ ВЛАСТЬ - НАСИЛИЕ НАД ЛЮДЬМИ

"1984" - "Власть состоит в способности унижать и причинять боль. Власть в том, чтобы крушить человеческое сознание, а потом собирать его заново в том виде, какой тебя устраивает. Понимаешь теперь, какой мир мы создаем? Полную противоположность глупым гедонистическим утопиям, которые воображали себе прежние реформаторы. Мир страха, предательства и мучений..."

"МиМ" -  —  "В  числе прочего я говорил, —  рассказывал арестант, — что всякая власть является насилием над  людьми и  что настанет время,  когда не  будет власти  ни  кесарей, ни  какой-либо иной власти. Человек  перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.
....

     — Я  думаю, —  странно усмехнувшись, ответил прокуратор, — что  есть еще кое-кто  на  свете, кого  тебе следовало бы пожалеть более, чем  Иуду из Кириафа,  и  кому  придется  гораздо хуже,  чем  Иуде!  Итак, Марк Крысобой, холодный и убежденный палач, люди, которые, как я вижу, — прокуратор указал на  изуродованное лицо Иешуа, —  тебя  били за твои  проповеди,  разбойники Дисмас и Гестас,  убившие со  своими присными  четырех  солдат, и,  наконец, грязный предатель Иуда — все они добрые люди?

     — Да, — ответил арестант.

     — И настанет царство истины?

     — Настанет, игемон, — убежденно ответил Иешуа.

     — Оно никогда не  настанет! —  вдруг закричал  Пилат  таким  страшным голосом, что  Иешуа отшатнулся. Так много лет тому назад в долине дев кричал Пилат своим  всадникам  слова: "Руби их! Руби их! Великан Крысобой попался!" Он  еще повысил  сорванный  командами  голос,  выкликая слова так, чтобы  их слышали в саду: — Преступник! Преступник! Преступник!".


"1984" - "Не выйдет! - проговорил он слабым голосом... У Вас не выйдет создать такой мир, какой Вы описали. Это не более чем ваша мечта. Это невозможно.
- Почему?
- На страхе, ненависти и жестокости цивилизацию не построить. Она не устоит.
- Да почему же?
- Она будет лишена жизненной силы. Она развалится. Она самоуничтожится."

*****

ОН ОПРЕДЕЛЕННО УМЕН

"1984" - "Странное благоговение перед О.Брайеном, сохранившееся несмотря ни на что, снова наполнило сердце Винстона. До чего умен, подумал он, до чего же умен! Не бывало еще, чтобы О.Брайен его не понял....".

"МиМ" -   "Он умен, — подумал Иван, — надо признаться,  что среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные. Этого отрицать нельзя!" — и ответил:

     — Совершенно правильно! И как же не  добиваться, вы  подумайте сами! А между тем меня силою задержали здесь, тычут в  глаза лампой, в ванне купают, про  дядю  Федю  чего-то расспрашивают!..  А  его уж давно на свете  нет!  Я требую, чтобы меня немедленно выпустили.

     — Ну что  же,  славно, славно! — отозвался Стравинский,  — вот все и выяснилось. Действительно, какой  же смысл  задерживать в лечебнице человека здорового? Хорошо-с. Я вас немедленно же выпишу отсюда, если вы мне скажете, что вы нормальны. Не докажете, а только скажете. Итак, вы нормальны?

     Тут наступила полная тишина,  и  толстая женщина, утром  ухаживавшая за Иваном,  благоговейно  поглядела  на  профессора,  а Иван  еще  раз подумал: "Положительно умен".

****

ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ

"1984" - "На самом деле ничего этого нет. Мы все только воображаем. Это галлюцинация".

"МиМ" -  —  "Приходится  верить,  — сказал  пришелец,  —  но, конечно, гораздо спокойнее  было  бы  считать  вас  плодом  галлюцинации.  Извините  меня, — спохватившись, прибавил мастер.

     —  Ну, что  же,  если  спокойнее, то и  считайте, —  вежливо  ответил Воланд.

     — Нет, нет, — испуганно говорила Маргарита и трясла мастера за плечо, — опомнись! Перед тобою действительно он!

     Кот ввязался и тут:

     —  А я действительно похож  на  галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в  лунном  свете, — кот  полез  в лунный столб и хотел  еще  что-то говорить, но его попросили  замолчать,  и  он, ответив: —  Хорошо,  хорошо, готов молчать. Я буду молчаливой галлюцинацией, — замолчал".

****

ЭПИЛОГ

Ну и что касается эпилога. Прочитайте сами. И обратите внимание на сходство с предавшим Ивана Рюхиным в ресторане.