Старейшина Моше Монтефьоре. Хаим Хефер. С иврита

Яна Знаменская
А как Монтефьоре стало восемьдесят лет,
Явились к нему ангелы, одеты в яркий свет,
Приблизились к постели и сказали: вот,
Святой и Преблагой тебя к Себе зовет.

А что тогда сказал Монтефьоре им, друзья?
- Простите, господа, но очень сильно занят я.
Братьям тяжело, за бедой идет беда.
Вот был погром в России – как не ехать мне туда?
И кто же, как не я, сможет всем помочь тогда?

И он садится в экипаж,
И кони летят вперед.
Тут тайком одаришь, а здесь и денег дашь,
Там обнимешь ласково, а тут хвалу воздашь.
И гордость у евреев, и ажиотаж –
Старейшине наш почет!

А как Монтефьоре девяноста лет достиг,
Ему сказали: ждут тебя на небе сей же миг.
Старейшина ответил: как же я могу,
От жертв резни дамасской туда я не сбегу.

Ведь кто-то должен ехать к турецкому паше,
Сказать ему: позор твоей низменной душе!
А если ему в руку придется дать бакшиш,
Подарок дорогой, что от прочих утаишь,
То кто же, как не я, поддержать готов престиж?

И он садится в экипаж,
И кони летят вперед.
Тут тайком одаришь, а здесь и денег дашь,
Там обнимешь ласково, а тут хвалу воздашь.
И гордость у евреев, и ажиотаж –
Старейшине наш почет!

А как Монтефьоре стало ровно сто годов,
Сказал он: вот, пожалуй, отдохнуть теперь готов.
Хоть тратил миллионы франков я и лир,
Но не хватает их на весь еврейский мир.

Но говорят ему: ведь у нас в финансах мель.
Достроить бы гробницу праматери Рахель,
Да укрепить бы камни на Западной стене,
Переселенцев ждать в нашей будущей стране.
И кто же, как не Вы, с этим справится вполне?

И он садится в экипаж,
И кони летят вперед.
Тут тайком одаришь, а здесь и денег дашь,
Там обнимешь ласково, а тут хвалу воздашь.
И гордость у евреев, и ажиотаж –
Старейшине наш почет!

А как Монтефьоре стало сто и год один,
Прощальным поцелуем его ангел проводил.
Лишь об одном просил он в час последний свой:
Иерусалимский камень себе под головой.

В гробу, завернут в талес – отправился уже
В последнюю поездку наш старейшина Моше.
Но все ж таких немало, кто клянется аж,
Что иногда ночами, сквозь сумрачный пейзаж,
Был виден Монтефьоре, и рядом экипаж.

И он садится в экипаж,
И кони летят вперед.
Тут тайком одаришь, а здесь и денег дашь,
Там обнимешь ласково, а тут хвалу воздашь.
И гордость у евреев, и ажиотаж –
Старейшине наш почет!


Оригинал:

Uch'shehaya hasar Montefiori ben shmonim
Az ba'u leveito hamal'achim hal'vanim
Amdu al mitato vechach amru elav:
"Hakadosh Baruch Hu rotzeh otcha elav"

Vekach ana hasar Montefiori bediyuk:
"Silchu li rabotai, ach be'emet ani asuk.
Ki yesh harbei tzarot le'acheinu ba'olam.
Hineh pogrom beRusiya, ech lo avo etzlam?
Ki mi im lo ani ya'azor po lechulam?"

Chorus
Vehu ala lamerkava ve"diyo" lasusim amar
Ufo matan beseter, ushama n'dava
Po tz'vita balechi o lituf shel ahava
Ulechol haYehudim simcha uga'ava
Vechol hakavod lasar, vechol hakavod lasar!

Uch'shehayah hasar Montefiori ben tish'im
Amru lo:
"Ta'aleh, ki sham lema'ala m'vakshim"
Sha'al otam hasar: "Hagidu, eich uchal?
Eich alilat hadam bedamеsеk tеvutal?

Halo tzarich lalechet lеPecha hanivzeh,
L'ehagid lo: Titbayesh ve'eich marshim davar kazeh!
Ve'im tzarich lasim lo beyad eizeh bakshish
Min matanah g'dola, ach she'ish ba lo yargish
Az mi im lo ani leTurki et zeh yagish?"

Vehu ala lamerkava...

Uch'shehayah hasar Montefiori ben me'a
Amar: "Maspik li kvar, haneshama sheli s'vei'a
Halchu milyonim lirot ufrankim uvishlik
Aval layehudim zeh af pa'am lo maspik"

Amru lo: "Kеvodo, rak yavo veyistakel
Tzarich livnot od cheder lekever shel Rachel
Ulehagbiha et hakotel hama'aravi
LeNavei She'ananim Yehudim yesh lehavi
Umi im lo ata ya mori, ya l'vavi?"

Vehu ala lamerkava...

Uch'shehayah hasar ben me'a ve'od shana
Nishkuhu mal'achim baneshika ha'achrona
Vekach et ha'einayim atzam hu bevaksho
Rak even Yerushalmit mitachat lerosho.

Atuf talit shel meshi venach betoch aron
Gamar hasar Moshe et mas'o ha'acharon
Ach yesh od anashim hamuchanim lehishava
Shelif'amim balaila kshechoshech bas'vivah
Ra'u et Montefiori al yad hamerkavah.

Vehu ala lamerkava...


Биографическая справка:

МОНТЕФИОРЕ Мозес, сэр (Моше; Sir Moses Montefiore; 1784, Ливорно, Италия, — 1885, Рамсгит, Англия), британский финансист, общественный деятель и филантроп.

Родился в еврейской религиозной семье состоятельного коммерсанта. Окончив школу, Монтефиоре некоторое время служил в оптовой компании по торговле бакалейными товарами. Успешно занимался затем биржевой деятельностью и стал одним из 12 «еврейских маклеров» лондонского Сити. Основал с братом Аврахамом (1788–1824) банкирский дом, быстро завоевавший хорошую репутацию. Во время наполеоновских войн (в 1809 г.) вступил добровольцем в национальную гвардию, четырехлетнюю службу в которой окончил капитаном. Крупное состояние и широкую известность Монтефиоре приобрел созданием при поддержке Н. М. Ротшильда (1774–1836) первого в Англии общества по страхованию жизни и основанием первой в Европе компании по освещению улиц газовыми фонарями.

Общественную и филантропическую деятельность Монтефиоре начал в 1820-х гг., когда, будучи членом Совета еврейской сефардской общины Лондона, вложил крупные средства и энергию в улучшение школьного образования евреев, основал больницу и общество помощи бедным еврейским невестам и передал общине 13 домов. В 1830-х гг. Монтефиоре активно участвовал в борьбе за право евреев быть избранными в парламент и назначаться на общественные должности без принятия присяги «по истинной христианской вере». Влияние и престиж Монтефиоре в Англии сильно выросли благодаря его роли в борьбе за отмену рабства в британских колониях (ему удалось организовать предоставление английскому правительству большого займа для этой цели). В 1837 г. он был избран шерифом Лондона и графства Мидлсекс (где он фактически отменил смертную казнь), стал первым евреем, удостоенным членства в Лондонском королевском обществе, и был возведен королевой Викторией в рыцарское звание. Позднее ему был пожалован титул баронета (1846), и он был избран шерифом графства Кент (1847).

С конца 1830-х гг. Монтефиоре становится признанным лидером английского еврейства (в 1838–74 гг. он председатель Борд оф депьютиз) и посвящает себя защите еврейских интересов во всем мире. Он сыграл важную роль в улучшении экономического положения еврейских поселенцев в Эрец-Исраэль. Монтефиоре посетил страну семь раз (в 1827, 1839, 1849, 1855, 1857, 1866 и 1875 гг.) и уже со второй поездки, наряду с пожертвованиями живущим там в крайней нужде евреям, стремился к созданию для них постоянных источников заработка и уменьшению их зависимости от пожертвований из-за границы. В 1839 г. по инициативе Монтефиоре начала проводиться перепись еврейского населения страны и стали закладываться основы продуктивной экономической деятельности евреев; были арендованы земли для еврейских поселений, велось обучение евреев сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ным работам на приобретенной для них цитрусовой плантации близ Яффы. Предметом особой заботы Монтефиоре было улучшение экономического положения и санитарных условий жизни еврейского населения Иерусалима: по его инициативе и при его содействии в городе были открыты аптека и поликлиника, в которую он в 1843 г. направил доктора Ш. Френкеля, первого дипломированного врача в стране; возведен первый еврейский квартал вне стен Старого города — Мишкенот-Шаананим (1860; позднее на средства основанного Монтефиоре фонда был построен квартал Иемин-Моше и ряд других, носящих его имя); организована типография, куда он прислал из Лондона печатный станок; создана и оснащена оборудованием ткацкая фабрика; построена ветряная мельница («мельница Монтефиоре»); открыта первая в стране ремесленная школа для девушек и многое другое. В намерения Монтефиоре входило также создание системы водоснабжения столицы и прокладка железной дороги Иерусалим—Яффа, но эти планы не осуществились. Глубокий интерес проявил Монтефиоре к святым местам Эрец-Исраэль; благодаря ему была приведена в порядок гробница Рахили и укреплена Западная стена в Иерусалиме. Ему удалось также добиться от султана фирмана о защите прав евреев в стране, в частности, их национально-религиозной автономии, и организовать существенную помощь евреям, страдавшим от голода и эпидемий во время Крымской войны. Секретарь Монтефиоре Э. Лёве (1809–88), обычно сопровождавший его в поездках в Эрец-Исраэль, вел дневники этих путешествий.

Больших масштабов достигала и деятельность Монтефиоре в защиту евреев — жертв клеветнических наветов, преследований и бесправия. Он сыграл значительную роль в прекращении Дамасского дела, спасении жертв навета в Марокко (1864), облегчении участи преследуемых евреев острова Корфу, Ионийских островов и других мест. Менее успешными были его попытки добиться улучшения положения румынских (1847) и русских евреев. Монтефиоре дважды посетил Россию (в 1846 г. и 1872 г.), удостаивался там всяческих почестей (был, в частности, принят Николаем I и Александром II) и получил от властей ряд обещаний по еврейскому вопросу, которые, однако, остались невыполненными. Монтефиоре вступился за евреев России и во время Кутаисского дела, в связи с которым он выражал готовность снова приехать в Петербург, невзирая на преклонный возраст. Используя свои обширные дипломатические связи, он пытался также предотвратить или остановить еврейские погромы в Бейруте, на Родосе, в Тисаэсларе и других местах. Нередко Монтефиоре жертвовал крупные суммы целым еврейским общинам, находившимся в бедственном положении (например, в 1859 г. общине Марокко; в 1872 г. общине Персии). Монтефиоре выступал и в защиту преследуемых других национальностей. Так, на резню христиан восставшими в Сирии друзами Монтефиоре ответил инициативой создания Англо-Сирийского фонда помощи пострадавшим.

Деятельность Монтефиоре и его личные качества завоевали ему всеобщее уважение в Англии и за ее пределами. Он пользовался поддержкой британского правительства и расположением королевы Виктории. 100-летний юбилей Монтефиоре торжественно отмечался всей Англией и мировым еврейством.