Мы все родом из детства -1 - Наша бабаня

Лидия Толченникова
 
1 часть – Баня   и   страшная сила  красоты

     Каждую субботу бабаня топила  баню. Баня у нас была обыкновенная, деревянная.Вода из нашего качка текла жёсткая и для помывки тела, и стирки  белья не подходила. Мы  приносили мягкую воду с Волги, с питомника, собирали дождевую воду,но зимой это была настоящая  проблема.Каменный, крутой яр Волги был  покрыт наледью или снегом. Подняться с водой было целое испытание. А спуститься к реке,поласкать бельё  и подняться – это просто наказание.
    Чтоб облегчить всем труд, бабаня варила щёлок, приносила снег.  У  входа, в левом углу бани  стояла огромная,  деревянная, дубовая  кадушка. Бабаня  заранее просеивала древесную золу.  Ведро  золы высыпала в  эту кадушку. Когда в  котле закипала вода, переливала её  в кадушку с золой. Зола шипела, бурлила,  вода становилась серого, грязного цвета, наверху плавали мелкие угольки,  бочку  с золой доливала  кипятком до самого верха. Как только кадушка наполнялась,  бабаня плотно накрывала её  деревянным кружком,  а сверху  набрасывала  ещё две, три старые фуфайки, чтоб вода не остывала, не охлаждалась.  Так заваривался щёлок, всё оседало на дно, и вода становилась прозрачной, мягкой. В  народе все называли  щёлок – щёлк, за мягкость, мылкость сравнивали с шёлком. Мягкость  воды так промывала наши спутанные волосы после купания на Волге,что наша бабаня всегда говорила:"Ну вот,теперь ваши волосы что шёлк,мягкие. Вот какой щёлк,всё промоет."   Бабаня затемно начинала топить баню.  Зимой, в морозную погоду,  баню топили  долго. Помимо  нашей семьи ещё придут мыться соседи.  Горячей воды надо много. Бабаня   объясняла, что когда ты  в своей бане  ещё моешь соседей, то тебе Небеса  списывают сорок грехов.
    Соседи любили ходить в нашу баню.  Заранее они приносили свою долю дров, приносили ведро  с водой. Бабаня топила так умело, чтоб всем угодить. Первым шёл в баню сосед, он любил париться. Обязательно  нёс свой тазик для помывки тела, ведро с холодной водой, под мышкой держал берёзовый или дубовый веник.  Выходил сосед из бани довольный, распаренный.  Он  каждый раз  бабаню  благодарил за труд. А ей  было так  приятно слушать его похвалу, значит угодила.  Следом  за ним шла соседка, пожилая, жилистая, худющая, болтливая  бабка. Она  тоже любила париться. И второй парок доставался ей. Как она говорила, что ей для мытья надо  всего два ковша воды.  Но она несла полное  ведро воды, чтоб уважить бабаню, за её труды. Наша труженица   вставала  утром ни свет,  ни заря, а эта соседка могла  позволить себе спать до обеда.
     Мы приходили с сестрой со школы,  помогали бабани. Но самое главное, мы должны были расплести косы, расчесать хорошо волосы. Бабаня садилась у окна, на свои колени стелила старенький передник, мы  с сестрой по очереди склоняли головы. Она  на тонкие прядки расчёсывала  бабаня наши волосы,  и каждый пробор  смазывала  скоромным  (топлёным)  маслом, из  пергаментной бумаги делала кулёк на волосы, а потом  укутывала их  тёплым  платком. Если бы она знала, как мы в дальнейшем испортим все свои волосы  химической краской, завивками, стрижками.  Бабаня варила жидкое мыло, добавляла в него настой  дубовой кору, корня  солода, всё для здоровья нашего и пользы.
         Ещё бабаня заваривала разные травы, этими отварами  поила нас, ополаскивала волосы, тело. Обязательно, когда мы выходили из бани, в предбаннике  стояли вёдра с ледяной водой. Бабаня  говорила, что надо   обязательно  сполоснуть своё лицо, шею, грудь этой водой.  Для этого надо набрать несколько пригоршней  ледяной воды и умыться. А если не водой, то снегом. Во  дворе  вокруг лежал чистый, не тронутый снег, вот этим снегом мы протирали своё лицо.
    Так, нас бабаня приучала ухаживать за своим телом. После бани мы надевали просторные рубашки до пят,для  тело было простое  обсушивание, никогда не вытирали полотенцем, голову, волосы  покрывали платком, полушалком. Дома нас ждал вкусный морс,как сейчас называют. А в наше время это был чай из ягод чёрной смородины, с вареньем.  Варенье было на любой вкус и  вишнёвое, и абрикосовое, и яблочное.


2  часть – Маски
   Весной и летом  бабаня собирала разные ягоды и фрукты,  рассказывала  и готовила  нам  маски для лица. Это были огурцы, помидоры, ягоды, сметана, всё шло вход. Откуда она это всё знала, мы не знали, не спрашивали.
    Бабаня следила, чтоб у нас не было  цыпок на руках и ногах, намазывала   их вазелином,глицерином, кашицей из трав,солидолом.
    Летом, прежде чем вести нас в баню, делала нам санитарный день. Мы ведь целое лето проводили на Волге. Поэтому,могли притащить в своих волосах вшей. Бабаня за этим строго следила и делала нам профилактику. Посыпала  наши волосы серым, вонючим   порошком  - дустом, завязывала  голову платком, и мы сидели дома часа два,не снимая платок.В  таком виде не побегаешь!  Потом вычёсывала наши волосы густым гребешком. А за тем, мы все вместе шли в баню,  старательно  отмывали  волосы шёлком. чтоб волос не пересыхал на солнце делала маски из постного и добавляла касторовое масла.

3 –  Рукодельница
      Бабаня  была трудолюбивая,ответственная,всё делала основательно.Она  была  неразговорчивая,не любила пускать слова на ветер,говорила только по существу.
    Она не  сидела без дела,всегда была занята. Умела красиво вязать из суровых ниток. Летом, осенью всеми вечерами вязала, торопилась к зиме навязать разные  салфетки, скатерти, подзоры, накидки,кружево. Приходила зима, глубокий снег покрывал  землю.  Бабаня шла в сад, мы помогали ей  расчищать  площадку от верхнего  слоя снега. Аккуратно раскладывали изделия серого цвета и сверху засыпала снегом. Старательно  утрамбовывали  снег, набрасывали ещё  дополнительно, ставили заметные колья. Когда наступал март, бабаня звала нас в сад, раскапывать  изделия и развешивать  на солнце, прищеплять  на бельевую  верёвку. Яркое, жгущее, весеннее солнце до конца отбеливало  суровые нитки.  Изделия становились белого цвета!  Бабаня любила украшать ими  полочки на  этажерке, трюмо. Любила дарить на память своим внучкам, родственницам, не каждая так умела вязать салфетки. Это было модно, особенно  в послевоенное время.
      Зимой бабаня всегда сидела на одном и том же месте, на  краю своей кровати, около окна. Она вязала носки, считала петли, про себя, но мы слышали. На руках, шила себе кофты, юбки. Стежки  были ровные, короткие, словно машинка строчила.  Про таких женщин, как наша  бабаня говорили – да они устали не знают!

4 – Бабаня и  наша  Волга

      Бабаня выросла на Волге. Она и наш дед, и все их дети  работали на Волге. Наше село расположено  на правом берегу реки, а это  высокий из белого известняка откосный яр и голая степь.  Когда наша русская красавица текла в своём, старом русле, то у нас был  свой лес. И все говорили: «Да, посадили картошку, тыквы, арбузы, дыни, огород, сад   за Волгой, в лесу! Сегодня  поедим в лес, за грибами, ягодами,за Волгу!  Да,пора дрова заготавливать на зиму, поедим за Волгу! Как рыбы много в пойменных  лугах!». Всё это значило на левом берегу реки, за Волгой, где вовремя половодья, были заливные луга, пойменные.  Так мы жили до тех пор, пока не построили  Волгоградское водохранилище,Волжскую  ГЭС.
    Напротив нашего села вдоль Волги растянулись  песчаные косы, через них бурлаки тянули баржи.И взрослые, и дети, все любили переплывать на косы,  отдыхать, загорать. На  мелководье водилось много рыбы. А тут, нагнали всякой техники, земснаряды, они качали  речной песок на баржи, углубляли, расширяли.  Воды  стало много,  и она  во всю  силу  затапливала луга, сёла на левом берегу. Жгли  наш  лес.  Мы  все плакали, народ  лишался кормилицы. Позже поставили Саратовскую  ГЭС и много других, девять раз перекраивали матушку, русскую красавицу Волгу.
     Шлюзы перекрыли реку.Волга из быстроходной, бурной  реки  постепенно стала превращаться в  медленную, ленивую, равнодушную, чужую тётку. Все  оплакивали Волгу,мы её любили, жалели!  Если раньше Волга бурлила, то теперь она разлилась так, что левого берега не видно! Лежит перед нами, сверкает на солнце, целое море!  Если раньше  рыба кишела, как говорили рыбаки,  то теперь рыба задыхалась, ей не хватало  воздуха.  Река  остановилась, закипела, стала зарастать водорослями, цвести, покрываться ряской. Река сама  не ломала весной лёд, обязательно  на помощь шли ледоколы. А когда шлюзы отпускали воду, то она так разливалась, что затапливала все берега. И тогда по Волге плыл весь мусор, коряги, брёвна, остатки леса.


© Copyright: Лидия Толченникова, 2021
Свидетельство о публикации №221031700655