Судьба из самых трагических

Клуб Слово
В 1884 году проводились реставрационные работы в Кирилловской церкви в Киева.
Под штукатуркой обнаружили сильно испорченную, а местами и утраченную живопись.
Из Петербургской Академии художеств приехал молодой художник.
Ссылаясь на его молодость, больших денег ему не обещали.
«Не так уж я молод. Я уже прошел военную службу. Кроме того, я неплохо рисую
 и у меня дар композиции»Слова настораживали. Не пустобрех ли?
Но все сомнения рассеялись. Это было громадное гениальное дарование,
редкостносное  дарование, мастерство и оригинальный ум.
Редкостное образование. Кроме Академии Художеств, два факультета университета
(юридический и историко-филологический) восемь языков!
Он серьезно занимался  всеми отраслями живописи – от фресок до эскизов
брошей и пуговиц.
Однако искусство его было ново и пугало. Заказчики и деньги обходили его стороной.
Вот его жизнь:безвестность, долгое время нищета,работа без признания и поддержки,
наконец - короткое счастье и – смерть в сумасшедшем доме.
Судьба из самых трагических.Звали этого человека
                Михаил Александрович Врубель.
Он родился в Омске, 17 марта 1856 года,в семье офицера.
 По матери – внук декабриста Николая Басаргина.
Ребенок был болезненным,слабым, он и ходить-то начал около трех лет!
В семье всегда были книги, эстампы, ноты, много читали, музицировали.
 Занятия сына рисованием отец поощрял, но систематически заниматься
искусством Михаил начал в 24 года, окончив университет
и пройдя военную службу.
 И вот  Врубель приехал в Киев и начал восстанавливать фрески древнерусской
монументальной живописи.
Время было радостное: любимая работа, относительно безбедное существование.
Прекрасный Киев, душевные украинские песни по вечерам.
На полученные за работу деньги, художник смог съездить за границу
посмотреть своих любимых старых  венецианцев. По возвращении из поездки
в Киев, где был объявлен конкурс на исполнение живописных работ
для Владимирского собора, он с жаром принялся за эскизы.
Но работа его не была востребована. Единственное, что ему доверили
выполнить, была рамка из цветов.
 Вот с этого времени началась долгая черная полоса.
 Он пытался писать заказные портреты. Но заказчики, увидев себя на полотне,
уходили и более не возвращались. Он поступил в иконописную мастерскую.
Но и там его работы «шли» только после того, как по ним проходила
кисть полуграмотного богомаза. В письмах к родным он бодрился,
а бодриться -то нечего. Он живет в нетопленной комнатке, у него нет
пальто, да и ест он не каждый день.
 Только огромная вера в свое предназначение могла удержать  и не дать
отступиться от  мечты.
 Была в его творческой жизни одна тема, которой он никогда не изменял.
Эта тема – лермонтовский  «Демон». Как и Демон, был он одинок, жаждал
гармонии и счастья, сомневался, надеялся. Терпел крушения…
В 1890 году Врубель перебрался в Москву. Где его познакомили
с Саввой Ивановичем Мамонтовым, который весь жар души и немалые средства
отдавал искусствам. Мамонтов сразу приобрел несколько работ Врубеля и был
 одним из немногих, кто поддерживал художника.
 В имении Саввы Ивановича " Абрамцево" часто и подолгу гостили Серов, Репин, Суриков,
 Поленов, Коровин, Рахманинов. Среди прекрасной природы Подмосковья
они  вдохновенно трудились, талантливо отдыхали, ставили спектакли,
читали вслух. Здесь, в Абрацево, есть очень красивая  керамическая скамья,
которую Врубель вставил в пейзаж, как драгоценную жемчужину в оправу.
 А в мастерской хранятся его удивительные, прекрасные майолики с образами
героев сказки «Снегурочка» Островского.
Повезло художнику в области иллюстрации, особенно   в иллюстрациях к произведениям Лермонтова.
 А Его «Пан»- удивительное  чудо. Это ожидание чуда у Врубеля всегда есть,
 образы его произведений загадочны фантастичны. зыбки… Может было,
а может приснилось…
 А вот «Царевна –Лебедь»! Это не портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель
в сценическом костюме, как думают многие, это именно ею созданный 
сценический образ. На её лице игра света, как на чудных майоликах,
только живы глаза, полные тоски по земному образу. По земной любви…
  Одна из его загадочных картин – «Сирень». Тут и  грусть, и ожидание,
и трепет. Лунный свет, как облако цветов. Черные провалы между веток...
 В этом полотне Врубель  поставил труднейшую задачу: -
«Погодите. Я еще напишу сирень зеленой краской!»- говорил он Дело в том,
что в живописи есть закон дополнительных цветов. Рядом с серым зеленый
становится красным, рядом с красным серый отливает зеленью.
 Врубель наполнил картину очень интенсивным зеленым цветом – и лунный свет,
и лицо и руки девушки зелены, поэтому, все, что не так зелено,
как будто розовеет, а написанные скрой краской гроздья сирени сияют,
как драгоценные камни.
После смерти маленького сына от крупа  и тяжелой болезни жены, и без того
слабое здоровье художника было окончательно подорвано.
 Подкралась болезнь, но и на больничной койке он продолжал работать
Здесь написаны его «Наяды» , «Бессонница».
 В больнице художника навещал поэт Валерий Брюсов. Они подружились.
Появился прекрасный портрет поэта. Это была последняя вспышка
врубелевского гения... Портрет остался не вполне законченным.
А когда в 1910 году его посетил С.И. Мамонтов, Михаил Александрович
уже не узнал его.
В том же 1910 году художника не стало.