По ту сторону - 6

Савельев
Чтобы перебраться на другой берег Балатона, нужно из Шиофока проехать вдоль берега 15 км и попасть в другой населённый пункт под названием Замарди. Весь путь справа будет Балатон, а слева многочисленные виллы, которые выполняют роль миниотелей для отдыхающих и туристов. Водитель нашего восьмиместного кроссовера Андраш родом из Советского Союза, ему под семьдесят. Жил в Закарпатье, специалист по атомным электростанциям. По национальности венгр. В конце восьмидесятых выяснилось, что в Венгрии осталась одинокой его престарелая близкая родственница. Чтобы не потерять наследство, эмигрировал в Венгрию, где и живёт по сей день. Против советской и постсоветской власти ничего не имеет, говорит, так получилось. Работает консультантом при строительстве атомной электростанции в Венгрии по российскому проекту российскими специалистами. Старались не говорить с ним о политике, но на вопрос, как он относится к Виктору Орбану, сказал, что не любит его методы правления. Для многих венгров Орбан – это как Лукашенко для оппозиции в Белоруссии
По пути к четырём пассажирам (мы и две экзальтированные дамы из Москвы) добавилась ещё одна семейная пара. И вот мы на пристани , соединяющей юго-восточный берег Балатона с полуостровом Тихань паромной переправой. Это самое узкое место на Балатоне. Взяв на борт около полсотни пассажиров и полтора десятка автомобилей, наш паром небольшого размера по сравнению с морскими круизными паромами отчалил от пристани и через пятнадцать минут благополучно пришвартовался на другом берегу на полуострове Тихань.  Андраш остался в Замарди, а в Тихани нас ждал другой автомобиль с гидом – пожилой женщиной с очаровательной собачкой в сумке, которая сопровождала нас всю дорогу. Наш путь лежал в Хевиз и Сиглигед. Присоединились ещё две попутчицы из Балатонфюреда. Погода стояла отличная, и вот мы уже едем по западному берегу Балатона в Бодачоньский район, знаменитый своими бодачоньскими винами и арбузами. Но пока суть да дело, вспомнился  прошлый год, который и сподвиг нас повторно очутиться в Венгрии и именно на Балатоне.
Венгрия! Я уже писал, что, если выбирать для жизни между Чехией и Венгрией, то выбрал бы Венгрию. Благодатная страна. Через всю Венгрию протекает Дунай. На его иногда высоких, иногда пологих, берегах, покрытых зелёными лесами и дубравами, расположились светлые, уютные, привлекательные городишки. В каждом городе непременно церковь или даже собор, светлые и красивые. Будапешт с его двухмиллионным населением привлекателен своим ритмом жизни и оригинальной планировкой. Высокий правый берег Дуная с Королевским дворцом и совершенно сказочным и непонятным сооружением Рыбацким бастионом, называется Будой. Левый пологий берег с его главной транспортной улицей – Кёрутом – называется Пештом. По Кёруту ходят самые длинные в Европе трамвайные сочленённые вагоны длиной 54 метра 4-го и 6-го маршрутов. Когда я смотрю на наши допотопные чешские трамваи, закупленные ещё в годы моей юности, то мне непонятно, почему страна с богатейшими природными ресурсами, с огромными залежами нефти и газа, золота и платины, алмазов и урана, не может в четвёртом городе страны иметь такие же красивые, современные, комфортабельные трамваи, которые есть и в Праге, и в Будапеште. В Венгрии, кроме подземных источников воды, по сути никаких полезных ископаемых нет, так почему же на протяжении многих лет у них стабильно держится курс местной валюты по отношению к евро. В Чехии – кроны, в Венгрии – форинты. Цены на продукты в магазинах Праги и Карловых Вар в 2018  году были практически такие же, как в 2012-м. И только для русских туристов год от года за рубежом всё дорожает и дорожает. Этот факт объяснить логически очень сложно. Правда, радует тот факт, что при стабильности цен, кое-что у них дороже. Например, насколько я помню, билет в трамвай или на метро в Будапеште стоил что-то около 350 форинтов. В самом дешёвом обменном пункте  в Будапеште на Кёруте между площадью Луизы Блахи и  Октагоном за один евро давали 315-317 форинтов. Таким образом, один трамвайный билет, после небольших расчётов обходился русскому туристу в 80-90 рублей. Что, впрочем, всё равно дешевле, чем в Вене (2 евро и 10 центов). Так в Вене же ещё не сядешь на обратный поезд. Переехал свою станцию – всё, выходи, покупай снова обратный билет. Старое метро в Будапеште, конечно, выглядит ужасно. Возможно, синяя ветка у них всё же лучше ньюйоркской подземки, и старые советсткие мытищенские вагоны не так уж и плохи, но станции на этой ветке совершенно никакие. Потолок написает над головами пассажиров, по сути это система пешеходных туннелей. Но зато новые станции на четвёртой, зелёной линии метро, не могут не вызывать восхищения. Такое ощущение, что станции четвёртой линии вырыты открытым способом, и в этих котловинах нагромождены каскады эскалаторов и стеклянных куполов под открытым небом. Очень впечатляет. Простор и воздух. Впрочем, в Будапеште в конце XIX века было сооружено первое в континентальной Европе метро. И что удивительно, эта ветка до сих пор действует. Два тесных небольших вагончика предназначены скорее для туристов, чем для местных жителей. Но ведь какая стабильность и уважение к своему прошлому! На небольшой глубине залегания эта ветка от Парламента ведёт к Площади Героев и купальне Сеченьи, к зоопарку, к комплексу дворца и парка Вайдахуньяд, и, наконец, привозит вас на конечную станцию Мексикано, где, выйдя на улицу на окраине Будапешта, через пять минут вы можете прийти в чудо венгерского общепита – ресторан шведского типа Трофея Гриль. О, как приятны воспоминания о ресторане Трофея Гриль на Мексикано! Недёшево, прямо скажем. В рабочий день  4500 форинтов (около 15 евро), в выходной 7500 форинтов (25 евро).  Но оно стоит того! Настоящие венгерские деликатесы, бесплатно столовое венгерское вино, богатейшее разнообразие выпечки к чаю. Выбирай , что хочешь и сколько хочешь. Для русских туристов на Мексикано нет ограничений по времени. Хозяйка отлично владеет русским и всегда сама встречает посетителей на входе в ресторан. 
Вообще, венгры очень гордятся своими хунгариками. Что такое хунгарики? Сейчас скажу, и вы поймёте. Хунгарики – это шариковая ручка, это кубик Рубика, это бальзам Уникум, это фуагра, это Токай, это, в конце концов, знаменитые венгерские купальни. О, купальни, это что-то! Вспомнилась снова прошлогодняя поездка в Токай над Тиссой (мне привычнее писать и произносить с двумя «с», помните остросюжетный советский фильм о доблестных пограничниках «Над Тиссой» 1958 года с Кочетковым, Конюховой и Крючковым в главных ролях? ).  По пути в Токай  остановка и купание в Мишкольц-Тапольца. Кто ещё не бывал и не купался в гротах купальни в Мишкольц-Тапольца – очень много потерял в своей жизни. Система туннелей с минеральной водой из термальных источников с водопадами, родниками, реками и бассейнами. Самое главное, что отличает венгерские купальни от аттракционов подобного типа – целебная термальная вода (30-35 градусов), которая извергается из земных недр в данном месте. Много времени на купание нам не дали, всего около часа, но впечатление осталось на всю жизнь. Потом были и Сеченьи в Будапеште, и Хевиз, куда мы сейчас держим путь в этом рассказе, но Мишкольц-Тапольца переплюнет их все на порядок.
Итак, дорога в Хевиз. Наш минивен юрко петляет по неширокой трассе. Слева иногда виднеется Балатон, справа на холмах сплошным фиолетовым цветом раскинулись поля лаванды. Господи, какой рай! По пути остановились, чтобы купить с крестьянской повозки знаменитые бодачоньские арбузы. Но более знамениты бодачоньские вина, например, Сёрке Барак, что в переводе с венгерского означает Серый Монах. Причём, венгерские вина, которые продают непосредственно в Венгрии, по вкусу сильно отличаются от тех вин, которые можно купить у нас. Во всяком случае, Сёрке Барак у нас не купишь. Настоящие венгерские вина изготавливаются в количествах, недостаточных для полноценного экспорта, чтобы цены были приемлемые. К тому же, ответные санкции не позволяют ввозить многие из продуктов из европейских стран.
Примерно через час –полтора нашей поездки мы въехали в городок Хевиз. Уютный, красивый, маленький городок. Ухоженные улицы, много современной скульптуры малых форм. Естественно, приехали сюда ради купания в озере Хевиз. Интересно было посмотреть на это чудо природы и испытать целебные свойства его воды. (Продолжение следует).

© С.Савельев, фото.  Паромная переправа на Балатоне Замарди - Тихань.
                Изумрудный цвет воды в Балатоне на самом деле такой - не фотошоп.