Для человека пишущего слова являются значимой субстанцией, они – одушевленные сущности. Однако материя слов – она – летучая, и если вещь можно потрогать, перенести с места на место, то – слово не воробей, вылетит - не поймаешь!
Фильм, конечно, поднял не новую тему, а заострил внимание на старой. Многие не придают значения словам, а зря. Словом можно убить, а можно исцелить. То есть не самим словом, а той энергией эмоции или смысла, которые стоят за ним.
Мы привыкли верить словам, ведь если что-то говориться, значит, так оно и есть. Мы перестали обращать внимание на жесты, взгляды и другую значимую информацию, нам достаточно слов. Поэтому слова в современном мире становятся эквивалентом правды. Но так ли это в самом деле? И не пользуются ли этим те, кто это понимает ? Те, у кого есть возможность управлять информационными потоками и создавать привлекательные виртуальные картинки? Но это - не тема фильма. Здесь - о другом, о том, что для писателя – а все три героя – писатели, слова становятся значимее и важнее, чем их реальная жизнь и реальные отношения, даже реальные люди, к которым они питают определенные чувства. «Я любил слова больше, чем женщину» - скажет один из героев фильма.
Почему этот фильм меня задел? Именно в силу того, что в современном мире стирается граница между реальным и виртуальным. И часто виртуальное становится реальнее, значимее и движет поступками и поведением больше чем реальные факты и события. Мы всерьез воспринимаем наши виртуальные контакты в социальных сетях, мы всерьез радуемся и негодуем по поводу этих виртуальных лайков, комментариев. Мы давно живем в выдуманном мире, многие из нас, так как он заменяет нам реальный. И, похоже, тенденция только усугубляется. И скоро уже совсем для многих реальность обычная и реальность виртуальная смогут соединиться в их сознании в одно целое или одна – вымышленная - заменить настоящую.
Но что такое реальность, спросите вы? Наш трехмерный мир, который можно потрогать, переместить вещи в нем, например, перенести стул с места на место? А наши чувства? Их ведь уже нельзя даже увидеть, их можно только пережить. И еще более эфемерной кажется мыслительная субстанция. То, что мы думаем, это - наше или? Чем дальше мы идем по цивилизационному пути, тем все более абстрактным кажется мир и все, что в нем происходит. Когда человек только осваивал природу, у него для ее преобразования были только грубые инструменты. А сейчас художник может не заморачиваться составом красок, где их купить, с каких заморских стран привезти, он может не бояться отравиться их испарениями. Потому как он создает свои картины с помощью компьютерной программы и они вполне реальные – на экране. Уровень нынешней цивилизации позволяет многим жить уже в другом мире, и не зависеть часто от внешней и такой реальной трехмерной жизни. Еще в начале прошлого века основатель антропософии Рудольф Штейнер сформулировал задачу того времени: «…чтобы каждый, начиная с себя, захотел выбраться из абстракций, устранил отчуждение от действительности и тому подобное, чтобы каждый попытался прийти к действительности, преодолеть абстракции…» Да, уж, если в их время это уже становилось проблемой, то что говорить нам.
Рассказывать о фильме нет смысла, так как будет неинтересно смотреть. В фильме – а он уже сам по себе – выдуманная история, писатель повествует о писателе, о его жизненной истории, в которой тот создает своих выдуманных героев. В общем, масло масляное. Все повествование построено по принципу матрешки: одна история в другой. Вполне занятно. Но в итоге выдуманная жизнь и попытки прожить чужую жизнь и присвоить плоды чужого труда оборачиваются для героя вполне себе реальными проблемами. Для выдуманного героя. А вот для самого героя фильма – эмоциональными проблемами и укорами совести. Впрочем, он – герой фильма - тоже выдуманный, плод фантазии сценариста!
Реального просмотра!
Страна: США
Режиссёры: Брайан Клагман, Ли Стернтал
В ролях: Брэдли Купер, Джереми Айронс, Зои Салдана.