Далеко ли до вашей школы?

Зера Черкесова Новеллы
 Прочла, что изданы распоряжения о школе, в которых сказано, что школа по закону не должна быть дальше, чем 500 метров от дома учащихся данной школы. Максимум то есть - пол-километра. Это забота об учащихся, законодательно закрепленная.
Припомнила своё.

Моя первая школа была рядом с домом. Потом была другая, та была за по меньшей мере, 2,5 км. Далековато, там была только одна школа, куда перевели на работу, и мы ходили туда, в начальной школе.
 Потом переехали в город. И снова была школа рядом с домом, но сестра ходила в другую школу, где на руководящей работе был мой отец. А меня отдали в школу рядом, с нескольких минутах, потому что я была еще малолетка. Та же школа была в получасе ХОДЬБЫ. Если быстрой, а если медленной, то 40 минут.  Мы были чем-то похожи на детей военных, меняя школы.

В близкой школе я сначала училась хорошо, а в "переходном возрасте" меня перевели в параллельный класс, где у меня не сложились отношения с новыми одноклассниками, всё это наложилось на "переходный возраст" вообще с его проблемами становления, и стала съезжать на тройки и не хотеть идти в школу. И меня перевели туда, в дальнюю школу, под присмотр.

А теперь давайте посмотрим на то, что тогда не замечалось, считалось само собой разумеющимся.
 
Вторая смена - это значит, что возвращались поздно, в зимнее время ещё и темень, а шли по 30-40 минут туда и обратно столько же, пешком! Никаких школьных автобусов и маршруток не было. Ни дня я не ехала в школу на транспорте, все 11 лет пешком. Школьный автобус только возил нас "на кукурузу" осенью, эксплуатация детского труда.

Потом первая смена в старших классах и темно теперь было зимой в ранний утренний час и все те же 30-40 минут пешей ходьбы до школы и 30-40 минут обратно после уроков.

Также и отец. Машина была в селе, а в городе только на пенсии купили. Часто мы шли вместе, он держал свой портфель с поурочными планами, тетрадями и официальными бумагами для районо и тд, а также наглядные материалы типа ватманских листов скрученных в рулон, которые мы вывешивали на стенах школы.

Еще до 7ч.утра выходили из дома. Потому что надо и добраться успеть, и привести класс в порядок, и опыты поставить заранее,  и на доске написать задачи и вопросы. Я могла бы выйти позже. в 7ч.20 минут Но мы выходили чаще все вместе на работу родители и мы в школу.

Итак, 1,5 часа в день уходило на дорогу. НО! Не на маршрутки, не на автобусы и электрички с пересадками, как добираются в мегаполисах до школы-работы-вуза, о чем наслышаны.   А в провинции школы не всегда рядом, моя была рядом, но без контроля я стала плохо учиться и меня перевели в дальнюю школу, где я снова стала отличницей. Можете считать, что потому что дети учителей в привилегированном положении, как это с подростковой ревностью высказыывали одноклассники("пятерки любимчикам ставят"), но прошу не сбрасывать со счетов повышенный семейный контроль! Хотя не все учительские дети хорошо учатся и примерны, я и сама была далеко не паинька. Своенравна.

А для чего я все это вам рассказываю?
500 метров школа от дома - это НЕ признак заботы, скорее просто удобство инфраструктурной разработки городских строений. Видела недавно телесюжет, в котором дети в какой-то африканской деревушке добираются до ближайшей школы...ежедневно преодолевая скалу и карабкаясь по ней, как альпинисты и потом еще многокилометровый марш-бросок! Им все обещают автобус, да какой там транспорт в джунглях!

В советской худ.лит. сколько раз читала, в мемуарах также, про то, как далеко добирались до школы, единственной подчас на несколько сел и в городе. Москва не сразу строилась...И вся страна тем более. А теперь когда и школ стало хватать, и уже указы вышли, что не дальше пятиста метров от дома чтобы для всех, уже вопрос ставят о дистанционном домашне-компьютерном обучении. Это же какая гиподинамия чудовищная разовьется!

Я ежедневно добиралась до школы по 30-40 минут туда и обратно 30-40 минут, и прилежно отбывала все уроки физкультуры без манкирований(хотя еще  как хотелось манкировать!)и делала утренние зарядки перед уроками со всей школой во дворе и плюс "наши пальчики устали" посреди дня(аналог "производственной гимнастики " на производствах). Было и внутреннее школьное радио с зарядкой. И я всё же страдала от лишнего веса в переходном возрасте.

А что будет с целым поколением, которое не будет отрывать "попу от компа"-и в школу ходя в интернет-зум-коференции и тут же вместо зарядки играя в комп игры и  и чаты всякие (болтовня "ниачём").

И впервые мне пришла мысль: боже, как нам ПОВЕЗЛО!
Да, потом все разлетелись. Иных уж нет, а те далече. Но мы получили на всю жизнь РЕЗЕРВ, который оценить можем теперь. Я, во всяком случае, наблюдая за происходящими трансформациями общественного сознания и "революцией в цифровизации образования" и всего - вижу:нам повезло. Удивилась бы, если бы услышала это тогда. В ту пору я завидовала своим сверстникам, жившим в больших столицах, в школу ехавших на целом школьном автобусе и неведомых нам "электричках". А мы на своих двоих, с тяжелыми портфелями, даже ранцы вошли в моду для девочек тоже уже после нас. А у нас ранцы были привилегией мальчиков, а мы, девчонки, таскали туго набитые портфели. И это было между прочим немалой проблемой, много разговоров было о том, как разгрузить портфели, часть уч. пособий и толстых тетрадей мы даже оставляли в школе, в шкафах. А теперь, поговаривают, что цифровизаторы отменят даже школьные учебники - всё будет в цифровой форме...

И теперь я стала хотеть вернуться в своё детство и снова в 7 утра или хотя бы в 8 - добираться до своей школы и обратно. Правда, в мое школьно-студенческое время не было столько автомобилей. Несколько улиц мы проходили, и ни одной машины. А сейчас те же маршруты в любое время дня:половодье автомобилей! Не могу найти чистых улиц. Даже в парках машины, машины...Каждый ныне считает своим долгом купить машину, а у многих уже и по 2-3. Все чаще вижу за рулем девушек. Эмансипэ. Но в моем детстве и студенческой юности (90-е-начало 2000-х) я не помню столько детей и молодежи с избыточным весом, сколько сейчас, каждый второй-третий.


Ныне только личными усилиями возможно противостоять нарастающему безумию технического прогресса, приведшего к физической и интеллектуальной размягченности, изнеженности людей. Детей, которых хорошо одевают и перекармливают сладостями, не чета нам, донашивавшим друг за другом пальто и платья, а конфеты видевшие только по большим праздникам несколько штук. Но как мне новую поросль всё более жаль...

23/03/2021 7ч.34м. мск

https://zera-cherkesov.livejournal.com/2021/03/23/